Организация связей с общественностью в системе муниципального управления

Коммуникации и связи с общественностью в государственных органах власти.

Общие цели ПР-подразделений в органах государственного управления:

-информирование граждан о деятельности государственных органов

-информирование гос аппарата о состоянии общественного мнения

-побуждение граждан участвовать в государственных программах(голосование,выборы,перепись)

-привлечение бизнеса и общественных организаций к участию в подготовке и реализации государственных программ

-информационная поддержка эффективного взаимодействия ветвей государственной власти в интересах общества

-обеспечение благоприятного отношения международной общественности и международных организаций к стране

В России каждый орган гос управления федерального уровня или Субъекта Федерации имеет свою службу связей с общественностью, пресс-службу, пресс-секретаря, который информирует общественность о работе органов гос управления, предоставляя новости в СМИ, готовит публичные выступления официальных лиц, организует проведение круглых столов и других форумов, ведут работу с целевыми группами.

Успешность , эффективность деятельности властных структур зависит от того, насколько адекватно они реагируют на изменения в обществе, умеет приспособиться к ним и обеспечить понимание своих действий. Поэтому власть должна распространять информацию о своей деятельности, раскрывать цели, задачи, позиции.

ПР-деятельность в органах власти не должна носить политического характера.

Органы власти становятся целевой аудитории для ПР-подразделений.

Преимущества:

-широкий охват интересов

-широкая социальная база

Недостатки:

-сложность обеспечения баланса конкурирующих интересов всех слоев

-трудность в обеспечении жизненных интересов конкретно человека

-проблема апатии граждан, недостаток доверия, сопротивление решениям

Организация связей с общественностью в системе муниципального управления.

Самая близкая к населению власть - местное самоуправление. На этом уровне должен быть контакт с избирателями, налогоплательщиками, другими целевыми аудиториями. Решения должны доводиться до населения, в т.ч. и об использовании бюджетных средств.

Направления ПР-деятельности на муниципальном уровне:

-отправка информационных писем, предложений в законодательные и представительные органы

-приглашение представителей власти на свои мероприятия

-организация встреч шефа с руководителями органов власти

-участие в работе законодательных и представительных органов власти

-помощь депутатам в работе в избирательных округах

-инициирование создания общественных консультативных органов при органах власти

-создание бизнес-клубов

-подготовка для СМИ официальных сообщений, иных информационных материалов

-подготовка и передача СМИ комментариев специалистов

-проведение аккредитации журналистов, освещающих деятельность органов власти

-проведение пресс-конференций, подготовка пресс-бюллетеней и пресс-релизов

Недостатки:

-в ПР-службах отдельных администраций нет ориентации на диалог и партнерские отношения с общественностью

-задачи ставятся в режиме односторонней коммуникации

-отсутствие аналитических отделов в ПР-подразделениях

4. ПР-технологии:

1.Политическое консультирование. Род профессиональной деятельности по интеллектуальному и организационному обеспечению функционирования государственных и общественных структур. Подготовка и проведение политических кампаний, избирательных кампаний.

2.Организация переговорных процессов. Общение, одним из результатов которого является процесс связи с общественностью. Возможности разрешать разногласия, конфликты. Выработка точек зрения, обмен обещаниями и предложениями.

3.ПР-деятельность в конфликтной ситуации. Конфликт – динамический тип социальных отношений, связанный с потенциально возможным столкновением субъектов на почве различных противоречий. В современном обществе даже некачественная информация может стать причиной конфликта или кризиса. Управление конфликтами – урегулирование, разрешение или подавление конфликта в интересах общества в целом либо отдельных его субъектов. Цель – минимизировать политические, экономические и нравственные потери и использовать возможности конфликта для повышения узнаваемости организации или подготовки к следующему кризису.

4.Модульные технологии в реализации ПР-проектов. Комплексы способов и технологий информирования и коммуникаций с целевыми группами в рамках реализации конкретного ПР-проекта. Проведение пресс-конференций, круглых столов, подготовка пресс-релизов, презентаций и т.д.

