Прочитайте текст и выполните задания 7-10, С3 на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы)
Диагностической работы для учащихся 7-х классов по русскому языку
При выполнении задания следует либо записать ответ в указанном месте, либо обвести номер ответа.
ЧАСТЬ I
Прочитайте текст и выполните приведённые задания 1-4, С1 на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы).
(1) О волках ходит много фантастических рассказов. (2) Все говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных путниках на зимних дорогах. (3) Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. (4) Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
(5) В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. (6) Тем самым волки выполняли возложенную на них жестокую, но подчас и полезную роль. (7) Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевали заразной болезнью и погибали. (8) У диких же оленей эта болезнь не наблюдалась, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных.
(По И. Соколову-Микитову)
1 |
В предложениях 5-6 найдите страдательное причастие прошедшего времени. В ответе запишите суффикс, с помощью которого образовано данное причастие.
Ответ: ___________________________.
2 |
Из предложений 1-2 выпишите слово, употреблённое в переносном значении.
Ответ: ___________________________.
3 |
Какое из приведённых ниже словосочетаний является причастным оборотом? Запишите его в ответе.
о растерзанных путниках |
волков преследовавших |
возложенную на них |
находящиеся олени |
заболевших животных |
Ответ: ________________________.
4 |
Укажите общее количество грамматических основ в предложениях 1-4. Ответ запишите в виде цифры.
Ответ: ___________________________.
C1 |
Сформулируйте главную мысль первого (или второго) абзаца прочитанного текста части I. Приведите пример из текста, подтверждающий её. Ответ оформите в виде связного высказывания.
Ответ запишите на отдельном подписанном листе, обязательно указав номер задания – С1.
5 |
ЧАСТЬ II
В какой последовательности надо расположить микротемы данного текста? Ответ запишите в виде последовательности цифр (без запятых).
После прошумевшего ливня солнце взошло еще прекраснее. Зной упал. Сочнее выступила зеленеющая листва деревьев. Мир обновился, расцвел, точно прокатилась по нему благоухающая волна. Левитан жмурился от солнца и глубоко втягивал в себя запахи освеженной земли. Он любил ее в скромном наряде первых дней весны, любил высохшую, изможденную от июльского зноя, любил пеструю, цветную, в богатом осеннем уборе, любил ее с грозными громами, омытую дождем. Сегодня она была особенная, вся в следах от прошумевшего ливня.
1) | Особенная земля | |
2) | Наслаждение после ливня | |
3) | Прекрасное солнце | |
4) | Любовь к природе | |
5) | Обновление мира |
Ответ: _________________________.
6 |
Ученик 7 класса после изучения темы «Деепричастие» сделал запись в своей тетради. Найдите ошибочное утверждение в записи ученика:
«Я считаю, что деепричастие
1) | образуется от глагола |
2) | может иметь суффикс -а(-я) |
3) | в предложении является обстоятельством |
4) | изменяется по числам» |
C2 |
Приведите пример любого причастия из текста задания 5 и докажите на этом примере, что причастие имеет признаки имени прилагательного. Для доказательства приведите не менее двух аргументов. Ответ оформите в виде связного высказывания.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С2.
ЧАСТЬ III
Прочитайте текст и выполните задания 7-10, С3 на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы).
(1) Чтобы хорошо учиться, надо быть организованным человеком. (2) … необходимо стараться в продолжение всего дня выполнять то, что намечено. (3) Приучите себя к этому. (4) Посоветуйте … поступать и своим товарищам.
(5) Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь. (6) За время, потраченное на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
(7) Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть. (8) Развивая таким образом память, вы обогащаете свою речь.
7 |
Какие из приведённых ниже средств связи должны стоять на месте пропусков в первом абзаце? Ответ запишите в виде последовательности слов или сочетаний слов (без запятых) в том порядке, в котором они идут в тексте.
Средства связи:зато, прежде всего, во-вторых, так же
Ответ: ___________________________.
8 |
Дмитрий заполняет таблицу словами из текста. Какое слово необходимо ему записать в пустую ячейку таблицы? Запишите его в ответе.
Характеристика слова | Пример |
в слове происходит процесс оглушения | всего |
в слове происходит процесс озвончения |
чтобы |
если |
сразу |
также |
Ответ: ___________________________.
9 |
Ребята подбирали из текста примеры слов определённой грамматической характеристики. В каком случае они допустили ошибку?
1) | обозначает признак действия предмета: наизусть |
2) | имеет совершенный вид: развивая |
3) | не изменяется: не |
4) | в предложении является определением: организованным |
10 |
Укажите в тексте номера предложений с причастным оборотом. Ответ запишите в виде последовательности цифр (без запятых).
Ответ: ___________________________.
C3 |
Какие лингвистические словари помогают вам найти нужную информацию? Опишите две ситуации, когда вы обращались за информацией к различным лингвистическим словарям. Ответ оформите в виде связного высказывания.
Ответ запишите на подписанном листе, обязательно указав номер задания – С3.
ЧАСТЬ IV
11 |
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.