Культура телефонного разговора
Одним из компонентов этики деловых отношений является телефонный этикет. Деловой разговор по телефону с внешним абонентом имеет свою специфику: вы говорите от лица фирмы и представляете прежде всего ее, а только потом себя. Деловые партнеры и клиенты зачастую судят об уровне профессионализма работника и о фирме в целом именно по телефонным разговорам. Высокомерный, раздражительный тон, вульгарные интонации, неправильное произношение, детский лепет, отсутствие интереса к собеседнику навсегда оттолкнут человека от фирмы. Поэтому солидные организации уделяют особое внимание телефонному этикету при обучении сотрудников.
Следует учитывать, что телефонный разговор обладает целым рядом отличительных особенностей по сравнению с очной беседой. Эти особенности определяются тем, что собеседники не видят друг друга и зачастую телефонный разговор возникает для одной из сторон неожиданно, нарушая при этом предшествующий ход событий: очную беседу одного из абонентов, выполнение им какой-либо важной или срочной работы и т. п. Такую возможность следует предусматривать всегда, когда мы звоним кому-либо. Это должно накладывать определенный отпечаток на ваше поведение. Кроме того, нужно учитывать то обстоятельство, что собеседник может быть в окружении коллег, посетителей и т. п., что не позволяет ему вести достаточно откровенный разговор.
Сбои при наборе номера, плохая слышимость, неожиданное прерывание связи требуют от собеседников дополнительной вежливости и предусмотрительности. С другой стороны, человек, ведущий очную беседу с кем-либо, должен отдавать ей приоритет перед телефонным разговором.
Необходимо знать и учитывать стадии телефонного разговора, чтобы он прошел наиболее эффективно:
•взаимные представления;
•введение собеседника в курс дела;
•обсуждение вопроса;
•заключение.
Необходимость введения собеседника в курс дела хотелось бы проиллюстрировать примером. Часто наблюдается такая ситуация. Звонит деловой партнер, представляется и просит соединить его с шефом. Докладываю директору о звонящем, а директор задает мне вопрос: «Вы не помните, что я ему обещал?» Если помощник не в курсе их договоренностей, а абонент опустил второй этап, то далее идет такой разговор: «Здравствуйте, Иван Иванович! К сожалению, мы еще не решили ваш вопрос, перезвоните через неделю». Через неделю вспомнить, о чем они договаривались, тем более не удается. Поэтому рекомендую обязательно напоминать, о чем был предыдущий разговор.
Для того чтобы телефонный разговор прошел успешно, используйте правила подготовки телефонного разговора:
1. Помечайте на календаре, когда вы планируете разговор, с кем и на какую тему.
2. На отдельном листке набросайте примерный план разговора.
3. Там же перечислите фамилии, даты, цифры, которые могут понадобиться.
4. Выберите оптимальное время для звонка.
5. Заранее узнайте, кто наиболее компетентен в интересующем вас вопросе.
Иногда приходится звонить через секретаря. Если вас попросили назвать причину своего звонка, не обижайтесь — это обязанность секретаря.
Несколько слов о разговорах с автоответчиком. Едва ли найдется много людей, кому нравится говорить с автоответчиком. Многие теряются, услышав шум ленты, и молча опускают трубку. Другие не могут привыкнуть к механическому собеседнику. Они начинают что-то лепетать и в смятении забывают о самом важном, а именно назвать себя. Поэтому формулируйте свое сообщение просто и кратко, назовите себя и номер телефона, по которому с вами можно связаться. Здороваться не обязательно. Разумно указать время, когда можно вам перезвонить.
Особо хочется отметить разговор по мобильному телефону. Сотовый, или мобильный, телефон в настоящее время, без сомнения, идет в наступление, и его преимущества трудно переоценить. С сотовым телефоном в кармане можно находиться в общественном месте, в ресторане, в парикмахерской, но в кинотеатре, в театре, во время концерта, лекций его следует отключать. Позвонив коллеге или партнеру на мобильный телефон, спросите, есть ли у него время для разговора, может ли он говорить.
Деловые подарки
Подарок — это знак внимания, любви, выражение дружеских чувств или признательности. Поэтому их не делают малознакомым людям и без повода. Но при желании всегда можно найти повод для подарка.
