Раздел 3. Рубежи приема/передачи обслуживания воздушного движения

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Технология работы

диспетчера диспетчерского пункта Вышка

Раздел 1. Общие положения.

1.1. Настоящая Технология работы диспетчера диспетчерского пункта Вышка (далее – диспетчера Вышки) разработана на основе положений Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», с учётом местных условий и местных особенностей обслуживания воздушного движения, методик использования соответствующих технических средств и возможности обмена данными о движении воздушных судов в режиме реального времени.

1.2. Диспетчер Вышки осуществляет аэродромное диспетчерское обслуживание на предпосадочной прямой и площади маневрирования аэродрома с использованием радиотехнических средств и средств связи, докладов экипажей, визуального наблюдения, взаимодействуя с диспетчерскими пунктами АДП, ДПК аэродрома Нижневартовск, ДПП аэродрома Сургут, ДПК аэродрома Стрежевой и РЦ ЕС ОрВД Новосибирск (вне времени работы органов ОВД аэродрома Стрежевой), службами ОАО «Нижневартовскавиа» (аэродромная служба, ПДСП, информационно-справочная группа и др.).

1.3. Порядок ведения радиосвязи определяется Федеральными авиационными правилами «Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации». Английский язык применяется по запросу любой бортовой станции на частоте диспетчера Вышки.

1.4. В том случае, когда диспетчеру Вышки становится известно о том, что воздушное судно или транспортное средство потеряло ориентировку или не уверено в своем местоположении на площади маневрирования, немедленно предпринимаются соответствующие действия по обеспечению безопасности операций и оказанию помощи соответствующему воздушному судну или транспортному средству в определении его местоположения.

1.5. Для обеспечения максимального количества вылетов с минимальной средней задержкой диспетчер Вышки может вносить изменения в порядок, основанный на расчетном времени вылета.

1.6. Диспетчер Вышки обеспечивает приоритет в движении расчета аварийно-спасательной команды, следующей для оказания помощи на аэродроме, перед остальными участниками движения на площади маневрирования.

1.7. В метеорологических условиях, которые не позволяют диспетчеру Вышки применять визуальное эшелонирование воздушных судов, вводятся процедуры обслуживания в условиях ограниченной видимости, что означает:

- на пересечении рулежных дорожек находящемуся на РД воздушному судну или транспортному средству не разрешается ожидать в месте, находящемся ближе к другой РД, чем граница места ожидания, обозначенная огнями предупреждающей линии, огнями линии "стоп" или маркировкой мест пересечения РД;

- при производстве взлетов в условиях видимости на ВПП менее 550м последовательный взлет друг за другом только от начала ВПП;

- находящемуся на РД (предварительном старте) воздушному судну или транспортному средству не разрешается ожидать в месте, находящемся ближе к ВПП, чем граница места ожидания, обозначенная огнями предупреждающей линии, огнями линии "стоп".

1.7.1. Перед введением в действие правил, предусмотренных на случай ограниченной видимости, диспетчер Вышки начинает вести учет транспортных средств и лиц, находящихся в данный момент на площади маневрирования и продолжает вести этот учет в течение всего периода действия этих правил для содействия обеспечению безопасности деятельности на этой площади.

1.8. Диспетчер Вышки при выполнении работ на РД аэродрома обязан:

- давать разрешение на выезд технических и других автотранспортных средств на РД только с разрешения руководителя полетов;

- информировать руководителя полетов о начале и окончании работ на РД;

- заблаговременно давать команду на освобождение РД от технических и других автотранспортных средств и контролировать выполнение этой команды;

- немедленно докладывать руководителю полетов о прекращении (неустойчивой) связи с руководителем работ на РД и недостатках в работе светосигнального оборудования рулежных дорожек.

1.9. Диспетчер Вышки при выполнении работ на летной полосе обязан:

- давать разрешение на выезд технических и других автотранспортных средств на летную полосу только с разрешения руководителя полетов;

- информировать руководителя полетов о начале и окончании работ на летной полосе;

- заблаговременно (не менее 5 минут) до расчетного (уточненного) времени посадки воздушного судна, а также непосредственно перед взлетом воздушного судна давать команду на освобождение летной полосы от технических и других автотранспортных средств и контролировать выполнение этой команды;

- немедленно докладывать руководителю полетов о прекращении (неустойчивой) связи с руководителем работ на летной полосе и недостатках в работе светосигнального оборудования летной полосы.

1.10. В аварийной обстановке и/или в случае прекращения (неустойчивой) связи с руководителем работ на летной полосе, диспетчер Вышки обеспечивает мигание огнями ВПП, что является сигналом о необходимости немедленного освобождения ВПП.

1.11. При заходе на посадку с использованием системы спутниковой навигации диспетчер Вышки должен иметь информацию о резервной системе захода на посадку.

1.11.1. При получении информации об отказах технических средств, обеспечивающих посадку по спутниковой навигации, диспетчер старта информирует об этом экипажи воздушных судов, находящиеся у него на обслуживании и использующие спутниковую навигацию, и рекомендует заход на посадку по выбранной резервной системе.

