Социальные функции массовой коммуникации

Массовая коммуникация осуществляет информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Каковы основные социальные функции массовой коммуникации, т.е. роль, предназначение, наблюдаемые последствия деятельности МК в обществе? Проблема классификации социальных функций МК является сложной, и до сих пор нет единой точки зрения по этому вопросу. Впервые в середине 1940-х гг. классификацию социальных функций МК предложил американский политолог, исследователь массовой коммуникации Гарольд Дуайт Лассуэлл, который рассматривал МК как процесс, имеющий социальные функции, внутреннюю структуру и общую направленность. Как любой процесс, массовая коммуникация может быть рассмотрена с точек зрения структуры и функции, иначе говоря – с позиции структурного и функционального анализа (Гнатюк О.Л.Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Г. Лассуэлл (1902–1978)//Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб., 2004. С. 11-19).Социальная коммуникация «пронизывает» все формы жизни, ее функции очень схожи с процессами сигнализации и управления в живом организме; ее важнейшей явной, позитивной «эу-функцией» является поддержание равновесия любой системы (Lasswell Н.The Structure and Function of Communication in Society//The Process and Effects of Mass Communication. Chicago, 1971. C. 40). Г. Лассуэлл описал три универсальные социальные функции всех видов массовой коммуникации: 1) обозрение окружающего мира: «медиа расширяют горизонты познания индивида» – информационная функция; 2) корреляция с социальной структурой общества, воздействие на него и одновременно его познание через обратную связь – корреляционная функция, проявляющаяся в объяснении и интерпретации информационных сообщений, в обеспечении поддержки власти и господствующих норм; 3) передача культурного наследия – познавательно-культурологическая функция, или функция преемственности в культуре. Роль и значение этих социальных функций массовой коммуникации Г. Лассуэлл впервые объяснил в 1948 г. (Rogers Е.М.A History of Communication Study. N. Y.. 1997. С. 223).

Начиная с 1960-х гг. анализ основных социальных функций массовой коммуникации был дополнен другими теоретиками коммуникативистики. Так, Чарльз Райт в 1965 г. выделилразвлекательную, или гедонистическую функцию – релаксации, рекреации. Человеку необходимо отдыхать, расслабляться, снимать стресс, получать эстетическое удовольствие от информации. Эта функция МК объясняет причины чрезвычайной популярности комиксов, развлекательных телешоу; недаром самым любимым и популярным жанром кинофильмов по сравнению с другими остаются комедии. Один из ведущих специалистов по массовой коммуникации Дэнис Мак-Квейл в 1980-е гг. рассмотрел ее мобилизационную функцию – мобилизации населения в поддержку социально-значимых кампаний (против размещения ракет, против смертной казни или абортов, в период выборных кампаний). Мак-Квейл выразил основные функции массмедиа в виде метафор: окно в окружающий мир; носитель информации; справочник; средство интерактивного общения; советник, помогающий понять суть проблем; зеркало, отражающее нас самих; фильтр, пропускающий то, на чем фокусируется внимание; барьер, пропускающий истину (Mc Quail D.Communication models for the study of mass communication. London; N. Y., 1993).Бельгийский профессор Р. Клосс выделяет следующие функции МК: рациональная – информирование, обучение; иррациональная – давление, манипулирование, реклама, пропаганда; социальной психотерапии – развлечения, релаксация. Основатель теории культивации Дж. Гербнер подчеркивал, что массовое воздействие на людей повторяющихся образов и представлений определяется не СМИ, а определенными социальными группами общества (политической и экономической элитой, рекламодателями, экспертами). Вот почему некоторые зарубежные и российские авторы, признавая возросшую роль СМИ в современном обществе, считают, что они все же остаются средствами в руках элит и групп давления, а не так называемой «четвертой властью». В целом в зарубежной литературе в качестве основных функций МК называют информирование и развлечение массовой аудитории.

При анализе основных функций МК на уровне общества выделяют следующие: информационная – информирование о событиях в обществе и мире, информационное обеспечение инновационных процессов; социальной связи – комментирование и интерпретация происходящего, поддержка существующих норм и властных отношений, социализация, координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия; обеспечение преемственности – выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение узнавания субкультур, новых культурных направлений, поддержание общности социальных ценностей; рекреативная – создание возможностей для отдыха и развлечения, снижение социальной напряженности; мобилизации – организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере (Назаров М.М.Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003. С. 15, 16).

Культурной спецификой функций МК можно считать всеобщую доступность и массовость охвата. В процессе воздействия МК на общественное сознание выявлены три фазы следования тем или иным культурным образцам: 1) подражание; 2) восприятие ценностей, интеграция их в свою систему ценностей; 3) идентификация, эмоциональное и смысловое отождествление с пропагандируемой моделью (Карцева Л.В., Шабалина Ю.В.Социология культуры: учеб. пособие. М., 2008. С. 145, 151, 152).

Важнейшими социально-психологическими функциями МК, которые воздействуют на индивидуальное сознание, считают следующие: 1) социальной ориентировки; 2) аффилиации (чувство сопричастности, приобщения и принадлежности к определенной группе), 3) эмоциональной разрядки; 4)утилитарная – поиск и выбор полезной информации (Богомолова Н.Н.Массовая коммуникация и общество. М., 1988. С. 35, 36).