Подарок — это демонстрация не богатства и щедрости, а понимания интересов того, кому его преподносят. Узнайте, что коллекционирует человек, которому вы собираетесь сделать сюрприз (например, фигурки слонов, рыб, черепах, тарелки, куклы и т. д.). Поэтому не принято дарить деньги — это может быть воспринято как пренебрежение к личности, их можно дарить на свадьбу или же очень близким людям, а также коллегам по работе. Денежные подарки преподносятся в запечатанном конверте.
При выборе подарка нужно представлять, кому он будет вручен. При этом не забывайте, что вы дарили раньше. Повторно преподносить можно цветы, шоколад и спиртные напитки (женщинам крепкие спиртные напитки не дарят). Не забывайте, что алкоголь не преподносят без фирменной упаковки.
Если вы встречаетесь с иностранцем, то хорошим подарком будет авторская картина, поскольку наши художники всегда в моде.
Если вы пришли в гости, нельзя вручать подарок в прихожей. Снимите верхнюю одежду, приведите себя в порядок и в праздничной комнате, где накрыт стол и собираются гости, вручите презент — обязательно в оригинальной упаковке, с улыбкой и теплыми словами. Причем не расписывайте, какая это дорогая и редкая вещь, каких трудов вам стоило ее купить. Не допытывайтесь, понравился ли ваш подарок. Если же вам вручили его — сразу разверните, поблагодарите, выразите восхищение, отметьте хорошие намерения дарящего. Если вы преподнесли книгу — подписать ее можно только в том случае, если вы — автор, а так поздравления и пожелания пишутся на открытке.
Свою фотографию можете преподнести только в том случае, если вас об этом попросили. Предлагать свое фото в подарок считается дурным тоном.
Помните, что некрасиво улаживать ссору с помощью подарка. Сначала нужно попросить прощения, наладить взаимоотношения, а лишь потом закреплять их подарком. Иначе презент может стать причиной скандала. Собираясь в гости с подарком для детей, сперва спросите у родителей, нужно ли их ребенку это.
Не дарят жемчуг и носовые платки. Не всегда можно преподносить образа. Но если вы приехали из православной страны и побывали в поездке по святым местам, то вправе подарить икону.
Иногда подарок принять нельзя. Причины могут быть разными: высокая стоимость, неуместность, бестактность (когда мужчина преподносит малознакомой женщине предметы туалета). Отказывайтесь решительно и помните, что в неловкости ситуации виноваты не вы, а даритель. Но постарайтесь аргументировать свой отказ и поблагодарите за внимание. |
19. Время как ресурс менеджера. Рабочее время менеджеров. Организация труда менеджеров. Структура затрат его рабочего времени.
Сущность менеджерской деятельности - достижение цели предприятия "руками других людей". Осуществляя основные управленческие функции, руководитель опирается на определенные ресурсы: люди, финансы, сырье. В то же время он живет и работает в трех измерениях - настоящее, прошедшее и будущее. Следовательно, в распоряжении руководителя есть еще один уникальный ресурс - время.
Время - самый ценный капитал и самый дефицитный ресурс. Современный человек наращивает скорости, внедряет новые технологии, автоматизирует свою деятельности, а времени у него становится все меньше. Отношение ко времени - один из показателей организованности, деловитости человека, а закон экономии времени - это всеобщий экономический закон всех эпох и способов производства.
Острый интерес к проблеме времени зародился еще в глубокой древности. Многие философы, писатели, ученые исследовали данную проблему. Условия рыночной экономики требуют от каждого руководителя высокой производительности в каждую минуту рабочего дня.
А сколько есть этого времени у руководителя? 7 дней в неделю и в каждом дне 24 часа. Разобьем все это время на блоки: поддержание жизнеспособности (питание, сон и т.д.); восстановление работоспособности; вспомогательное время (покупки, уборка и пр.); прямое рабочее время; приобретение жизненного опыта (чтение, посещение выставок и т.д.); время на семью; потеря времени.
Для повышения результативности деятельности часто увеличивают рабочее время за счет других блоков. А какой продолжительности рабочий день у руководителей строительных организаций?
