Эмпирико-индуктивные системы показателей
Разрабатываются с помощью математико-статистических методов путем отбора для некоторой группы предприятий наиболее значимых показателей. Основная цель этих систем показателей - раннее прогнозирование возможных ситуаций неплатежеспособности, т.е. установление, является ли предприятие "здоровым" или "больным", "успешным" или "недостаточно успешным". В эту группу систем показателей входят системы Beaver и Weibel. Для банковской сферы используется система показателей CAMEL, а также система показателей рейтинга динамической финансовой стабильности (РДФС).
Beaver. Система была построена на основе эмпирического исследования 79 "успешных" и 79 "неуспешных" предприятий. В результате были отобраны шесть наиболее эффективных для целей прогнозирования коэффициентов, представляющих собой отношение:
• КФ к заемному капиталу;
• чистой прибыли ко всему капиталу;
• заемного капитала ко всему капиталу;
• работающего капитала ко всему капиталу;
• оборотного капитала к краткосрочному заемному капиталу;
• используемых в ближайшее время денежных средств за вычетом заемного краткосрочного капитала к производственным затратам без амортизации.
Наибольшее значение приписывается первому коэффициенту.
Weibel. Система основана на исследовании 72 швейцарских предприятий. В результате были отобраны как наиболее информативные следующие показатели, представляющие собой отношение:
• КФ к заемному капиталу;
• оборотного капитала к краткосрочному заемному капиталу;
• используемых в ближайшее время денежных средств за вычетом краткосрочного заемного капитала к производственным затратам без учета амортизации;
• среднего запаса на складе к затратам на материалы, умноженное на 365;
• среднего объема полученных кредитов к объему приобретенных товаров, умноженное на 365;
• заемного капитала ко всему капиталу.
Названные системы используются для сравнения значений показателей, полученных для анализируемого предприятия, со значениями, полученными в результате эмпирических исследований так называемых "эталонных" предприятий.
к числу комплексных показателей можно отнести кеш флоу, который характеризует поток финансовых средств из процесса оборота и отражает ситуацию с ликвидностью и финансовым развитием предприятия. На основе КФ рассчитывается ряд относительных показателей, например доля КФ в обороте, КФ в расчете на одного работника и др. Кроме того, на практике используются расчеты нескольких видов КФ. Анализ КФ важен в финансовой сфере: он является базой для определения годовых сумм, идущих на погашение долга.
27 Планирование………
Система планирования – инструмент скоординированного выведения сложной многопараметрической системы предприятия в заданные параметры и ограничения.
Планирование отвечает на вопрос: «Как сделать, чтобы…?» Планирование на предприятии относится к числу наиболее сложных и ответственных функций менеджмента.
Стратегическое планирование, в процессе которого вырабатываются цели, задачи и стратегии для предприятия в целом и его сфер бизнеса, формирует рамки для оперативного планирования.Оперативное планирование обеспечивает на базе стратегических целей выполнение соответствующих годовых (оперативных) планов, определяющих путь развития предприятия на короткий промежуток времени.
Плановые мероприятия и их количественные оценки в виде доходов и расходов предоставляют информацию для формирования бюджета. Планирование необходимых мероприятий как в начале, так и в конце планового процесса проводится при обязательном условии согласования целей оперативного планирования руководством предприятия.
Последовательность планирования: Базовые принципы:
Первый – определение границ («коридора»), в которых может нормально функционировать предприятие, то есть сохранять финансовую устойчивость и развиваться в установленном целями направлении.
Второй – «трансляция» базовых параметров деятельности предприятия в систему заданий и лимитов структурным подразделениям (не плановых показателей), которые сами осуществляют планирование действий.
Третий – формирование планов действий и бюджетов затрат структурных подразделений (центров ответственности) этими подразделениями. То есть подразделения сами определяют свои плановые показатели на основе заданий и лимитов затрат и согласований действий и объемов предоставляемых другим подразделениям услуг.
Четвертый– нормирование расхода всех видов используемых ресурсов. Это, в том числе, требования корпоративной информационной системы.
Уровень планирования | Вид бюджета |
Предприятие | План по прибылям и убыткам План по ресурсам План по эффективности Финансовый план План-баланс |
Профит-центр | План по прибылям и убыткам План по ресурсам План по эффективности Финансовый план План-баланс План оборота |
Функциональные подразделения | Бюджет на рекламу Бюджет обеспечения материалами План запасов План производства продукции |
Проекты | Бюджет освоения рынка Бюджет разработки проекта Бюджет строительства |
Места возникновения затрат | Бюджет на материалы Бюджет на персонал |
28. Бюджетирование ……..
