Особенности российских СМИ
Современное состояние системы СМИРоссии характеризуется устойчивым преодолением рубежа переходного периода. Растет интеграция российских медиа в глобальный медийный контекст: активно осваивается российскими СМИ Интернет; растет популярность новых каналов общения и получения информации, связанных с мобильной телефонией.
Особенности современной системы российских СМИ:
· сформированный рекламный рынок оказывает прямое влияние на деятельность СМИ, а в целом – и на все состояние экономики СМИ, которая базируется на принципах свободного рынка – самоокупаемости, свободной конкуренции, прибыльности и рентабельности, самофинансирования;
· традиционное для современных рыночных медиасистем «разделение труда» между печатными и аудиовизуальными СМИ характеризуется особым вниманием прессы к анализу событий и усилению внимания к инфотейнменту на ТВ;
· качество медиакратичности (власти СМИ) современных обществ формирует новую систему функций и ценностей профессиональной деятельности журналиста, исходя из которой журналисты выступают в роли производителей (создателей) общественного мнения со всеми вытекающими отсюда последствиями;
· инфотейнмент выражает стремление продюсеров подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности.
Территориальный фактор играет ведущую роль в определении особенностей медиасистемы России. Являясь самой большой страной по территории в мире, Россия имеет более 90 региональных и местных географических медиарынков. Они не похожи друг на друга и разнообразны по формам и характеру деятельности.
Особенность современной медиасистемы России состоит еще и в том, что на первый взгляд единой системы вроде бы и не существует: рынок Москвы не похож на рынки регионов. Этому немало способствует многоуровневая административная система, различная география и экономическое положение регионов, неравномерность распределения природных и человеческих ресурсов и развития линий коммуникаций.
Современная система России может быть представлена различными моделями, в основу которых положены разные принципы объединения СМИ.
Медиаполитическая модель включает четыре основных уровня.
Первый уровень – важнейший, формирующий федеральное (общенациональное) российское информационное пространство. На этом уровне расположены электронные всероссийские СМИ – центральные каналы телевидения, принимающиеся на территории всей страны, качественные московские издания («газеты влияния»). Эти СМИ, как правило, контролируются политизированным капиталом, хотя многие из них имеют смешанные формы собственности или находятся в собственности государства. Это инструмент в политических кампаниях.
Второй уровень – печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата представляет коммерческие издания, теле- и радиокомпании. К ним относится вся деловая периодика, коммерческие теле- и радиостанции, имеющие выход в регионы («Эхо Москвы», «Русское радио», «Авторадио» и пр.), но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории. Эти СМИ интегрируются в медиаполитическую систему структурно, посредством политизированных инвестиций или функционально – в условиях конкретных информационных кампаний. Этот уровень играет роль среды, которая может либо способствовать затуханию информационных кампаний
(эффект «подушки»), либо выступать резонатором, многократно умножая их эффективность.
Третий уровень (региональные электронные и печатные СМИ) находится под контролем местных администраций или крупных региональных корпораций. Важное значение приобретает реальное распределение власти в регионах. Если регион в целом автократичен, то региональная информационная система становится предельно закрытой.
Четвертый уровень – Интернет, который представляет собой огромный набор коммуникационных каналов, которые также могут использоваться медиаполитической системой для разных целей.
Функциональная модель представлена соотношением традиционных и инновационных каналов передачи информации и включает в себя два основных структурных элемента: традиционные и инновационные СМИ.
Печатные СМИ – газеты, журналы, бюллетени и прочая периодическая печатная продукция, которая имеет два направления развития – общефедеральное или общенациональное и региональное. Телевидение – телекомпании регионального и общефедерального направления. Радиовещание – радиокомпании регионального и общефедерального направления. Это структурные элементы относят к традиционным СМИ.
Интернет, который сейчас в России развивается как демократический, но функционирующий по экономическим законам сектор коммуникаций, в данной модели относят к инновационным СМИ.
Основные уровни современной медиа-системы в России:
I. Электронные и печатные СМИ, формирующие единое информационное пространство (как правило, контролируются государством либо политизированным капиталом).
TV – «1 канал», «Россия», НТВ, «Культура», «Спорт».
Радио – «радио России», «Маяк».
Печать – «Российская газета».
Информагентства – ИТАР – ТАСС, РБК.
II. Коммерческие издания всероссийского и регионального охвата. Не являются общенациональными по охвату аудитории.
TV – СТС, ТНТ, Ren-TV, DTV, «Домашний» и т. д.
Радио – FM-диапазон.
Печать – «Коммерсантъ», «АиФ», «КП» и т. д.
Информагентства – Интерфакс.
