Моделирование лексико- семантической подсистемы языка

Слова имеют знаковый характер, представляя собой со­единение звучания (лексемы) со значением (семемой).

Лексема как звучание во многих языках мира состоит из повторящихся частичек -морфем, среди которых различаются корни (отсылающие к реалиям внешнего мира), приставки (префиксы) и суффиксы, способствующие уточнению функции лексемы как знака мыслительного образа, а также окончания (флексии), определяющие функцию словоформы в высказыва­нии. Словоформы вступают в отношения друг с другом по ка­ждой из своих составляющих.Тождественные по морфемному составу лексемы (за ис­ключением только флексий) объединяются в слова. Лексемы с общим корнем образуют словарные гнезда. Лексемы с общими приставками или суффиксами образуют словообразовательные типы. Лексемы с общими флексиями образуют грамматиче­ские, категории, лексико-грамматические разряды и, наконец, части речи. Каждое из таких объединений системно, и его системное устройство может быть рассмотрено автономно, что и реали­зуется обычно в лингвистических трудах по лексикологии, словообразованию и морфологии.Слово возникает как знак некоторого мысленного образа. Это качество слова является универсальным, присущим всем языкам мира.

Изучение значения слова — это изучение состава мыс­ленного образа, ассоциированного с лексемой. Такой образ существует как субъективная реальность, как категория языко­вого сознания людей. Становление когнитивистики — науки о процессе позна-ния человеком окружающего мира — значительно продвинуло вперед понимание природы мысленных образов. В науке они получили название концепты. Концепт — это глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания что концепты представлены самыми разнообразными типами. Это могут быть и представления (мыслительные картинки), то есть наглядные образы, видимые внутренним зрением/ Это могут быть схемы — некие пространственно-графические, линейные, контурные образы (например, дерево — ствол и ветви, река — протяженная лента и т. п.). Есть мысленные образы — фреймы: многокомпонентные картины, включающие набор концептуальных признаков.Наиболее сложные целостные нечленимые образы, соче-тающие признаки сценариев, фреймов, схем, картинок, назы-вают гешталытамиВ состав значения (семемы) входит некоторая совокуп-ность признаков концепта, названного данной лексемой. Слово представляет концепт не полностью — оно своим значением передает несколько основных концептуальных признаков, релевантных для сообщения, передача которых является задачей говорящего, входит в его интенцию. Весь концепт во всем богатстве своего содержания теоретически может быть выражен только совокупностью средств языка, каждое из которых раскрывает лишь его часть.

Типы значений словаОбычно одна лексема выражает несколько значений, ка-ждое из которых мы называем семемой. Одни семемы в своей основе денотативные, отражают предметы внешнего мира, другие — по преимуществу коннотативные, выражают оценки, эмоции и т. п. С этой точки зрения В. В. Виноградов разграни-чил прямое номинативное значение слова, производно-номинативное, фразеологически связанное и конструктивно-обусловленное значение. Два последних типа являются в ос-новном коннотативными, чем и объясняется их бытование только в контекстном окружении: в составе фразеологизма или в определенной синтаксической позиции, например в роли предиката (эх, ты, шляпа!).

Совокупность семем, выражаемых одной лексемой, обо-значим термином семантема. Семемы, входящие в одну се-мантему, находятся между собой в иерархических отношени-ях. Семема Д1 является исходной, производящей; она отражает именуемый объект непосредственно.

Журавль (Д1) — большая болотная птица с длинными но-гами и шеей. Семема Д2 является производной от Д1. Она от-ражает свой денотат как имеющий некоторое сходство с дено-татом семемы Д1.

Журавль (Д2) — длинный шест у колодца, используемый как рычаг для подъема воды. Опускается с ведром в колодец и поднимается из него подобно тому, как журавль опускает в во-ду свою голову на длинной шее и потом вынимает ее из воды, поймав лягушку. Семема К1 также является производной от Д1 или Д2 и включает в себя Д1 или Д2 как образ. О длинном нескладном парне могут сказать: Экий журавль шагает Состав и устройство семантемы у каждой лексемы уни-кально. Одинаковых семантем у разных лексем, тем более в разных языках, как правило, не бывает. Сопоставление се-мантем у лексем разных языков, эквивалентных по Д1, служит эффективным приемом расчленения семантемы на семемы.

Отношения между словами устанавливаются не по семан-теме в целом, а по отдельным семемам. Поэтому многие лек-сикологи считают основной единицей лексической семантики лексико-семантический вариант слова (лексема + семема). Се-мема, в свою очередь, имеет составляющие

Сема понимается как отражение в сознании человека от-дельного признака, какой-то детали того объекта, который це-ликом представлен в семеме. Членение семемы на семы беско-нечно, предел ставится лишь мерой познания свойств и ка-честв денотата. Компонентный анализ показывает, что число сем, существенных для общения, в семеме вполне исчислимо, не очень велико. Оно выясняется из сопоставлений и противо-поставлений разных семем друг с другом. Сема, которая в од-ном контексте представляется далее неделимой, вдругом кон-тексте проявляет свою сложность и возможности дальнейшего деления

Семасиологи различают следующие основные типы сем.

Классемы — наиболее обобщенные по содержанию при-знаки, соответствующие значениям частей речи: предметность, признак, количество, действие и т. п.

Архисемы— признаки, объединяющие группы слов внут-ри части речи, например одушевленность /неодушевленность, мужской пол / женский пол, взрослый / молодой, действие /состояние и т. п.

