Характеристика ненецких песен

Изучение опубликованного материала и записей фольклора, осуществлённых в наше время, позволяют выделить в ненецком народном творчестве виды фольклора:

- сказания;

-жертвенные молитвы

-заговоры;

-предания;

-мифы;

-обрядовую поэзию;

-шаманские песни и сказки;

-сказки;

-эпические песни;

-лирические песни;

-загадки.

В эпических песнях, сохранились следы древнего материнского рода, межплеменных войн. В них прославляется мужество, находчивость, упорство человека, фантастика и реальный быт легко уживаются рядом.

Ненецкие эпические песни сюдбабци ярабц повествуют о межродовых войнах с целью захвата оленьих стад и имущества, о добывании жены, о семейных взаимоотношениях, страданиях и злоключениях героя, о борьбе с врагом и победе над ним. Особую группу ярабц составляют песни о столкновениях с другими народами. Ненцы, кочевавшие на обширных территориях Севера, соприкасались с эвенками, энцами, нганасанами, коми, хантами. Исторические источники отмечают, что отношения с этими народами складывались по-разному: имели место как враждебные, так и дружественные отношения, ненцы вступали в брак с энками и нганасанками, вместе кочевали. Это общение ненцев с соседними народами послужило для многих ярабц темой, которая раскрывается и в самостоятельных сюжетах, и в отдельных мотивах. В песнях взаимоотношения с другими народами трактуются в основном как враждебные. При этом, как отмечает З. Н. Куприянова, в ярабц фигурируют представители далеко не всех соседей ненцев, чаще всего в песнях изображаются тунгусы, нганасаны и энцы [Куприянова З. Н. 1965:44]. Особо воинственными показаны эвенки. Иногда в песне повествуется о том, как в стойбище героини-ненки, живущей с братьями, приезжают тунгусы «с расписными лицами», которые убивают мужчин, увозят женщин, угоняют стадо оленей. В некоторых песнях изображаются столкновения героев-ненцев с тунгусами из-за промысловых угодий, при этом рассказывается, что тунгусы приводят в качестве своих помощников нганасан и энцев.

Главная роль в эпических песнях принадлежит богатырю, обладающему необыкновенной силой и ловкостью, а меряется силой он непременно с тунгусом, как наиболее достойным противником. Богатырь копит силы и до военных походов спит. В песне «Няхар-Ягата» повествуется, как один богатырь, живя с отцом-стариком и матерью старухой, «долго-долго спал, а когда встал, потянулся и сказал: "Есть два таких тунгуса, два брата, — они на свете будто бы сильнее всех. Хочу к ним пойти, их посмотреть"» [Ненецкие сказки. — Архангельск, 1936]. Все многочисленные герои ярабц четко делятся на положительных и отрицательных — противников главного героя, тех, кто препятствует добыть жену, жить спокойно. Нередко в роли отрицательных героев выступают представители других народов. Чаще всего это эвенки, порой имеющие обличье чудовищ. Такое отрицательное изображение представителей иных народов З. Н. Куприянова объясняет древними представлениями о том, что только ненцы — настоящие люди, человечество как таковое.

Ненецкие эпические песни – это песни героического и бытового содержания, рассказывающие о прошлой жизни народа, о её межродовой и племенной борьбе.

Сам народ выделяет эпические песни из целого ряда других произведений устного творчества. В языке есть и свои термины, связанные с эпическими песнями. В эпических песнях можно выделить два основных вида: сюбдабц и ярабц. [ Головнёв А.В. 2004: 9.]. Само название песен сюдбабц идёт от слова (сюдбя)- «великан», «богатырь» – эпические песни о летающих воинах, побеждающих врагов и устанавливающих свое господство над пантеоном богов. Герой сюдбабц – охотник, оленевод, часто сирота. Он побеждает великанов, людоедов, обидчиков. Словом сюдбабц обозначается не только эпический жанр, но и собственно племя летучих богатырей. Сказительница Светлана Вэнго (Гыдан) пояснила, что сюдбабц-песни не о людях, а о богах(громах). Герои сюдбабц летают на луках, как на крыльях, кочуют на облаках (см. «Мифологический словарь»), завоевывают вселенную, громя чудищ и богов. Таковы деяния Сала Ян-Тэта (см. «Глупый Ян-Тэта»); так же поступает герой сюдбабц «Сяндё Евалё» [Фольклор ненцев 2001: 234-253], одолевший семерых сюдбя, парнэ, сесавэй, хозяина моря Явгы-Тэта и загнавший в подземелье пожирающую людей и оленей Старуху Ӊа.

Наиболее популярными песнями – сюдбабц являются песни, в которых разрабатывается с различными нюансами тема добывания жены.

Другой распространенной темой сюдбабц является тема кровной мести.

В первом случае герой отправляется за женой в далекую землю, в других вариантах родные героя (отец или старший брат) решают женить юношу и снаряжают аргиш. Отправляющиеся иногда предупреждают, что если будут слышны выстрелы, то надо спешить на помощь, то есть само добывание жены иногда приобретает трагическую окраску.

