Особенности обучения руководителей
Специфика обучения руководителей определяется структурой и содержанием их профессиональной деятельности. Среди важнейших целей, которые призвано преследовать обучение руководителей, можно выделить следующие:
• Дать руководителям знания, необходимые для успешного решения стоящих перед ними задач.
• Помочь руководителям лучше понять и систематизировать уже имеющийся опыт.
• Обучение навыкам и умениям, необходимым для эффективного руководства.
• Дать возможность творчески переосмыслить свою повседневную работу и стимулировать потребность в совершенствовании собственной работы.
• Способствовать развитию у руководителей установок, способствующих успешному достижению целей подразделения и организации в целом.
Рассматривая проблему обучения руководителей необходимо учитывать, что речь идет об обучении взрослых, то есть людей, которые уже получили образование (как правило техническое или экономическое) и уже сформировались как личности.
Другой важной проблемой, с которой приходится сталкиваться при обучении руководителей, является то, что руководители не используют полученные знания на практике. При этом с их стороны всегда приводятся те или иные самооправдания, выполняющие роль психологической защиты, объясняющие, почему сложившиеся условия исключают возможность практического применения полученных знаний или подходов. Отсюда важная цель при проведении обучения руководителей - помощь им в понимании собственного отношения к работе, доминирующих ценностей и приоритетов и преодоление защитного поведения, мешающего изменять ставшие неэффективными образцы поведения.
Серьезной проблемой для сложившийся сегодня ситуации в области обучения руководителей является, с одной стороны, необходимость адаптации программ, используемых в западных бизнес-школах, а с другой, - разработки собственных отечественных программ, отвечающих специфике ситуации, сложившейся в нашей стране и в нашей культуре.
Поскольку важнейший итог при обучении руководителей - это повышение эффективности их управленческой деятельности, то при подготовке учебных программ для руководителей важно больший упор делать на те принципы, которые создают более благоприятные возможности воздействия на их установки и повышают их готовность использовать полученные знания в своей собственной работе. Это в первую очередь следующие принципы:
• Активность. Минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала и максимально широкое использование методов активного обучения, требующих высокой степени активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс (анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тренинговые упражнения).
• Ориентация на практическоеиспользование полученных знаний, тесная связь содержания занятий с каждодневной управленческой практикой. Этой цели служат групповые обсуждения и задания, которые руководители в ходе обучения прорабатывают в малых группах.
• Командная работа. Основная задача руководителя состоит в организации работы других людей, поэтому овладение навыками командной работы имеет особое значение для руководителей и лиц, состоящих в резерве на руководящие должности.
• Проектная работакак форма закрепления полученных знаний и развития навыков командной работы.
Для обеспечения высокого уровня мотивации к обучению руководители должны ясно видеть его значимость. Повышению значимости проводимого обучения помогают следующие шаги:
• Вступительное слово представителя высшего руководства перед началом учебной программы.
• Присутствие представителей высшего руководства на завершающих этапах учебной программы.
• Торжественное завершение учебы - вручение дипломов, поздравление со стороны представителей высшего руководства.
• Создание условий для того, чтобы знания и навыки, полученные руководителями в ходе учебы, были востребованы в работе организации (изменение практики подготовки планов, регламента проведения совещаний и др.).
Международная консалтинговая организация FGI совместно с партнером по обучению Browning Group используют следующий подход к обучению руководителей: 5-6 двухдневных семинаров в течение 6-9 месяцев. В процессе обучения формируются сплоченные учебные группы. Члены этих групп не только совместно работают в процессе учебы (в ходе разбора конкретных ситуаций, групповых обсуждений или при выполнении проектной работы), но и совместно оценивают результаты учебы, достигнутые успехи в освоении новых знаний и умений.
Такой подход к обучению (разбиение учебной программы на несколько этапов и широкое использование групповых методов работы) дает целый ряд преимуществ:
• слушатели получают возможность практического применения и закрепления изученного материала, когда после завершения очередного этапа обучения они возвращаются на свои рабочие места,
• широкое использование методов групповой работы способствует развитию у слушателей навыков эффективной работы в группе, столь необходимых любому руководителю,
• руководители, работающие в разных направлениях и в разных организациях, обмениваются опытом друг с другом, устанавливают личные связи, которые могут им пригодиться в дальнейшем.
Центр менеджмента в Сандридж-Парк в Бромли на юго-востоке Великобритании предпринимает особые усилия для более тесной увязки обучения, которое по нескольким десяткам программ проходят там менеджеры Великобритании и других европейских стран, с потребностями той управленческой практики, с которой слушатели сталкиваются на своих фирмах. Для этого используются:
• собственные исследования Центра,
• помощь специалистов консалтинговой группы, сотрудничающей с Центром,
• темы проектных и дипломных работ, которые слушатели готовят по завершении учебных программ, "заказываются" фирмами, пославшими своих сотрудников на обучение в Центр.