Национальные интересы РФ в информационной сфере. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности РФ
РЕФЕРАТ
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Выполнила: студентка
Туронен Е.Н.
специальности 050700
«Логопедия»
заочной формы обучения
преподаватель:
Удалова О.А.
Мурманск
Оглавление
1. Национальные интересы РФ в информационной сфере. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности РФ………………………………….3
2. Общие направления и методы обеспечения информационной безопасности...9
3. Методы и средства защиты электронной информации……………………….13
Национальные интересы РФ в информационной сфере. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности РФ
В любой сфере знаний и жизни используется информация. Доступность информационных ресурсов необходима для полноценного развития общества, но в то же время информация нуждается в защите.
Информация является объектом правоотношений. Анализ нормативно-правовых актов указывает на определенную закономерность. В федеральных законах, указах, распоряжениях, постановлениях, и других правовых актах термин «информация» приобретает все больший вес.
Фундаментальное право на информацию закреплено в п. 4 ст. 29 гл. 2 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ дает легальное определение понятия «информация»: это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В некоторых отраслях права используются новые термины, производные от понятия информации, например, категории служебной и коммерческой тайны. Уголовный кодекс РФ 1996 г. вводит в российское законодательство понятие «компьютерная информация». Термин «информация» используется в Законах «Об акционерных обществах», «О безопасности», «О внешней разведке», «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Статья 128 Гражданского кодекса РФ определяет информацию как объект гражданских правоотношений. Рассматривая информацию с этих позиций, необходимо обращать внимание на особенности юридической защиты информации как объекта права собственности. Исторически традиционным объектом права собственности является материальный предмет. Информация, не являясь материальным субъектом окружающего мира, неразрывно связана с физическим субстратом: это мозг человека или отчужденные от него материальные носители (книга, флеш-карта и др.). Рассматривая информацию как отражение действительности человеком, можно говорить об информации как о некой неовеществленной материи, проявляющейся только при наличии носителя.
В Концепции национальной безопасности РФ под национальными интересами России понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
В современном мире суверенности государств и наций угрожают новые опасности, связанные с информационной сферой. Информация, которая играет ведущую роль в развитии современного государства и общества, может подвергаться преднамеренному или непреднамеренному искажению, порче, уничтожению - и все это будет отрицательно сказываться на благосостоянии нации и ее отдельных представителей. Поэтому сегодня информационная сфера включена в число объектов, нуждающихся в защите в целях сохранения целостности общества и государства. Таким образом, информационная безопасность Российской Федерации является частью системы национальной безопасности.
В Указе Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 г. № 24 интересы России в информационной сфере впервые были упомянуты как составная часть национальной безопасности.
Концепция национальной безопасности РФ определяет, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Концепция предусматривает также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Но наиболее полно понятие информационной безопасности отражено в Доктрине информационной безопасности РФ от 09.09.2000 г. № Пр-1895, развивающей основные положения Концепции национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере. Она состоит из четырех разделов и включает в себя 11 глав.
Содержательно Доктрина раскрывает понятие информационной безопасности Российской Федерации, ее национальные интересы в информационной сфере, виды и источники угроз информационной безопасности Российской Федерации, состояние информационной безопасности РФ и основные задачи по ее обеспечению, общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; особенности их применения в различных сферах общественной жизни, международное сотрудничество РФ в области информационной безопасности, принципы организации системы ее обеспечения в РФ.
Под информационной безопасностью Российской Федерации здесь понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере связаны с реализацией конституционных прав человека на доступ к информации и на ее использование для осуществления не защищенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития. Отдельно можно выделить право на защиту личной или иной информации, обеспечивающей физическую и психологическую безопасность человека.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой области, а также упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия. В качестве особой задачи Доктрина выделяет духовное обновление России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условии для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.