1.12. Во всех случаях диспетчер Вышки при обслуживании воздушного движения должен:

- обеспечивать соблюдение безопасных интервалов между воздушными судами при взлете и посадке;

- вести визуальное наблюдение за воздушными судами в пределах видимости и в случае обнаружения внешних признаков неисправности немедленно информировать об этом экипаж воздушного судна;

- контролировать санкционированное занятие летной полосы;

- знать фактическую погоду на аэродроме;

- информировать экипажи ВС о пригодности летной полосы, работоспособности средств посадки, навигации, связи, светотехнического оборудования.

1.13. Если экипаж не получил информацию ранее, то диспетчер Вышки должен оперативно информировать экипаж о:

- любой оперативной информации об ограничениях, запретах по коридорам, трассам и аэродромам назначения и запасным (при наличии сведений);

- информации о режиме (при наличии сведений);

- информации об изменении на аэродроме вылета (назначения, запасном или по маршруту полета) метеоусловий, которые влияют на правила движения по маршруту (при наличии информации);

- изменении состояния поверхности ВПП;

- изменениях видимости на ВПП (видимости) и нижней границы облаков (вертикальной видимости);

- возникновении опасных метеоявлений;

- данных для установки высотомера, МПУ ВПП;

- изменениях направления и скорости ветра у земли с учетом его порывов.

1.14. При неработоспособности на аэродроме информационного вещания АТИС перед началом руления, диспетчер сообщает экипажу метеоинформацию на ВПП и по курсу взлета, а также во всех случаях информацию, отличающуюся от передаваемой АТИС.

1.15. При получении от представителей служб, обеспечивающих полеты на аэродроме Нижневартовск информации необходимой для включения в сводку АТИС, диспетчер Вышки должен немедленно довести полученную информацию до руководителя полетов (старшего диспетчера).

1.16. При обнаружении ошибки (ошибок) в передаваемом тексте сообщения АТИС, диспетчер Вышки должен сообщить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру). Если обнаруженная ошибка относилась к важнейшим разделам сообщения (рабочий курс ВПП, давление, состояние поверхности ВПП, сцепление, опасные явления в приземном слое), немедленно оповестить экипажи ВС.

1.17. Диспетчер Вышки в случае ухудшения своего самочувствия должен доложить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру).

Раздел 2. Подготовка к дежурству и прием дежурства.

2.1. Подготовка диспетчера Вышки к дежурству производится на инструктаже и рабочем месте.

2.2. В процессе подготовки к дежурству на инструктаже должна быть получена:

- необходимая метеорологическая информация;

- информация об орнитологической обстановке на своем аэродроме (при наличии);

- информация о готовности и использовании средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;

- информация о состоянии аэродрома и проводимых на нем работах (состояние летной полосы, маршрутов руления и их пригодности к эксплуатации);

- информация по имеющимся ограничениям и запретам;

- информация о наличии литерных рейсов;

- указания (распоряжения) по обслуживанию воздушного движения;

- информация об особенностях обслуживания воздушного движения на период дежурства.

2.3. Принимая дежурство на рабочем месте, диспетчер получает от сдающего диспетчера и уясняет всю необходимую информацию о воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановке, информацию о работе радиотехнических средств обеспечения полетов, наличии режимов, ограничений, запретов, литерных рейсов, другую необходимую информацию об особенностях работы по обслуживанию воздушного движения на момент заступления и проверяет наличие и работоспособность оборудования, ознакамливается с действующим информационным сообщением АТИС, устанавливает на ИВО (мониторе) аппаратуры КСА УВД "Альфа" фамилию диспетчера принимающего дежурство, расписывается в журнале о приеме дежурства, указав время и дату приема дежурства и докладывает руководителю полетов (старшему диспетчеру) о приеме дежурства с записью на магнитофон доклада: «Диспетчер … (фамилия) дежурство принял».

Это требование распространяется и при подмене диспетчера Вышки. При подмене наличие и работоспособность оборудования проверяется при необходимости.

2.4. В период сдачи-приема дежурства радиосвязь с экипажами воздушных судов осуществляет диспетчер, сдающий дежурство, до момента записи на магнитофон доклада заступающего диспетчера о приеме дежурства: «Диспетчер (фамилия) дежурство принял».

2.5. В особых случаях и условиях полета прием и сдача дежурства решением руководителя полетов (старшего диспетчера) могут быть перенесены до момента нормализации воздушной обстановки.

Раздел 3. Рубежи приема/передачи обслуживания воздушного движения

3.1. Для диспетчера пункта ОВД Вышка устанавливаются рубежи передачи ОВД с диспетчером ДПК:

- при вылете ВС- момент занятия взлетевшим ВС высоты 200м или момент доклада экипажем ВС о выполнении взлета диспетчеру ДПК;

- при прилете ВС -при довороте на посадочный курс (на предпосадочной прямой);

Примечание: при визуальном заходе на посадку и при заходе вертолетов на посадку по ПВП против ветра – на рубеже, согласованном с диспетчером круга (ДПК).

3.2. Для повышения пропускной способности передача ОВД может осуществляться на оперативно согласованных между двумя органами ОВД рубежах передачи обслуживания.

3.3. Диспетчеру Вышки запрещается осуществлять ОВД за пределами границы своей зоны ответственности.

Наши рекомендации