Понятие знака. Искусственные знаковые системы

Обмен информацией в человече­ском обществе строится следующим образом: адресату

сообщения предъявляются вовсе не предметы, о которых идет речь, не те или иные

«реальности», служащие темой сообщения, а не­кие заместители этих реальностей,

представители их, вызы­вающие в сознании образ, представление или понятие об

этих реаль­ностях, в частности, и тогда, когда самих этих реальностей

поблизости нет. Адресату сообщения предъявляется не А, о котором идет речь, а

некое В, являющееся «представителем» этого А для сознания

адре­сата. Вот это В, замещающее и представляющее А, мы и называем

знаком. «Знаковая ситуация» наличествует всякий раз, когда «что-то стоит

вместо чего-то другого».

Знак же в собственном смысле имеет место лишь тогда, когда что-то (некое В)

преднамеренно ставится кем-то вместо чего-то другого (вме­сто А) с

целью информировать кого-то об этом А.

Язык не составляет исключения из общего правила. Он тоже зна­ковая система.

Но он — самая сложная из всех знаковых систем.

Примерами относительно простых систем могут служить же­лезнодорожный семафор,

светофоры разных типов, дорожные знаки, информирующие водителей о тех или

иных особенностях предстоящего отрезка пути либо предписывающие или

запрещающие выполнение каких-то действий. Рассматривая эти и некоторые другие

подобные системы, мы можем сделать следующие наблюдения:

1. Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой «формой», которую

иногда называют «означающим», а мы будем назы­вать «экспонентом знака».

В наших примерах экспоненты (поднятое или опущенное крыло сема­фора, красный,

зеленый или желтый огонь светофора, то или иное изображение на куске жести)

доступны зрительному восприятию. В других случаях экспонент воспринимается

слухом (например, в те­лефоне — непрерывный гудок низкого тона, частые гудки

высокого тона и т. п.), осязанием (буквы шрифта для слепых), в принципе

возможны системы, использующие обонятельные и вкусовые экспо­ненты. Существенно

только то, чтобы экспонент был так или иначе доступен восприятию человека (либо

«восприятию» заменяющего его автомата), т. е. чтобы экспонент был

Материальным.

2. Материальный, чувственно воспринимаемый объект (или мате­риальное «событие» —

например, гудок в телефонной трубке) только в том случае является экспонентом

какого-то знака, если с этим объек­том (или событием) связывается в сознании

общающихся та или иная идея, то или иное «означаемое», или, как мы будем

говорить, содер­жание знака

3. Очень важным свойством знака является его противопоставленность

другому или другим знакам в рамках данной системы. Противопоставленность

предполагает чувственную различи­мость экспонентов (например, поднятое крыло —

опущенное крыло семафора) и противоположность или, во всяком случае,

различность содержания знаков (в нашем примере: 'путь открыт' — 'путь закрыт').

Из факта противопоставленности знаков вытекает, что не все материальные

свойства экспонентов оказываются одинаково важ­ными для осуществления их

знаковой функции: в первую очередь важны именно те свойства, по которым эти

экспоненты отличаются друг от друга, их «дифференциальные признаки».

Некоторые же свойства оказываются и вовсе несущественными. Так, неважно, будет

ли зеленое стекло в светофоре иметь оттенок, чуть более близкий к голубому или

к желтому (но важно, чтобы оно до­статочно отличалось от желтого стекла), будут

ли зеленое, желтое и красное стекла расположены вертикально, одно над другим,

или,

|Как в некоторых светофорах, горизонтально и т. д. Противопоставлен­ность знаков

ярко проявляется в случае так называемого нулевого экспонента, когда

материальное, чувственно восприни­маемое отсутствие чего-либо (объекта,

события) служит экспонентом знака, поскольку это отсутствие противопоставлено

наличию какого-то объекта или события в качестве экспонента другого знака. Так,

вклю­чение левой или правой «мигалки» является знаком поворота автомо­биля

соответственно налево или направо, а невключение «мигалки» есть нулевой

экспонент, передающий содержание 'еду прямо'.

4. Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и

содержанием является условной, основанной на сознательной

договоренности. Она может быть чисто условной: на­пример, связь между зеленым

цветом и идеей 'путь свободен'. В других случаях связь между экспонентом и

содержанием может быть в боль­шей или меньшей степени мотивированной,

внутренне обо­снованной, в частности, если экспонент имеет черты сходства с

обозна­чаемым предметом или явлением. Элементы такой изобразительной, наглядной

мотивированности находим в некоторых дорожных знаках (например, изображение

бегущих детей, зигзага дороги, поворота и т. д.).

5. Что касается содержания знака, то его связь с обозначаемой знаком

действительностью носит принципиально иной характер. Со­держание знака есть

отражение в сознании людей, использую­щих этот знак, предметов, явлений,

ситуаций действительности, при­чем отражение обобщенное и схематичное.

Так, знак извилистой дороги (изображение зигзага) в каждом конкретном случае

своего использования указывает на реальные извилины данной кон­кретной дороги,

вообще же (потенциально) относится к любой извили­стой дороге, к классу

извилистых дорог, обозначает самый факт изви­листости дороги как общую идею, в

отвлечении от частного и конкрет­ного. Этим содержанием знак обладает также и

тогда, когда никакой извилистой дороги поблизости нет (например, в учебной

таблице до­рожных знаков).

Наши рекомендации