С одной стороны, человек может вообще не интересоваться сообщениями средств массовой информации: не смотреть телевизор, не слушать радио, не читать газет
Так, в Екатеринбурге нет ни одной местной информационной программы, рейтинг которой регулярно превышал бы 25% (от общего числа горожан, имеющих телевизор). Рейтинг местной информационной программы считается высоким, если он равен 10%, и неплохим, если он приближается к 5%. В городе регулярно выходят информационные программы, рейтинг которых не превышает 1 %. Совокупный дневной рейтинг всех местных информационных программ в настоящее время не превышает 35%. Иными словами, в сферу непосредственного воздействия той повестки дня, которую задает местное телевидение, попадает не более трети горожан. Правда, среди этой трети много лидеров общественного мнения, которые затем «запускают» данную повестку в качестве межличностной (предварительно ее отредактировав).
С другой стороны, человек может смотреть, слушать и читать то, о чем сообщают средства массовой информации, ничего не запоминая и ни на чем не фиксируя внимания. Финский исследователь специально изучавший проблему восприятия телевизионных новостей, даже назвал их просмотр чисто ритуальным действием, поскольку люди, которых он просил пересказать содержание виденных накануне передач, не могли припомнить ровно ничего.
Конечно, граждане сотрясаемой непрерывными кризисами России не могут проявлять такое возвышенное безразличие к новостям, как граждане благополучной Финляндии, где уже много десятилетий никаких катаклизмов не случается. Но не следует преувеличивать степень интереса рядового зрителя к информационным программам.
Опросы, регулярно проводимые в Екатеринбурге, показывают, что о сенсации «средней руки» обычно хорошо осведомлены не более 25% горожан, а еще 40% заявляют, что что-то слышали о ней. Это означает, что треть горожан постоянно пребывает не в курсе тех событий, которые оцениваются журналистами как важная сенсация. За все время, что проводятся опросы, можно назвать только два медиасобытня, о которых с самого начала были осведомлены 96% опрошенных горожан - убийство Владислава Листьева и гибель подводной лодки «Курск».
Запоминаемость сюжетов отчасти зависит и от формы подачи. Например, среди всех информационных программ, выходящих в Екатеринбурге, лучше всего сохраняются в памяти зрителей материалы передачи «9 '/,»(ТАУ). В этой информационной передаче всегда широко представлены разнообразные навязчивые криминальные сюжеты, которые к тому же комментируются весьма специфическим языком, значительно повышающим их запоминаемость. Это продемонстрировал и проведенный опрос (см. таблицу):
Вспомнили содержание информационной программы в день, предшествующий опросу: | |
Аудитория информационной программы... | Доля зрителей программы, % |
1. «9'/2» - ТАУ | 66,7 |
2. «Новости. Итоги дня» - 4 канал | 38,6 |
3. «7 канал» - СГТР | 37,5 |
Отсутствие интереса к той повестке дня, которую предлагают средства массовой информации, может быть связано и с отсутствием доверия к этим средствам. Характерно, что у «9 1/2» имеется своя аудитория, отличающаяся высокой степенью приверженности и доверяющая только ведущему данной передачи И.Шеремету.
Отсутствие интереса и доверия, к средствам массовой информации порождает феномен, который Поль Лазерсфельд назвал «бутылочным горлышком коммуникации».Суть феномена проста: в ходе пропагандистской кампании стремятся воздействовать в первую очередь на неопределившихся избирателей, но как раз неопределившиеся избиратели меньше всего интересуются политикой вообще и ходом кампании в частности - не читают газет, не слушают радио и, добавим от себя, не смотрят информационных программ по телевизору. Иными словами, труднее всего добраться до тех, до кого добраться нужнее всего: к горлышку бутылка резко сужается, и пролезть через него практически невозможно.
Существует и еще один фактор, который сильно влияет на восприятие повестки дня, задаваемой средствами массовой информации. Это уровень образования и тесно связанный с этим уровнем социально-экономический статус человека. Для людей с высоким уровнем образования характерен повышенный интерес к информационным, а не развлекательным программам и статьям (скажем, именно такие люди образуют аудиторию престижной аналитической прессы). Но личная повестка дня у таких людей формируется в относительной независимости от средств массовой информации. Это происходит потому, что их межличностная повестка дня опирается, наряду со СМИ, на «закрытые» источники информации (за этим научным термином скрываются слухи, циркулирующие в «тусовке»). Чем ниже уровень образования человека и его статус, тем меньше его доступ к непубликуемой информации и тем эффективнее средства массовой информации (и в первую очередь телевидение) навязывают ему нужный список «ненавязчивых» тем.
Таким образом, возникает парадокс: те, кому средства массовой информации могут легко навязать нужную повестку дня, как правило, не интересуются тем, что сообщают им СМИ, в то время как те, у кого такие сообщения вызывают интерес, как правило, имеют другие источники информации и поэтому нужную повестку им навязать сложнее.
Поэтому существует предположение, что в обществе могут одновременно циркулировать две несовпадающие повестки дня:
1.Элитарная повестка дня, основанная не только на сообщениях средств массовой информации, но и на разнообразных слухах, сплетнях и других разновидностях закрытой устной информации.
2. Массовая повестка дня, почти исключительно базирующаяся на сообщениях средств массовой информации, но находящаяся под сильным давлением навязчивых проблем. В отличие от элиты, массы не могут себе позволить игнорировать инфляцию, безработицу, уличную преступность, вместо этого с увлечением обсуждая пикантные подробности очередной интриги «в верхах».
Boпрос о соотношении элитарной и массовой повесток дня пока остается открытым. Даже когда они совпадают, это совпадение может быть чисто внешним просто потому, что одним и тем же словом могут называться совершенно разные проблемы.