Лидерство в преступных группах
При изучении поведения участников группового преступления необходимо подчеркнуть, что роль лидера как наиболее опасного члена группы имеет немаловажное значение для формирования и функционирования организованной преступной группы.
В России интенсивно продолжается процесс консолидации организованных преступных групп. Идейными вдохновителями этих процессов являются: “воры в законе”; “смотрящие”; “положенцы”; “генералы”—(в основном такое определение лидеров принято в отношении криминальных авторитетов спортивной направленности) и другие лидеры преступной среды.
Термин “лидер” в юридической литературе заимствован из социальной психологии, где под лидером понимается участник группы, “который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группы при достижении групповых целей”[78]. Лидер “вносит в преступные усилия других соучастников определенную систему, упорство, организованность”[79]. Данное обстоятельство позволяет дисциплинировать, что имеет немаловажное значение, планировать и направлять преступную деятельность группы.
Лидер спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя. Это происходит, как правило, в специфических условиях, в достаточно значимой ситуации, при которой он обеспечивает организацию коллектива для достижения общей цели. При этом действует два фактора — обьективный и субьективный. Обьективный фактор состоит в том, что в лидеры преступной группы стихийно выдвигается тот член группы, который наиболее “полезен” ее деятельности. Субьекивный фактор заключается в том, что лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами, которые необходимы для осуществления функций лидера в преступной группе. Это обычно люди с наиболее активной жизненной позицией, решительные, обладающие неплохим интелектом, жизненным и преступным опытом[80].
Основная часть лидеров относится к социально активной части населения. Так, 47,9% “воров” (из общего числа) имеют возраст от 35 до 45 лет; 36,7% — от 25 до 35 лет, 11,2% — от 45 до 55 лет, 2,6% — до 25 лет и 1,6% — свыше 55 лет[81]. Таким образом 84,6% криминальных лидеров имеют возраст от 25 до 45 лет, то есть относятся к наиболее социально активной части населения. Каждый девятый “вор” — особо опасный рецидивист (максимальный их возраст в основном 50-55 лет и значительно реже — 60 лет). Сообщество “воров в законе” многонационально: 33,2% — это русские, 31,6% грузины, 8,2% — армяне, 5,1% — азербайджанцы, 21,9% — курды, мегрелы, узбеки, казахи, украинцы и некоторые другие.
Лидер преступной группы возлагает на себя выполнение определенных функций, поскольку “любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций”[82].
Эти функции, можно разграничить на следующие: организаторские, информационные, стратегические, нормативно-ценностные и дисциплинарные функции. Организаторская функция проявляется в том, что лидер создает, организует и руководит преступной деятельностью всей группы. Информационная функция, определяется тем, что лидер организует поступление необходимой информации, анализирует ее и в нужных случаях передает другим членам группы. Стратегическая функция лидера заключается в том, что преступная группа живет его идеями, осуществляет его планы. Нормативно-ценностная функция лидера определяет допустимые границы и нормы поведения в преступной группе, устанавливает запреты, за нарушение которых применяет соответствующие санкции[83]. С личностью лидера, его поведением, взглядами и убеждениями сверяют свои поступки другие члены преступной группы. С этой функцией тесно связана дисциплинарная. Члены преступной группы, нарушившие принятые правила поведения, подлежат суровому наказанию. Лидер нередко сам определяет вид наказания, способ его осуществления, исполнителя и т. д. Таким образом, лидер в преступной группе выполняет важные социально-психологические функции. Именно во многом благодаря ему группа становится сплоченной, ее состав стабилизируется, отношения формализуются. В итоге создается преступная организация с отлаженной системой функционирования, которая может ставить преступные цели и достигать их.
По стилю руководства социальная психология различает лидеров авторитарных, демократических и нейтральных (смешанный тип лидера)[84]. Стиль руководства накладывает на деятельность группы существенный отпечаток. Авторитарный лидер, способен создать организованную преступную группу, с высокой степенью организованности. Авторитарные лидеры единолично решают все вопросы жизни и деятельности группы, поддерживают строгую дисциплину и следят за выполнением норм поведения, принятых в данной организованной преступной группе. Однако авторитарность имеет много негативных сторон. Так, в группе с авторитарным лидером следует ожидать большей напряженности внутренних конфликтов, а в отсутствие лидера деятельность группы временно дезорганизуется[85]. Демократический лидер, учитывает мнение остальных членов группы. Лидер смешанного типа использует оба стиля руководства.
По характеру деятельности различаются лидеры универсальные и ситуативные. Универсальный лидер постоянно проявляет свои качества и функции лидера, ситуативный — только, например, в ситуации совершения группового или организованного преступления. В зависимости от типа лидера могут быть разработаны тактические приемы расследования групповых и организованных преступлений, направленные на психологическое разобщение лидеров и членов преступной группы с целью получения от них правдивых показаний[86].