Но обычно герой и его родные из этого путешествия за женой выходят победителями. Преодолевая все препятствия, сражаясь с противниками, которых герой встречает на пути, героя добывает жену и возвращается в свою землю.

Во втором случае начинается с описания детства мальчика, которого растит с детства либо мать, либо бабка, тетка. Мальчик, подрастая, узнает, что его отца убили представители другого рода, увезли все имущество, угнали стадо оленей. Тогда он отправляется на поиски обидчика и расправляется с ним.

Герои песен – сюдбабц – это ненцы-оленеводы, представители разных родов, живущие в своих стойбищах, имеющие обычно крупные стада оленей.

Героев различают по именам, они обычно даются по внешнему облику (Сэроко – Белый, Париденя – Чёрный, Пыя Ӊарка - Носатый) или по обладанию оленями, оружием или одеждой (Сэр’ Мальця – Белая Малица, Ненэй’ Ни – Серебряный Пояс, Ненэй Ӊын – Серебряный Лук).

Герои сюдбабц в основном мужчины или подростки-юноши. Все они: и положительные герои, и противники – наделены способностью, подниматься с облаков в стойбище противника, сражаться и снова подниматься в небо.

Основное, что движет поступками героев, что воодушевляет их на борьбу, - это стремление сохранить и продолжить свой род, соблюдать законы и нормы родового общества.

Другим видом эпических песен являются песни ярабц, дословно, то, что оплакивается, плачи, от глагола ярць – «плакать». [Головнёв А.В 2004: 10]. Ярабц – это эпические песни, в своеобразной форме повествующие о жизни народа, о его страданиях на определённом этапе его истории. Ярабц( от яр-''плач'')-песни о людях, чьи злоключения оканчиваются победой и воплощением в богов или родовых духов. В ярабц изложение песни ведётся устами самого героя (или героини); по тематике выделяют героические и бытовые ярабц.

Герои в ярабц воюют, но не с богами, а с людьми, хотя судьба сталкивает их с различными чудищами. «Плач» не имеет ничего общего с оплакиванием, хотя иногда в ярабц разыгрываются нешуточные драмы – герой долго скитается в поисках «горячего огня», голодает, умирает, воскресает.

Повествование в ярабц часто ведется от первого лица, в нем ярче, чем в сюдбабц, выражены внутренние переживания и монологи героев [Куприянова 1965: 40; Терещенко 1990: 27-28]. Если сюдбабц – рассказ о богах и духах, то ярабц – о людях; если герои сюдбабц громят и завоевывают пантеон, то герои ярабц проходят земной путь и завершают его превращением в богов. В некоторых ярабц речь идет о битвах богов в интонациях сюдбабц (см., например, «Пять Ярко», финал «Четыре богача Вай»). В эпических песнях ярабц отражены представления о богах их внешности, поведении, характере, обычаях.

По своему содержанию песни ярабц значительно разнообразнее сюдбабц. Все их в свою очередь можно разделить на две группы: ярабц героические и ярабц бытовые.

В героических песнях, как и в песнях сюдбабц, наиболее популярными темами разрабатывается тема добывания жены и тема кровной мести. В них остаётся та же идейная направленность – защита и воспевание устоев и норм родового общества. Меняется только в этих песнях характер повествования и образы героев. Всё повествование в ярабц ведётся от первого лица, героем песни выступает сам поющий или поющая. Но эти герои, в отличие от героев сюдбабц, не наделяются особыми свойствами, они не «сверхчеловеки», они не летают, они не поднимаются на облака, они обычные люди, не выделяющиеся и особой физической силой. Но наделяются высокими моральными качествами, большими человеческими чувствами. Такими героями в ярабцах выступают не только мужчины, но и женщины.

Наиболее полно своеобразие эпических песен ярабц раскрывается в песнях бытового содержания. В этих песнях рассказывается о скитаниях, страданиях героев, случайно или по воле злых людей попавших в беду и оказавшихся одинокими. Так в песне «Тэсяда хасава» - «Безоленный человек» рассказывается о том, как человека унесло в море на льдине и как он измученный, обессилевший, в конце концов, попадает на землю. В песне «Вы’я’ вэсако» - «Старик Выя» описываются страдания женщины, потерявшей мужа, а потом одиноко растившей чужих детей. О сиротливом детстве поётся в песне «Таты’ ню нябако» - «Двоюродная сестра».

Большую социальную заострённость приобретают песни, в которых рассказывается о том, как сироту-мальчика растят богатые оленеводы и держат его на положении работника. При всём многообразии содержания эпических песен ярабц, все они повествуют о страданиях, бедствиях своих героев.

В эпических песнях ярабц отражены представления об их внешности, поведении, характере, обычаях. Сказителями подчеркиваются различия культур двух народов, но через сравнение ярче проявляются национальные особенности и традиционные ценности, учитывая которые строятся межэтнические отношения.

Эпические песни, в особенности ярабц дают не только отдельные бытовые зарисовки, они настолько полно и точно показывают разнообразный мир вещей, что могут служить прекрасным материалом для изучения истории, культуры и быта народа в прошлом.

Наши рекомендации