III. Региональные СМИ. Уникальность региональных СМИ в России заключается в существовании различных типов медийных моделей.
IV. Интернет и внесистемные СМИ (радио «Свобода», Deutsche Welle, русская служба BBC и т. д.), которые контролируются из-за пределов государства.
V. Полимедиа – крупные медиахолдинги: государственный холдинг ВГТРК, региональные представительства. «Газпром-медиа» (НТВ, ТНТ, журналы – «Итоги», «7 дней» и т. д., НТВ+), «ЛУКОЙЛ-медиа» («1 канал»),
АФК-система (ТВЦ, «Московская правда», Литературная газета и т. д.).
Парадоксы массмедиа
Будучи важным источником информации, СМИ призваны обеспечить максимально возможную объективность в подаче информационного материала с тем, чтобы быть адекватно понятыми реципиентами. С другой стороны, масс-медиа как источник массовой информации обладают рядом специфических, противоречивых свойств, характеризующих их как мифопорождающие механизмы, как создателей выдуманных, нереальных миров. Г.Г. Почепцов выделяет семь таких свойств, называя их парадоксами [21].
1) Парадокс селекции:из миллиона событий передаются только сотни. Выбор должен опираться на определенные ценностные фильтры. Опора на субъективное (оценки и ценности) в определенной степени «искривляет» мир. Также в рассмотрение включаются причины экономического, политического, зрелищного порядка.
2) Парадокс нормы:Информационная политика массмедиа распадается на два вектора: объективное освещение событий и ориентация на неожиданные, неординарные события, при этом второй вектор является доминирующим. Это создает у получателя искаженное представление о действительности как о крайне нестабильной сущности, что ведет к усилению тревожных и пессимистических настроений в обществе. С другой стороны, погоня за сенсациями в СМИ формирует у населения представление о постоянном превалировании ярких, неординарных событий как о норме жизни, что приводит к стремлению разнообразить свое существование любыми способами.
3) Парадокс взаимовлияния:не только реальный мир влияет на мир информационный, но и законы информационного мира влияют на событийный мир. Можно привести такие примеры: захваты заложников протекают под большим влиянием последующего отражения их в СМК; визиты государственных деятелей подстраиваются под время прямых репортажей в основные новостные передачи этой страны.
4) Парадокс взаимозамены:когда телевизионная политика стала основным определяющим фактором реальной жизни. В этом ряду актуальны работы Д. Рисмена, показавшего, что героями сегодняшней цивилизации стали не лидеры производства, а лидеры потребления, откуда следует переориентация политических лидеров на актерскую манеру поведения, т. е. происходит переосмысление реализуемого поведения под законы художественной реальности.
Т. Паттерсон также показал, что СМК реально выполняют в США функции партий из-за слабости последних.
5) Парадокс приоритета реагирования:удачное реагирование на чужие действия зачастую ставится выше в глазах общественного мнения, чем собственно свои действия.
6) Парадокс мифологической интерпретации:СМИ не только формируют новые мифы, но и вынуждены поддерживать уже сложившиеся. Как оказывается, мы отдаем приоритет событию, которое укладывается в определенную мифологическую схему. То есть событие перерабатывается нами только тогда, когда мы одновременно вместе с ним имеем получаемую мифологическую интерпретацию. Более того, человек нуждается в «подпитке» своих мифов, они подталкивают его к чтению газет, просмотру телепрограмм, чтобы удостовериться в правильности его мифов. И очень болезненно воспринимается борьба с мифами: человек включает все возможные защитные механизмы, чтобы этого не происходило. В крайнем случае, ради сохранения мифологической схемы, мы идем на признание события исключением из правил.
7) Парадокс несимметричности:затрудненность обратной связи. В обыденном общении люди все время меняют позиции, становясь попеременно то говорящим, то слушающим, а в случае массмедиа происходит фиксация ролей: одни – всегда говорят, другие – всегда слушают.
Все эти свойства существуют как тенденции, но реальные действия масс-медиа как коммуникатора зачастую связаны с преодолением этих тенденций. Многое делается для установления обратной связи с аудиторией, для мотивирования выбора каналов, для сегментирования аудиторий.
Так же важно отметить, что между различными коммуникаторами существует конкуренция, массмедиа борются за аудитории. В системе современных массовых коммуникаций реципиент, как правило, подвергается практически одновременному воздействию нескольких коммуникаторов.
Контрольные вопросы
1. Особенности современной системы российских СМИ.
2. Охарактеризуйте различные модели, в основу которых положены разные принципы объединения СМИ.
3. Опишите основные уровни современной медиасистемы России.
4. Что такое парадоксы массмедиа? Приведите примеры.