Российские авторы выделяют также такие функции МК, как: 1) мобилизующая, социально-организующая (в период общественных кампаний, выборов различного уровня); 2) интеграции, социального общения, контакта, личностной идентификации – важнейшая в формировании группового сознания; 3) регулирующая, социального контроля – реализуется через использование и трансляцию доминирующих социальных норм и ценностей; 4) социализации личности (Конецкая В.П.Социология коммуникации. М., 1997. С. 206 и др.). И.П. Яковлев выделяет три основные функции современных российских СМИ: информационная – связана с удовлетворением потребностей в событийной и иной оперативной информации (в форме репортажей и новостей);аналитическая – сегодня ее место становится гораздо скромнее (по сравнению с развлекательными сюжетами и темами); развлекательная. Он предлагает структурировать «дерево» функций СМК либо на основе общих теорий коммуникации (кибернетической – участие МК в управлении на основе учета обратной связи; информационной, информирования – сбор, отбор, структурирование, распространение сообщений; семиотической – создание знаков; когнитивной и интерпретационной – выражение читателями и журналистами собственных чувств и мыслей; критических теорий – критика содержания СМИ), либо по содержанию функций: информационная функция связана с вербальной новостной информацией (просветительской, научно-популярной, научной, аналитической); развлекательная – с образной информацией (кино, спортивные передачи, различные шоу) (Яковлев И.П.Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004. С. 10–13; Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций. 2-е изд. СПб., 2007. С. 9, 10).

В журналистике выделяются такие функции, как коммуникативная, информационно-познавательная, культурно-формирующая, ценностно-ориентирующая (идеологическая), рекламно-справочная, селективная, социально-организующая, рекреативная, психической регуляции. Социально-политические функции СМИ – управленческая, политико-пропагандистская, артикуляции общественных интересов, формирования общественного мнения, побуждение к обратной связи (Прохоров Е.П.Введение в теорию журналистики. М., 2005. С. 57). Е.В. Ахмадулин в качестве основных функций журналистики выделяет информационно-коммуникативную (объединять людей с помощью информации), управленческую (посредник между властью и обществом),пропагандистскую, агитационно-организационную (побуждает к действию), социально-экономическую (посредник на рынке), просветительскую (приобщение аудитории к социально значимым ценностям культуры прошлого и настоящего), развлекательную (Ахмадулин Е.В.Краткий курс теории журналистики. М.; Ростов н/Д., 2006. С. 134).Обобщение позиций российских журналистов об основных функциях журналистики (Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, И.М. Дзялошинского, С.Г. Корконосенко, Л.Н.Федотовой и др.) можно найти в монографии Т.В. Науменко (Науменко Т.В.Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М., 2003).

Специалист по социальной психологии массовой коммуникации Н.Н. Богомолова (МГУ им. М.В. Ломоносова) считает, что в основе социальных функций МК лежат потребности общества. В зависимости от системы отношений «индивид – группа – общество» она выделяет следующие виды социально-психологических функций МК:

1) в системе отношений «индивид – общество»: функция социальной ориентировки (опирается на потребность аудитории в информации для должного ориентирования в широком спектре социальных явлений), функция участия реципиентов СМИ в формировании общественного мнения;

2) в системе отношений «индивид – группа»: функция социальной идентификации основана на потребности индивида чувствовать свое единение с одними группами и разобщенность с другими. При этом в основе выбора человеком тех или иных референтных групп лежат его взгляды, убеждения, ценностные ориентации;

3) в системе отношений «индивид – другой индивид»: функция контакта – потребность для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей;

4) в системе отношений «индивид – он сам»: функция самоутверждения и самопознания проявляется в нахождении реципиентами в сообщениях СМИ поддержки (прямой или косвенной) тех или иных ценностей, идей, взглядов реципиентов и их референтных групп (Богомолова Н.Н.Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008. С. 23-28).

С момента возникновения института прессы в XVII–XVIII вв. СМИ становятся все более активным участником политического процесса. Основные социальные функции именно СМИ – те же, что и функции МК: информационная, образовательная, политической социализации. Основные функции массовой коммуникации, открытые Г. Лассуэллом, можно отнести и к политическим коммуникациям. Эти же три функции МК разъясняют главнейшие функции СМИ в политике: информационная; корреляционная: обеспечение поддержки существующей системе власти; континуитивная: трансляция доминирующей культуры, поддержание общности политических ценностей (Голосов Г.В.Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. С. 187). В демократическом правовом гражданском обществе важнейшей функцией независимых СМИ является также функция критики и контроля по отношению к власти, что способствует артикуляции различных общественных интересов и мобилизации граждан на политическое участие. Подробный анализ изменения типа медиасистемы в СССР и в постсоветской России – от «пропагандистской машины» в 1970–1985 гг. до «смешанной системы и усиления государственных СМИ и Интернета» (с 2000 г.) – осуществлен Я.Н. Засурским (СМИ постсоветской России: учеб. пособие/под ред. Я.Н. Засурского. М., 2000. С. 132, 133; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики; февраль 1917 – начало XXI в.: учеб. пособие. 3-е изд. М., 2005;Гуревич С.М.Экономика отечественных СМИ: учеб. пособие. 4-е изд., М., 2009).

Наши рекомендации