А. Создание и заполнение базы данных
1. Создать папку для размещения файла базы данных. Запустить Microsoft Access. Создать новую базу данных:
Пуск | Программы | Microsoft Office | Microsoft Office Access 2007 |
ф. Microsoft Access | Новая пустая база данных | Новая база данных |
Панель Новая база данных | Имя файла ← Education;
Поиск расположения для размещения базы данных ← путь к созданной директории;
кн. Создать ► ф. Education: база данных (Access 2007) – Microsoft Access
2. В базе данных с помощью конструктора таблиц создать структуру таблицы Студенты (справочник студентов):
– задать имя таблицы Студенты:
ф. Education: база данных | ф. Таблица1 |
кл. [Ctrl + S] ►ф. Сохранение | Имя таблицы ← Студенты
– перейти в режим конструктора
ф. Education: база данных | ф. Студенты |
вкл. Работа с таблицами ►Режим таблицы (Вид ← Конструктор) ►
ф. Студенты
– задать поле идентификатора студента (счетчик, первичный ключ). Если поле уже задано, пропустить данный пункт:
ст. Имя поля ← Код; Тип данных ← Счетчик;
вкл. Работа с таблицами ►Конструктор | кн. Ключевое поле;
перейти на след. строку
– задать поле номера зачетной книжки (уникальное, 6 цифр):
ст. Имя поля ← ЗачКн; Тип данных ← Текстовый;
ф. Свойства поля | Общие |
Размер поля ← 6; Индексированное поле ← Да
(Совпадения не допускаются); Обязательное поле ← Да;
Маска ввода ← 000000;
перейти на след. строку;
– задать поля фамилии, имени, отчества (строковые):
ст. Имя поля ← Фам; Тип данных ← Текстовый;
ф. Свойства поля | Общие | Размер поля ← 20; Обязательное поле ← Да;
перейти на след. строку;
аналогично – для имени (Имя) и отчества (Отч);
– создать уникальный индекс ФИО из полей фам, имя, отч:
вкл. Работа с таблицами ►Конструктор | кн. Индексы ►
ф. Индексы | кл. на пустую строку | Индекс ← ФИО;
Имя поля ← Фам; в этом же столбце перейти на след. строку | Имя поля ← Им;
в этом же столбце перейти на след. строку | Имя поля ← Отч; закрыть окно);
перейти на след. строку;
– задать поле кода специальности (до 7 русских букв, подстановка из списка):
ст. Имя поля ← Спец; Тип данных ← Текстовый;
ф. Свойства поля | Общие |
Размер поля ← 7; Условие на значение ← Between "А" And "яяяяяяя";
Обязательное поле ← Да; Тип данных ← Мастер подстановок… ►
ф. Создание подстановки |
уст. Будет введен фиксированный набор значений; кн. Далее ►
Число столбцов ← 2; отрегулировать ширину столбцов; кн. Далее ►
Доступные поля ← Столбец1; кн. Далее ► кн. Готово ►;
перейти на след. строку;
ф. Свойства поля | Подстановка |
Источник строк ←АСОИУ; Автоматизированные системы…;
МИЭ; Матметоды в экон… и т.д. для др. специальностей);
перейти на след. строку;
– задать поле курса (одна цифра от 1 до 6):
ст. Имя поля ← Курс; Тип данных ← Текстовый;
ф. Свойства поля | Общие |
Размер поля ← 1; Обязательное поле ← Да;
Условие на значение ← Between “1” And “6”);
перейти на след. строку;
– задать поле номера группы (две цифры):
ст. Имя поля ← Гр; Тип данных ← Текстовый;
ф. Свойства поля | Общие |
Размер поля ← 2; Обязательное поле ← Да; Маска ввода ← 00);
перейти на след. строку;
– задать поле даты рождения:
ст. Имя поля ← ДатаРожд; Тип данных ← Дата/время;
Свойства поля | Общие |
Формат поля ← Краткий формат даты);
перейти на след. строку;
– задать поле биографии (мемо):
Имя поля ← Биогр; Тип данных ← Поле МЕМО;
Свойства поля | Общие |
Формат поля ← @;”Неизвестна”);
перейти на след. строку;
– задать поле фотографии (объект):
Имя поля ← Фото; Тип данных ← Поле объекта OLE;
перейти на след. строку;
– сохранить структуру таблицы одним из трех способов: сочетанием клавиш [Ctrl + S], кн. Office | Сохранить или кн. «Сохранить» на панели инструментов.