5.Интеренет-технологии ПР. Особый вид технологий, новый канал передачи и восприятия двустороннего потока информации. Они позволяют ПР-структурам:

-предоставлять значительной части общества возможности высказать свое мнение о проектах и планах до принятия окончательно решений
-стимулировать появление информации, идущей снизу вверх

-осуществлять контакт с потребителем информации, выявлять и участвовать в формировании общественного мнения

-формулировать общие цели и доказывать возможность их достижения

-предоставлять гражданам возможные альтернативные решения и подводить решение к оптимальному варианту

-приблизить провинцию к источникам информации

Технологии PR — стратегические и тактические коммуникационные технологии, разработанные и осуществляемые с целью достижения взаимопонимания с различными группами общественности субъекта.

В качестве PR-технологий используются:

1) устное сообщение (пресс-конференции, выступления перед различными социальными группами, планирование и резервирование наиболее значимых мест выступления, а также подготовка речей для других сотрудников фирмы и их тренинг в области ораторского искусства);

2) паблисити (в том числе через контакты с прессой, радио и ТВ, издателями для содействия последующей публикации материалов с новостями об организации); Одной из наиболее действенных PR-технологий является паблисити:

• паблисити (как явление) — положительная известность субъекта среди его общественности;

• паблисити (как деятельность) — достижение положительной известности субъекта среди его общественности;

• паблисити (как технология) — технология достижения положительной известности субъекта среди его общественности.

Количество занятых (чел.) в PR-отделах по категориям организаций:

написание репортажей, пресс-релизов, текстов к буклетам, рекламных статей и пр., а также любых технических материалов и описания продукции;

издательская работа;

специальные мероприятия по представлению фирмы, ее товаров и услуг, например выставки, специальные показы новой продукции, дни “открытых дверей”, способные восприниматься как интересные для аудитории новости и обеспечивать атмосферу доверия к фирме;

распространения с наибольшей эффективностью печатных, фото- и видеоматериалов среди различных групп общественности;

имиджевая реклама (имени и репутации фирмы);

спонсорство;

аналитические и консалтинговые технологии.

5. Основные направления деятельности ПР-служб:

1.поддержание постоянных контактов с представителями прессы

2.подготовка и предоставление материалов для печати

3.предоставление комплексных информационных услуг

4.осуществление мониторинга сообщений в печати, по радио и телевидению, принятие мер по опровержению в случае необходимости

5.создание банка данных, видео- и фототеки об истории организации и ее общественно значимой деятельности

6.организация брифингов и пресс-конференций

7.определение ПР-политики организации

8.формирование и развитие основ корпоративной культуры

9.взаимодействие с партнерами, акционерами, группами влияния

10.политика спонсорства и благотворительности

11.конструирование имиджа

12.взаимодействие с органами власти

6.ПР-службы в органах власти. Деятельность пиар-структуры можно охарактеризовать как успешную только в том случае, если она получает положительную оценку не только у коллег, пиар-специалистов, но и у остальных участников профессионального взаимодействия – аппарата администрации, политиков и журналистов. Создание пиар-структур в органах власти связано с необходимостью упорядочить отношения между чиновниками, общественностью и журналистами. Границы деятельности пиар-структур постоянно корректируются временем и, можно сказать, что процесс формирования этих структур далеко не завершен. Деятельность пиар-структуры оценивается разными социальными группами: с точки зрения политика эффективность деятельности пиар-структуры будет оцениваться как положительная, если в СМИ будут присутствовать частные упоминания его заслуг и будет оказываться помощь в вербовке союзников, как среди журналистов, так и среди населения; с точки зрения чиновника работа пиар-структуры может оцениваться как эффективная, если сведена к минимуму вольная интерпретация фактов журналистами, если информация поступает в СМИ взвешенно, дозировано и соответствует их видению проблемы; для журналистов эффективность пиар-структуры связана с ее способностью предоставлять информацию полно, часто и неуязвимо точно. Для журналистов в то же время очень важна помощь пиар-структуры или службы в поиске конфликтных ситуаций и сенсационных новостей, исключающих их неоднозначную трактовку. В таком случае руководитель пиар-структуры обладает непререкаемым авторитетом; для населения региона доверие к власти, поддержка всяческих начинаний возможны лишь в условиях доступности, открытости, прозрачности службы. Наиболее объективным показателем является общая оценка населением органов управления на выборах; профессиональная саомоценка; источником противоречия также является профессиональное взаимодействие по вертикали и горизонтали. Для представителей СМИ руководитель пиар-службы – это чиновник, представитель интересов органов власти, а для аппарата управления вы, скорее всего, будете представлять лицо журналиста. К ошибкам может привести чрезмерная ориентация руководителя пиар-службы на отстаивание интересов власти и неумение взглянуть на проблему через призму интересов социальной группы. Тип личностных ошибок связан с неадекватным восприятием своего статуса.