бюджетирование на предприятии относятся к числу наиболее сложных и ответственных функций менеджмента. Бюджетные средства на реализацию мероприятий служат базой для достижения намеченных целей.
Плановые мероприятия и их количественные оценки в виде доходов и расходов предоставляют информацию для формирования бюджета.
Бюджет представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Бюджет - это выраженный в экономических показателях результат оперативного планирования, требующий действий и управления, часть процесса планирования, обеспечивающая формализацию планов. Бюджет служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия.
Бюджет предприятия может рассматриваться в различном качестве:
• экономический прогноз;
• средство координации;
• средство контроля;
• основа для постановки задачи (например, сокращение потребления ресурсов, изучение возможностей кредитования предприятия);
• средство делегирования полномочий.
Бюджет составляется в рамках формального процесса планирования - бюджетирования, в основе которого лежат пять основных принципов:
• принцип целесогласования - согласованность планов подразделений (центров ответственности) с целями предприятия и между собой. Процесс бюджетирования протекает волнообразно "снизу вверх", затем "сверху вниз". Путем согласования бюджетных планов между выше- и нижестоящими руководителями обеспечивается соответствие целям конкретных планов предприятия;
• принцип приоритетности - использование дефицитных средств в наиболее выгодном направлении. В бюджете сознательно формируется направление "основного удара", при этом расходы на другие направления сокращаются;
• принцип причинности — каждая плановая единица может планировать и отвечать только за те величины, на которые она может оказывать влияние;
• принцип ответственности - концентрация исключительно на величинах, поддающихся воздействию, передача каждому подразделению ответственности за исполнение его части бюджета вместе с полномочиями вмешательства в случае необходимости в развитие ситуации, включая проведение соответствующих корректирующих мероприятий. Использование этого принципа содействует выработке у руководства нижнего уровня навыков предприимчивости в мышлении и в действиях;
• принцип постоянства целей - установленные базовые величины не должны быть принципиально изменены в течение продолжающегося контрольного периода.
Бюджет создается в результате совместных усилий контроллера, ответственного за применяемые методы и подходы к процессу бюджетирования, и менеджера подразделения с привлечением руководителей.
Уровень планирования | Вид бюджета |
Предприятие | План по прибылям и убыткам План по ресурсам План по эффективности Финансовый план План-баланс |
Профит-центр | План по прибылям и убыткам План по ресурсам План по эффективности Финансовый план План-баланс План оборота |
Функциональные подразделения | Бюджет на рекламу Бюджет обеспечения материалами План запасов План производства продукции |
Проекты | Бюджет освоения рынка Бюджет разработки проекта Бюджет строительства |
Места возникновения затрат | Бюджет на материалы Бюджет на персонал |
Бюджет формируется на базе одного из альтернативных вариантов плана. Например, возможны следующие варианты планов: пессимистичный (вариант 1), наиболее вероятный (вариант 2) и оптимистичный (вариант 3). Так, вариант 1 представляет собой минимальную цель и требует максимального сокращения имеющихся ресурсов; вариантом 2 предусмотрено достижение максимальных целей при умеренном уменьшении ресурсов; вариант 3 определяет максимальные цели со структуризацией ресурсов.
После одобрения руководством предприятия бюджет становится действующим. Бюджет имеет силу для целого временного периода. Меняющиеся данные, параметры или цели не ведут к изменению бюджета
29. анализ отклонений…………………
Анализ отклонений наряду с причинами, вызвавшими их, а также выработкой корректирующих мероприятий относится к числу важнейших задач оперативного контроллинга. Представлены виды отклонений, факторы возникновения, оценка и анализ отклонений, возникающих в производственной среде.
К числу важнейших задач оперативного контроллинга относятся: контроль над исполнением бюджета предприятия, установление отклонений, анализ причин, вызвавших отклонения, выработка корректирующих мероприятий. В результате бюджетирования устанавливаются плановые значения контролируемых величин, в качестве которых могут выступать количественные параметры деятельности предприятия, выраженные в натуральных и стоимостных показате-
лях, а также качество, сроки и т.д. Объем контролируемых величин с целью выявления отклонений и анализа их причин устанавливается экономической целесообразностью, определяемой через соотношение выгоды, получаемой от устранения причин отклонения, и затрат на их выявление. Возможен частичный контроль наиболее значимых величин, выявленных на основе АВС-анализа.