3. Аналогичным образом создать структуру таблицы Предметы (справочник предметов) с полями:
– создать новую таблицу базы данных Education
ф. Education: база данных | вкл. Создание ►Таблица
– задать имя таблицы Предметы:
ф. Education: база данных | ф. Таблица1 |
кл. [Ctrl + S] ►ф. Сохранение | Имя таблицы ← Предметы
– перейти в режим конструктора
ф. Education: база данных | ф. Предметы |
вкл. Работа с таблицами ►Режим таблицы (Вид ← Конструктор) ►
ф. Предметы
– задать поле идентификатора предмета (счетчик, первичный ключ). Если поле уже задано, пропустить данный пункт:
ст. Имя поля ← Код; Тип данных ← Счетчик;
вкл. Работа с таблицами ►Конструктор | кн. Ключевое поле;
перейти на след. строку
– аналогичным образом создать остальные поля таблицы:
– Название (название предмета (строковое));
– Цикл (цикл дисциплин, к которым относится предмет (строковое));
– Объем (количество часов (числовое));
– Кафедра (название кафедры, на которой ведется преподавание предмета (строковое)).
– указать первичный ключ таблицы (поле Код);
– для каждого из полей таблицы придумать ограничения на значения.
4. Аналогичным образом создать структуру таблицы Успеваемость (успеваемость студентов по предметам) с полями:
– Код студента (идентификатор студента (тип такой же, как в таблице Студенты,но не счетчик));
– Код предмета (идентификатор предмета (тип такой же, как в таблице Предметы,но не счетчик));
– Оценка (оценка (символ));
– Дата (дата (дата)).
– ввести составной первичный ключ (поля идентификаторов студента и предмета):
ф. конструктора таблицы Успеваемость | кл. на поле Код студента;
Ctrl + кл. на поле Код предмета ►
выделены оба поля; (панель инстр. | кн. Ключевое поле) ► составной ключ готов;
– для каждого из полей таблицы придумать ограничения на значения;
– задать таблицы студентов и предметов в качестве таблиц подстановки для идентификаторов студента и предмета в таблице успеваемости:
ф. конструктора таблицы Успеваемость | кл. на поле Код студента;
Тип данных | Мастер подстановок… ►
ф. Создание подстановки | уст. «Объект "столбец подстановки" будет использовать значения из таблицы или запроса»; кн. Далее ► след. стр. |
кл. Студенты; кн. Далее ► след. стр. | Выбранные поля << все поля, кроме ДатаРожд, Биогр, Фото; кн. Далее ► след. стр. |
Выберите порядок сортировки элементов списка | выбр. Код; кн. Далее ► след. стр. |
отрегулировать ширину столбцов; кн. Далее ► след. стр. | кн. Готово ►
ф. …сохранить таблицу? | кн. Да
– аналогичным образом указать таблицу Предметы в качестве таблицы подстановки для поля Код предмета.
– задать допустимые значения оценок (5, 4 и т. д.) в качестве значений подстановки для поля Оценка.
5. Связать таблицы, сделав таблицы студентов и предметов родительскими, а таблицу успеваемости – дочерней; установить правила ссылочной целостности: каскадное для удаления и изменения:
ф. Education: база данных | вкл. Работа с базами данных | кн. Схема данных ►
(ф. Схема данных ► таблицы на схеме (если на предыдущих этапах все было сделано верно, то на форме будут представлены все три таблицы базы данных
Выбрать связь между таблицами Студенты и Успеваемость;
дв. кл. на линии связи ); ►
(ф. Изменение связей | уст. Обеспечение целостности; уст. Каскадное обновление;
уст. Каскадное удаление; кн. OK) ► связь на схеме;
– Аналогичным образом изменить свойства связи между таблицами Предметы и Успеваемость.
– Закрыть форму Схеме данных.
6. Наполнить базу данных сведениями о студентах (не менее 5), предметах (не менее 3) и оценках (не менее 10). Освоить доступ к дочерним записям из родительской таблицы. Проверить работоспособность полей и таблиц подстановок. Освоить приемы изменения и удаления полей и записей. Для OLE-полей опробовать различные варианты внедрения и связывания объектов, а также приемы их модификации. Проверить работоспособность ограничений значений полей, уникальности и др., предусмотренные при задании структуры базы данных. Проверить работоспособность ссылочной целостности, удаляя, изменяя и вставляя данные.