Исследования показали, что рабочий день начальника превышает нормальный на 15-20%, а то и на 35%. Иногда руководители вынуждены задерживаться на работе и до 14 часов в сутки. Подобное положение не позволяет за оставшееся на отдых время восстановить работоспособность, следовательно снижает эффективность. Даже уменьшение времени сна и питания в течение нескольких дней требует больших временных затрат на компенсацию.
Возникает вопрос: а что значит для руководителя иметь время?
Во-первых, при правильном распределении работ руководитель выполняет все особо важные дела в течение 4-6 часов. Ежедневно он выделяет хотя бы один час для собственной плановой работы. Во-вторых, твердо знает, что в данный момент не "горит" никакой более важный проект и твердо осознает, что за счет имеющегося резерва всегда можно найти возможность выполнить какие-либо чрезвычайно важные и непредвиденные дела. В-третьих, делать все с организационной точки зрения, чтобы избежать стрессов.
Каковы наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с неумелым использованием времени, его дефицитом?
Самой обычной и чаще встречающейся является спешка. Существует даже мнение, что кульминацией спешки является такое положение, когда времени хватает только на то, чтобы успеть расположить дела в порядке их срочности и важности. Каждый из нас когда-то куда-то спешит и хорошо может представить все трудности, возникающие "на пустом месте". Спешащий человек не может сосредоточиться, остановиться и глубоко вникнуть, осмыслить стоящую перед ним задачу.
Второй проблемой, связанной с неумением правильно использовать временные рамки, является нагромождение различных работ. Практика показывает, что многие люди в таких условиях живут постоянно. Как результат, качество труда страдает, а некоторые важные работы не выполняются в срок. Это в свою очередь приводит к тому, что человек определяет очередность выполнения работ спешкой, а не целесообразностью.
Еще одной проблемой, связанной с неэффективным планированием своего рабочего дня, является суетливость, последствия ее могут быть весьма неприятными. Если суетлив руководитель, то он сможет внести сумятицу в работу всей руководимой им бригады, отдела. Его порывистые действия нарушают ритмичность функционирования всей организации. А это чревато сбоем выполнения плана, расторжением договоров и в конечном счете разорением.
Нехватка времени в рамках нормального рабочего дня приводит к тому, что руководитель относит часть бумаг домой. Однако часто и дома эту работу человек не может выполнить, там и "домашних" дел хватает. Он носит полный портфель бумаг с работы домой, из дома на работу, не успевая нигде.
Человек становится узником неумения правильно распределять время. И если он будет длительный период в таком состоянии, это приведет к умственному переутомлению, стрессу.
Нередко можно столкнуться с такой причиной неэффективного использования рабочего времени руководителя, как "я сам", или неумением делегировать работу. Делегировать, или перепоручить работу - значит доверить кому-либо из своих сотрудников определенный объем дела. Это необходимо делать по следующим причинам: во-первых, только путем делегирования можно дать подчиненному возможность раскрыть свои способности; во-вторых, отказ от делегирования ведет к перегрузке менеджера, замедлению процесса принятия решения и в конечном счете к неэффективной работе всей системы управления; в-третьих, отсутствие делегирования замедляет работу системы управления. Однако, чтобы осуществить эффективное распределение работ, необходимо менеджеру учесть следующее: а) четко определить полномочия и ответственность за каждый вид деятельности; б) избегать подробного инструктирования; в) не делать выводов за подчиненных; г) стимулировать проявление инициативы подчиненными; д) спокойно и терпеливо относиться к некоторым ошибкам и сбоям в работе подчиненных; е) подбирать себе конкретную работу, сделав которую он сможет продемонстрировать безупречное качество.
Упорядоченная, хорошо спланированная деятельность ведет к сокращению времени, а неупорядоченная - к его расточительности. Как же научиться управлять временем?