7. Имидж гос деятелей- субъективный образ личности, который воздействует на нас как объект коммуникации.

Компоненты: объективные внешние данные, поведенческие особенности(стиль речи, манера, одежда), социальные и профессиональные характеристики(образование, профессия, социальный статус), самовосприятие, биологические, коммуникативные и тд.

8. Имидж государства- зависит от традиции, культуры, событий, территории, расположения, ресурсов, главы государства, конкурентоспособность страны(понимается как эффективное использование силы и капитала), факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, факторы качества жизни; условия внутреннего спроса: качество, соответствующие тенденции развития спроса на мировом рынке; уровень экономического роста, политическая стабильность, размеры внешнего долга; дипломатия, туризм и тд.

Реализация имиджа страны присутствует во внешней среде не зависимо от того прикладываются усилия к этому или нет

9. Общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового группового сознания и оказывающих влияние а содержание и характер различных политических процессов.(толпа-масса-общественность).Общественное мнение — это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение – это совокупность людей, их позиций, обладающих образованностью и владеющих собственностью. Государственное групповое мнение претендует на общую значимость политической позиции. Выделяют срезы общественного мнения: Работающий в структуре (персонал). Бизнес окружение. Население местонахождения фирмы. Целевая аудитория тех мероприятий, которые осуществляет фирма. Население государства и мировое общественное мнение.

Методы воздействия: -убеждение -универсальность речи -роль заинтересованных групп -формирование в публичной дискуссии –мотивация

Способы исследования общественного мнения.1. Метод наблюдения - один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества. 2. Анкетный опрос - это особый метод сбора первичных данных о человеке, часто используемый в социальной психологии и социологии. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др. Интервью проходит в виде беседы. Определены основные его этапы и сделаны выводы. 3.Анализ документов. Работа с документами - это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о кандидате. Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии и т.д.

10. С точки зрения PR-экспертов к "черному PR"("черным" технологиям) относится следующее: неэтичные методы и технологии (то есть не соответствующие этическим и моральным нормам общества);- методы и технологии, прямо противоречащие закону, обобщения, использование чужого авторитета, дезинформация, односторонняя информация, намеренное замалчивание, пропаганда, тиражирование, манипуляция, навязывание представлений, компроматы (в случае, если в них используется ложная информация или информация, собранная незаконными методами);- подкуп журналистов и размещение информации, выгодной для клиента/заказчика, в прессе на платной основе;- технологии, направленные на то, чтобы намеренно очернить конкурента, подорвать его репутацию.

Российское PR-сообщество в целом согласно с посылкой, что единственной реальной оценкой технологий может быть суд или, в широком смысле слова, закон. Но наше законодательство на данном этапе, к сожалению, неполно и далеко от совершенства. Таким образом, структуры, которые имеют собственные СМИ и другие ресурсы, обладают реальной возможностью использовать "черные" технологии для достижения определенных результатов. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо не только принимать законы, но и неуклонно соблюдать их. Пока законы не начнут работать, пока не сложится традиция следования закону всеми субъектами права (журналистами, представителями власти и общества), можно обвинять в использовании "черных" или "грязных" технологий кого угодно. И, наконец, еще один важнейший момент - это этика. Зрелое общество вырабатывает определенные стандарты морали и этики. Российское общество нельзя назвать зрелым, морально-этические нормы в нем не устоялись. Здесь многое зависит от людей, которые своим образом жизни как бы задают этические стандарты, формулируют нормальные ценности и установки". «Черный PR» абсолютно не в интересах российских PR-щиков. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы этот термин ушел в небытие. Ведь даже на уровне примитивной логики очевидно: ассоциация такой перспективной сферы, как PR, с термином «черный» (аморальный, «грязный», противоправный) неприемлема, вредна для бизнеса, имиджа и социального статуса.В целом, складывается ощущение, что кто-то намеренно проводит PR "черного PR", с целью придания ему некоего мистического, устрашающего оттенка. В то время как в действительности он выглядит вовсе не устрашающим, а скорее жалким, так как свидетельствует лишь о некомпетентности лиц, его использующих.

Наши рекомендации