Дифференциальные семы — это признаки, по которым противопоставляются слова, сгруппированные по одной ар-хисхеме, и по которым можно отличить одну семему от дру-гой. Например, для слов равнина, плоскогорье, плато, низ-менность, низина архисемой будет «участок земного рельефа с ровной или слабо волнистой поверхностью». Дифференци-альные семы, разграничивающие значения этих слов, сле-дующие:

• выше 200 м над уровнем моря (плоскогорье, плато),

• ниже 200 м над уровнем моря (низменность, низина),

• обширный, без видимых границ (равнина, плоскогорье,

низменность),

• небольшой, с видимыми границами (плато, низина).

4 41aNlB8GNeHTgN3X/mQlUBk/TUoxzf5HPItStC/Fayvl9dXy+AAs4hL/xnDWz+rQZKeDO5EOzEhY bbZ5KUEAy624FTfADufIm5r/l29+AQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAAT AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/W AAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADzBWN9O AgAAWAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhACAF S6zYAAAABAEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAqAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMA AACtBQAAAAA= " o:allowincell="f" strokeweight=".5pt"/>Системные отношения в лексике

Деление словаря индоевропейских языков на части речи было замечено и описано еще в античные времена. Части ре­чи — это наиболее крупные группировки слов, организован­ные противопоставлениями по морфологическим формам. Семы, соединяющие слова одной части речи (классемы), в индоевропейских языках закреплены формами слов, аффик­сами.

В практических описаниях разных языков отмечались и в той или иной степени описывались такие группировки слов, как словообразовательные гнезда, антонимы и синонимы и. некоторые другие.

Наличие у слова двух сторон — лексемы и семемы (тем более нескольких семем) позволяет одному слову входить в большое число разнообразных оппозиций. Представим для простоты, что лексема имеет одну семему. Тогда она, как оп-ределил Олег Михайлович Соколов, может вступать в сле-дующие девять отношений:

1. У двух слов тождественны лексема и семема. Это однои то же слово (снег — снег).

2. У двух слов тождественны лексемы, но есть небольшиеразличия в семемах, хотя общность части семемы сохраняется.Это — явление многозначности слова (снег — атмосферные осадки и снег — седина).3. У двух слов тождественны лексемы, но не имеют общих сем семемы. Возникает явление омонимии: ключ — приспособление для открывания замка, ключ — источник воды, бьющий из-под земли.4. Лексемы имеют общую часть (пересекаются), семемы тождественны. Такие слова представляют собой морфологические или фонетические варианты слова (лиса и лисица, ноль и нуль).5. Лексемы имеют общую часть и семемы имеют общую часть. Такой случай трактуется как однокорневая синонимия(верить — веровать, заходить — захаживать).6. Лексемы имеют общую часть, семемы различны. Такие слова называются паронимами: кампания, аспирант и компания, аспират.7. Две разные лексемы имеют тождественные семемы(языкознание — лингвистика, флексия — окончание). Такие слова называются омосемами 8. Две различные лексемы несут семемы, имеющие общую часть: делить — расчленять. Явление называется разно-корневой синонимией.9. Две разные лексемы выражают две разные семемы. Это любые разные слова, например трактор — рассвет.

1. Семемы образуют друг с другом оппозиции по семам. В оппозициях находятся как семемы одной лексемы, так и семе-мы разных лексем.Нулевая оппозиция, т. е. семемы отражают один и тот
же денотат (лоб — чело).

2. Привативная оппозиция, когда семема одной лексемы
полностью включается в семему другой лексемы (ворона —
птица).

3. Эквиполентная оппозиция, при которой две семемы
разных лексем имеют некоторые общие семы, по которым они
пересекаются (мысль — думать).

4. Дизъюнктивная оппозиция, когда семемы не имеют
общих сем (колоть — порхающий).

Наиболее близкими являются семемы, различающиеся по одной-двум семам при наличии нескольких одинаковых. В та­ких оппозициях находятся антонимы и синонимы, слова одной узкой тематической группы. На таких оппозициях строятся группировки слов.

Слова, связанные между собой описанными выше типами оппозиций, составляют лексико-семантические группировки разного объема и структурыОбычно выделяют такие лексические группировки как синонимические ряды, лексико-семантические группы и поля, лексико-фразеологические поля, тематические группы, ассо­циативные группировки. Не всегда между разными типами группировок можно провести четкую грань.

Синонимический ряд — группа синонимов, объединенных вокруг одного главного члена — доминанты. Доминанта имеет наиболее общее значение, обычно может заменять другие синонимы в определенных контекстах, в стилистическом отношении является обычно межстилевой единицей

Лексико-семантическая группа (ЛСГ) — большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом — иден-тификатором или устойчивым словосочетанием, значение ко-торого полностью входит в значение остальных слов группы и которое может заменять остальные слова в некоторых контек-стах.

Лексико-семантическое поле (ЛСП) — совокупность большого числа слов одной или нескольких частей речи, объ-единяемых общим понятием (семой). Именем поля является, как правило, словосочетание, называющее понятие, объеди-няющее слова в поле.

Лексико-фразеологическое поле (ЛФП) — лексико-семан-тическое поле, в которое входят и фразеологические единицы.

Лексико-семантические группы и поля имеют свое ядро и периферию. Ядро образуют варианты, синонимы, антонимы, родовидовые группы, объединенные нулевыми и привативны-ми оппозициями. На периферии поля находятся слова, связан-ные эквиполентными оппозициями с ядерными лексемами.

Многомерность оппозиций, в которые входит слово, их разнонаправленноеть подтверждаются и экспериментами пси-холингвистов. Известный психолог Татьяна Васильевна Аху-тина, рассматривая существующие гипотезы организации лек-сической памяти человека и проверяя их данными наблюдений за больными людьми, страдающими расстройствами речи, приходит к заключению, что для лексических единиц наиболее характерны связи по типу каталога с детальными перекрестными отсылками, участки словаря могут быть организованы как иерархическое дерево с ветвями для каждого слова. Например:

Наши рекомендации