Отвечая на этот вопрос, сошлемся на финских управленцев, которые при составлении плана придерживаются ряда проверенных на практике принципов:
- не загружать свой рабочий день больше, чем на 60%, поскольку каждый день любому руководителю приходится заниматься непредвиденными заранее вопросами;
- если ехать на работу в городском транспорте, то не стоит зря тратить время, а можно обдумать план работы на текущий день. Если же вы привыкли думать о делах только на работе, то рекомендуется начинать свой день со спокойного обдумывания предстоящих дел в течение 10-15 минут. Не рекомендуется, придя на работу, раскачиваться пол часа - это дестабилизирует деятельность в течении всего дня. Не стоит привыкать и к тому, чтобы начинать свой день с ознакомления с почтой. Эта работа уводит человека от неотложных дел. Если же в подчинении у руководителя есть секретарь, то начинать рабочий день рекомендуется с беседы с ним.
Необходимо правильно определять последовательность выполнения всех работ. Рекомендуется начинать с выполнения самых трудных заданий и не поддаваться соблазну: "Сначала надо убрать с дороги мелочи". После выполнения каждого задания можно мысленно проговорить: "Еще одно дело сделано". Такая фраза, как правило, придает силы для новых дел. Так называемые мелкие работы следует группировать при планировании.
Существует принцип Эйзенхауэра по выполнению дел в зависимости от их важности. Смысл его таков.
Срочные и важные - за такие дела следует приниматься немедленно и самому их выполнять.
Срочные, но менее важные - не следует спешить и целиком отдаваться решению конкретной работы, так как она срочная. Надо помнить, что менее важные дела, как правило, не требуют каких-либо особых качеств для их выполнения, следовательно, их надо делегировать.
Менее срочные, но важные дела - выполнять их можно не сразу, так как они не горят. Не стоит их превращать в срочные, так как время летит очень быстро, приближая сроки их выполнения.
Менее срочные и менее важные - как правило, такие дела оседают на письменном столе. Если руководитель начинает ими заниматься, то ему не следует жаловаться на перегрузку работой.
Итак, от дел несущественных и несрочных руководителю следует воздержаться. Какую работу он должен выполнить, а какую перепоручить необходимо фиксировать в плане сразу. При этом нужно устанавливать точные сроки для всех видов деятельности. Откладывание дел, нерешительность - порок многих руководителей. Но не надо забывать, что в планах лучше записывать результаты или цели, а не просто какие-либо действия. Если человек не знает, чего хочет и что нужно, то он не может и знать, достиг ли он своей цели. Не зря говорят: "Точная постановка цели - 50% успеха". В рабочих дневниках рекомендуется вместо пометки "позвонить Иванову" использовать - "согласовать с Ивановым поставку плит на утро 18 апреля".
Опросы руководителей организаций показали, что большинство из них выделяют одну существенную проблему потери времени, не связанную с правильным планированием - координация работ (15% потерь рабочего времени) и согласование (30%). Многие управленческие решения, прежде чем принимаются окончательно, согласовываются со смежными организациями, с заинтересованными должностными лицам. Проблемы заключаются в отличии мышления, уровня образования и опыта работы, специфике профессиональных и личных интересов и т.д. Данная психологическая функция требует глубоких знаний психологии, высокого уровня культуры общения.
Значительную часть вины за потери рабочего времени и неэффективную деятельность, не входящую в круг должностных обязанностей, руководители возлагают на вышестоящих начальников. Чем выше положение руководителя, тем больше времени ему приходится уделять заседаниям, переговорам, деловым беседам и другим формам межличностного общения. Проблема эффективности делового общения актуальна для менеджеров любой ступени управленческой иерархии.
20. Разделение управленческого труда как важный фактор повышения эффективности организации. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
В любой организации существует разделение труда между ее членами или частями.
В организации вся работа делится на отдельные участки, в рамках которых человек должен начинать и завершать определенный цикл действий, образующих ту или иную работу. Одни из них отвечают за функцию планирования и несут ответственность за систему планов, в соответствии с которыми функционирует организация. В практике отечественных предприятий их называют плановиками, хотя в процессе планирования принимают участие другие менеджеры, например руководство организации, разрабатывающее планы стратегического развития.
Аналогично этому другие менеджеры специализируются на выполнении функций, связанных с организацией труда, производства и управления, с контролем, а также с разработкой систем стимулирования, направленных на усиление мотивации работников организации.
Это означает, что работы могут специализироваться как по функциям, так и по конкретному приложению этих функций к решению отдельных задач.
Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей о крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.