Статья 3. Основные принципы правового регулирования в сфере электронной торговли
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности, осуществляемой в Российской Федерации с использованием электронно-цифровых сообщений (далее - электронная торговля/электронная коммерция).
2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) правовое обеспечение условий для реализации в Российской Федерации электронной торговли в целом как вида экономической деятельности;
2) формирование правовой основы государственного регулирования и поддержки осуществления на территории Российской Федерации электронной торговли;
3) закрепление прав и обязанностей физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении электронной торговли;
4) определение правил совершения сделок при помощи электронных сообщений, подписанных электронной подписью;
5) защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, осуществляющих электронную торговлю в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
адресат - лицо, которому электронное сообщение отправлено непосредственно отправителем или от имени отправителя, за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этого сообщения;
оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных, а также которое по инициативе и поручению другого лица отправляет, получает или хранит электронное сообщение или предоставляет другие услуги в отношении данных сообщений;
лицо, осуществляющее электронную торговлю/электронную коммерцию, - лицо, осуществляющее продажу товаров, возмездное выполнение работ и оказание услуг с использованием электронных сообщений;
отправитель электронного сообщения - лицо, которое отправляет электронное сообщение или формирует учетную запись в базе данных получателя сообщения;
электронный договор – договор, носящий гражданско-правовой характер, осуществляемый на основе использования информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур.
участник электронной торговли - лицо, осуществляющее электронную торговлю, а также лицо, опосредованно участвующее или способствующее совершению электронных сделок;
электронная операция сделки - совершение сторонами сделки отдельных действий по оформлению и совершению сделки субъектов и их информационных систем в электронной торговле;
электронная платежная система - система организации электронных финансовых расчетов в сети, позволяющая стороне сделки самостоятельно управлять своим лицевым счетом или другими средствами платежей;
электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;
электронная процедура - порядок (правила, регламент) совершения электронных операций по сделке;
электронная сделка - любая сделка, совершенная сторонами сделки посредством проведения электронных операций по сделке;
электронная торговля/электронная коммерция - торговля, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур;
электронное сообщение - информация, подготовленная, отправленная, полученная и хранимая с помощью информационных систем, информационно-коммуникационной сети;
Статья 3. Основные принципы правового регулирования в сфере электронной торговли
1. Правовое регулирование в сфере электронной коммерции основывается на принципах равенства ее участников, свободы договора, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории государства, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности в рамках электронной торговли, а также на гарантиях судебной защиты прав участников электронной торговли.
2. Участники электронной торговли приобретают и реализуют права, исполняют обязанности в соответствии с законодательством и электронными договорами. Приобретение и осуществление участниками электронной торговли прав и обязанностей в области электронной торговли могут быть ограничены только федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
3. Участие в электронной торговле, если иное не установлено договором или законом, не может служить основанием для установления дополнительных требований, процедур или ограничений деятельности участников электронной торговли.
4. Электронное сообщение, используемое в электронной торговле, не может быть отвергнуто только на том основании, что оно оформлено или получено посредством использования информационных систем и информационно-коммуникационных сетей.
5. Электронные сделки не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они были совершены и оформлены посредством использования информационных систем, информационно-коммуникационных сетей и электронных процедур, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
6. Нормативно-правовые акты в сфере правового регулирования электронной торговли не должны устанавливать каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий не установлена законодательством Российской Федерации в сфере информационной безопасности.
7. Участники электронной торговли должны все сведения о предлагаемых ими товарах (работах, услугах) предоставлять в форме, которая позволяет их адресату, не обладающему специальными знаниями, однозначно определить полученную информацию как относящуюся к электронной торговле и составить достоверное представление о правовом положении лица, осуществляющего электронную торговлю, о его товарах (работах, услугах), ценах на них и условиях их приобретения.