Социальные функции массовой коммуникации и их характеристика

Массовая коммуникация осуществляет информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Проблема классификации социальных функций МК является сложной, и до сих пор нет единой точки зрения по этому вопросу.

Впервые в середине 1940-х гг. классификацию социальных функций МК предложил американский политолог, исследователь массовой коммуникации Гарольд Дуайт Лассуэлл, который рассматривал МК как процесс, имеющий социальные функции, внутреннюю структуру и общую направленность. Как любой процесс, массовая коммуникация может быть рассмотрена с точек зрения структуры и функции, иначе говоря – с позиции структурного и функционального анализа Социальная коммуникация «пронизывает» все формы жизни, ее функции очень схожи с процессами сигнализации и управления в живом организме; ее важнейшей явной, позитивной «эу-функцией» является поддержание равновесия любой системы

Г. Лассуэлл описал три универсальные социальные функции всех видов массовой коммуникации:

1) обозрение окружающего мира: «медиа расширяют горизонты познания индивида» – информационная функция;

2) корреляция с социальной структурой общества, воздействие на него и одновременно его познание через обратную связь – корреляционная функция, проявляющаяся в объяснении и интерпретации информационных сообщений, в обеспечении поддержки власти и господствующих норм;

3) передача культурного наследия – познавательно-культурологическая функция, или функция преемственности в культуре. Роль и значение этих социальных функций массовой коммуникации Г. Лассуэлл впервые объяснил в 1948 г.

Начиная с 1960-х гг. анализ основных социальных функций массовой коммуникации был дополнен другими теоретиками коммуникативистики. Так, Чарльз Райт в 1965 г. выделил развлекательную, или гедонистическую функцию – релаксации, рекреации. Человеку необходимо отдыхать, расслабляться, снимать стресс, получать эстетическое удовольствие от информации. Эта функция МК объясняет причины чрезвычайной популярности комиксов, развлекательных телешоу; недаром самым любимым и популярным жанром кинофильмов по сравнению с другими остаются комедии.

Один из ведущих специалистов по массовой коммуникации Дэнис Мак-Квейл в 1980-е гг. рассмотрел ее мобилизационную функцию – мобилизации населения в поддержку социально-значимых кампаний (против размещения ракет, против смертной казни или абортов, в период выборных кампаний). Мак-Квейл выразил основные функции массмедиа в виде метафор: окно в окружающий мир; носитель информации; справочник; средство интерактивного общения; советник, помогающий понять суть проблем; зеркало, отражающее нас самих; фильтр, пропускающий то, на чем фокусируется внимание; барьер, пропускающий истину.

Бельгийский профессор Р. Клосс выделяет следующие функции МК: рациональная – информирование, обучение; иррациональная – давление, манипулирование, реклама, пропаганда; социальной психотерапии – развлечения, релаксация.

Основатель теории культивации Дж. Гербнер подчеркивал, что массовое воздействие на людей повторяющихся образов и представлений определяется не СМИ, а определенными социальными группами общества (политической и экономической элитой, рекламодателями, экспертами). Вот почему некоторые зарубежные и российские авторы, признавая возросшую роль СМИ в современном обществе, считают, что они все же остаются средствами в руках элит и групп давления, а не так называемой «четвертой властью». В целом в зарубежной литературе в качестве основных функций МК называют информирование и развлечение массовой аудитории.

При анализе основных функций МК на уровне общества выделяют следующие:

информационная – информирование о событиях в обществе и мире, информационное обеспечение инновационных процессов;

социальной связи – комментирование и интерпретация происходящего, поддержка существующих норм и властных отношений, социализация, координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия;

обеспечение преемственности – выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение узнавания субкультур, новых культурных направлений, поддержание общности социальных ценностей;

рекреативная – создание возможностей для отдыха и развлечения, снижение социальной напряженности;

мобилизации – организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере

Культурной спецификой функций МК можно считать всеобщую доступность и массовость охвата. В процессе воздействия МК на общественное сознание выявлены три фазы следования тем или иным культурным образцам: 1) подражание; 2) восприятие ценностей, интеграция их в свою систему ценностей; 3) идентификация, эмоциональное и смысловое отождествление с пропагандируемой моделью

