Классификация конфликтов. причины конфликтов
Конфликты классифицируются в зависимости от:
- способа разрешения: насильственный/ненасильственный
- природы возникновения: политический, социальный, экономический, организационный (связ. с организацией деятельности людей)
- направления воздействия: вертикальный/горизонтальный (количество власти, нахождение на разных уровнях власти)
- по степени выраженности: скрытый/открытый
- по количеству участников: внутриличностные, межличностные, межгрупповые
- наличия О конфликта: объектные, безобъектные
- затронутых потребностей: конфликт интересов, конфликт взглядов, ценностей (когнитивные конфликты)
- временные параметры: кратковременные, быстротечные, длительные
- результативность конфликта: конструктивные (группы, где они происходят сохраняют целостность, а отношения м/у членами группы – характер сотрудничества, кооперации) и деструктивные (взаимоотношения м/у людьми приобретают характер борьбы, противостояния)
Гришина: социальные конфликты (военные, этнические, религиозные, политические); социально-психологические (межгрупповой, внутригрупповой, межличностный); психологические конфликты (личностные)
Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина конфликтов: Маркс – частная собственность и порождаемое ею социальное неравенство; Зиммель – конфликтная природа человека; Дарендорф – отношения господства и подчинения; Козер – борьба за ресурсы.
В современной конфликтологии выделяют 4 группы причин конфликтов:
Объективные: социальные, политические, экономические и идеологические.
Организационно – управленческие:
- структурно-организационные (ошибки в проектировании структуры, изменение структуры, неодинаковая оснащенность рабочих мест, несоразмерность прав и обязанностей)
- функционально-организационные (связи с внешней средой, м/у структурными подразделениями орг-ии, неправильное распределение ответственности, ограниченность ресурсов, отсутствие, искаженность или противоречивость информации)
- личностно-функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности, противоречивость требований профессиональных и личных)
- ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения)
Социально-психологические:
- Естественное столкновение интересов людей
- Конфликт ценностей: м/у свободой и равенством, демократией и авторитарностью, стремлением к общественной собственности и ориентацией на частную собственность
- Потери и искажение информации в процессе коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания)
- Разбалансированное ролевое взаимодействие людей
- Выбор разных способов оценки результатов деятельности; разный подход к оценке одних и тех же событий, внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция
- Стремление больше брать, чем отдавать
- Стремление к власти, психологическая несовместимость
Личностные: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, неадекватный уровень притязаний, чрезмерная выраженность отдельных черт характера
Динамика конфликта. Этапы и фазы.
Динамика конфликтавключает в себя понятияэтапов конфликта и его фаз.Динамические характеристики это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:
1 этап. предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту).
Этап Инцидент
Инцидент конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт..
3. этап Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает.
Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:
-мотивы расцениваются как подлые и низменные,
-действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые,
-позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная,
-операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает,
-восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.