Фактические значения контролируемых величин выявляются на основе данных статистического, финансового и управленческого учета на предприятии. Обязательное условие сопоставления плановых и фактических величин — их содержательная однородность, которая, в принципе, должна быть обеспечена на стадии планирования. Кроме того, все плановые единицы предприятия — цехи, отделы и т.д. — должны работать в единой информационной базе данных, признаваемой всеми участниками процесса контроля и анализа, чтобы избежать кон-
фликтов, вызванных неоднозначным пониманием терминов.
Отклонения являются следствием изменения трех основных факторов: Объема производства, цен на ресурсы и норм расхода на единицу выпуска, причем обычно все факторы воздействуют одновременно. Это можно объяснить следующим:не выдержаны запланированные объемы производства (вследствие изменения спроса на различные виды продукции или из-за трудностей, связанных с ее производством, - недостаток мощностей, нехватка оборотного капита-
ла и пр.); изменились цены на ресурсы (в условиях нестабильности рынка сложно
прогнозировать цены); произошли изменения норм расхода: уменьшение (завышенные нормы бы-
ли разработаны ранее для выполнения планов, спущенных «сверху»), увеличение (налицо перерасход ресурсов — необходимо выявить причину и принять меры к ликвидации отклонений).
Отклонения плановых и фактических величин могут возникать по всем параметрам, определенным в бюджете: стоимостные параметры — затраты, доходы с оборота, маржинальная при-
быль, поступления, выплаты, дебиторские и кредиторские задолженности,
капитал и т.п.; см 30 вопрос
30. Выявление отклонений: стоимостные параметры, параметры орг. структуры….
Отклонения плановых и фактических величин могут возникать по всем определенным в бюджете параметрам, в число которых входят:
• стоимостные параметры - затраты, доходы с оборота, маржинальная прибыль, поступления, выплаты, дебиторские и кредиторские задолженности, капитал и т.п.;
• параметры организационной структуры — места возникновения затрат, продуктовые и региональные дивизионы, закупочные, производственные, сбытовые, проектные подразделения и т.п.;
• временные параметры - дни, недели, месяцы, кварталы, годы.
Различают следующие виды отклонений.
Абсолютные отклонения - получаемая путем вычитания одной величины из другой разница, выражающая сложившееся положение вещей между плановыми и фактическими параметрами
Относительные отклонения рассчитываются по отношению к другим величинам и выражаются в процентах. Чаще всего относительное отклонение исчисляется по отношению к более общему показателю или параметру. Например, относительное отклонение затрат на материалы можно выразить в отношении к суммарным затратам или в процентах к обороту. Применение относительных отклонений повышает уровень информативности проводимого анализа.
Селективные отклонения. Этот метод расчета отклонений предполагает сравнение контролируемых величин во временном разрезе: квартал, месяц и даже иногда день. Сравнение контролируемых величин за определенный месяц текущего года с тем же месяцем предыдущего года может быть гораздо информативнее сравнения с предыдущим месяцем рассматриваемого планового периода.
Кумулятивное отклонение. Суммы, исчисленные нарастающим итогом (кумулятивные суммы), и их отклонения позволяют оценить степень достижения за прошедшие периоды (месяцы) и возможную разницу к концу планового периода (года). Кумуляция позволяет компенсировать случайные отклонения и более точно выявить тренд.
Отклонения во временном разрезе. Для контроллинга типичным является сравнение план-факт. Отклонения определяются на основании сравнения бюджетных и фактически реализованных значений контролируемых параметров. Для аналитических целей может представлять интерес сравнение фактически реализованных значений планового периода с фактами соответствующего предыдущего периода (предыдущего месяца, года).
Отклонение "план - желаемый результат". Оба подхода к сравнению: "план-факт" и "факт-факт" опираются на статистику прошлого и позволяют уменьшить отклонения в будущем. На основе результатов анализа отклонений может быть составлен другой прогноз или ожидание результатов на конец планового периода.
В задачу контроллера не входит тотальный анализ всех возникших отклонений. Даже если абсолютная или относительная величина отклонения какого-либо параметра очень значительна, то это вовсе не повод немедленно заняться ее анализом, оценкой и корректировкой. Необходимо выяснить, является ли данное отклонение случайным или регулярным. В случае если отклонение носит разовый характер и не играет значительной роли относительно достижения целевой прибыли, выполнять анализ бессмысленно.
Возникающие отклонения должны взвешиваться по определенным критериям.