Важнейшими социально-психологическими функциями МК, которые воздействуют на индивидуальное сознание, считают следующие: 1) социальной ориентировки; 2) аффилиации (чувство сопричастности, приобщения и принадлежности к определенной группе), 3) эмоциональной разрядки; 4)утилитарная – поиск и выбор полезной информации

Российские авторы выделяют также такие функции МК, как: 1) мобилизующая, социально-организующая (в период общественных кампаний, выборов различного уровня); 2) интеграции, социального общения, контакта, личностной идентификации – важнейшая в формировании группового сознания; 3) регулирующая, социального контроля – реализуется через использование и трансляцию доминирующих социальных норм и ценностей; 4) социализации личности

Яковлев выделяет три основные функции современных российских СМИ: информационная – связана с удовлетворением потребностей в событийной и иной оперативной информации (в форме репортажей и новостей);аналитическая – сегодня ее место становится гораздо скромнее (по сравнению с развлекательными сюжетами и темами); развлекательная. Он предлагает структурировать «дерево» функций СМК либо на основе общих теорий коммуникации (кибернетической – участие МК в управлении на основе учета обратной связи; информационной, информирования – сбор, отбор, структурирование, распространение сообщений; семиотической – создание знаков; когнитивной и интерпретационной – выражение читателями и журналистами собственных чувств и мыслей; критических теорий – критика содержания СМИ), либо по содержанию функций: информационная функция связана с вербальной новостной информацией (просветительской, научно-популярной, научной, аналитической); развлекательная – с образной информацией (кино, спортивные передачи, различные шоу)

В журналистике выделяются такие функции, как коммуникативная, информационно-познавательная, культурно-формирующая, ценностно-ориентирующая (идеологическая), рекламно-справочная, селективная, социально-организующая, рекреативная, психической регуляции.

Социально-политические функции СМИ – управленческая, политико-пропагандистская, артикуляции общественных интересов, формирования общественного мнения, побуждение к обратной связи .

Е.В. Ахмадулин в качестве основных функций журналистики выделяет информационно-коммуникативную (объединять людей с помощью информации), управленческую (посредник между властью и обществом),пропагандистскую, агитационно-организационную (побуждает к действию), социально-экономическую (посредник на рынке), просветительскую (приобщение аудитории к социально значимым ценностям культуры прошлого и настоящего), развлекательную Обобщение позиций российских журналистов об основных функциях журналистики

Специалист по социальной психологии массовой коммуникации Н.Н. Богомолова (МГУ им. М.В. Ломоносова) считает, что в основе социальных функций МК лежат потребности общества. В зависимости от системы отношений «индивид – группа – общество» она выделяет следующие виды социально-психологических функций МК:

1) в системе отношений «индивид – общество»: функция социальной ориентировки (опирается на потребность аудитории в информации для должного ориентирования в широком спектре социальных явлений), функция участия реципиентов СМИ в формировании общественного мнения;

2) в системе отношений «индивид – группа»: функция социальной идентификации основана на потребности индивида чувствовать свое единение с одними группами и разобщенность с другими. При этом в основе выбора человеком тех или иных референтных групп лежат его взгляды, убеждения, ценностные ориентации;

3) в системе отношений «индивид – другой индивид»: функция контакта – потребность для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей;

4) в системе отношений «индивид – он сам»: функция самоутверждения и самопознания проявляется в нахождении реципиентами в сообщениях СМИ поддержки (прямой или косвенной) тех или иных ценностей, идей, взглядов реципиентов и их референтных групп

В демократическом правовом гражданском обществе важнейшей функцией независимых СМИ является также функция критики и контроля по отношению к власти, что способствует артикуляции различных общественных интересов и мобилизации граждан на политическое участие. Подробный анализ изменения типа медиасистемы в СССР и в постсоветской России – от «пропагандистской машины» в 1970–1985 гг. до «смешанной системы и усиления государственных СМИ и Интернета» (с 2000 г.) – осуществлен Я.Н. Засурским.

Наши рекомендации