Сущность трудового коллектива и его структура
Трудовой коллектив организации есть относительно обособленная, организационно оформленная группа людей, объединенных совместной деятельностью. Для эффективного функционирования организации требуется управление совместной деятельностью людей, объединенных в трудовой коллектив.
Трудовой коллектив предприятия обладает сложной структурой. Она включает: административно-производственную структуру, социальную и социально-психологическую структуру.
Административно-производственная структура коллектива предприятия состоит из органов управления и производственных подразделений. Административно-производственная структура составляет формальную структуру коллектива предприятия, при которой функции трудового коллектива предприятия, права и обязанности его подразделений и каждого работника определены соответствующим Уставом, Положением и должностными инструкциями.
Формальная структура предприятия создается по воле руководства и первейшей обязанностью коллектива является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей.
Социальная структура характеризуется составом работников коллектива предприятия по квалификационному, половозрастному и культурно-техническому признакам.
Социально-квалификационная структура коллектива отражает количественное и качественное соотношение между соответствующими группами работников: руководителями, специалистами и т.д.; эти соотношения должны быть оптимальными, позволяющими коллективу эффективно осуществлять свои функции.
Половозрастная структура характеризует соотношение работников коллектива по полу и возрасту. Важно, чтобы коллектив был разнополым и сочетал в себе людей разных возрастных групп.
Культурно-технический уровень характеризует соотношение работников коллектива по уровню общего и специального образования, соответствие уровня образования занимаемой должности, овладение членами коллектива знаниями своей специальности, достижениями технического прогресса. Важно, чтобы уровень постоянно соответствовал требованиям практики и повышался с учетом достижений науки.
Социально-психологическая структура коллектива - это его внутренняя или неформальная структура, в основе которой лежат определенные, социально-обусловленные ценности, нормы и ожидания, максимально разделяемые всеми членами коллектива и принимаемые форму непосредственных межличностных (психологических) взаимоотношений между членами коллектива.
В социальной психологии принято различать основной коллектив предприятия от его первичных коллективов.
Основной коллектив – это коллектив предприятия в целом Он представляет собой более широкую категорию; причем в нем цели, соотношения и взаимоотношения основываются на более глубоком социальном синтезе.
Первичный коллектив – наименьшая часть по численности, уже более неделимая составная часть общего коллектива предприятия. Например, в составе коллектива предприятия можно выделить первичные коллективы: комплексы, отделы, секции, а также бригады, отделы аппарата управления. Первичный коллектив – звено связи между личностью и основным коллективом; члены его находятся в постоянном деловом, бытовом объединении.
Межличностные отношения между людьми в процессе совместного труда образуют психологическую структуру трудового коллектива. На структуру психологии трудового коллектива предприятия влияют следующие основные групповые психологические явления: межличностные психологические отношения, социально-психологические явления, возникающие в межличностных отношениях. Все эти психологические явления и процессы между собой имеют тесную связь и взаимозависимость.
Контактное общение и социально-психологические явления. В совместной деятельности люди неизбежно вступают в деловой и психологический контакт. Контактное общение - неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива и его духовных потребностей.
Социально-психологические явления, возникающие в межличностных отношениях. В процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений возникают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы, взаимные требования и сочувствия, психологическое соперничество, подражание и самоутверждение, престиж и т.д. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности.
В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, появляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые, межличностные отношения.
Психология трудового коллектива как целостное социально-психологическое образование характеризуется понятиями “психологическая атмосфера” и “социально-психологический климат”, которые по содержанию во многом идентичны. Под социально-психологическим климатом подразумевают характер взаимоотношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, а также удовлетворенность работников выполняемой работой и профессией.
Психология трудового коллектива имеет сложную структуру. На ее формирование оказывают влияние такие групповые психологические явления как контактное общение и межличностные психологические отношения, которые имеют между собой тесную связь и взаимозависимость.
Контактное общение. В совместной деятельности люди неизбежно вступают в деловой и психологический контакт. Контактное общение – неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива и его духовных потребностей.
Межличностные психологические отношения. В результате общения людей возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, появляются различные формы взаимных отношений друг к другу, симпатии, антипатии, которые представляют межличностные отношения.
В процессе контактного общения и взаимоотношений в каждом трудовом коллективе между его членами складываются отношения двух типов: формальные и неформальные.
Формальные или служебные отношения определяются административно-узаконенными взаимоотношениями между членами трудового коллектива, ответственными за тот или иной участок деятельности.
Формальные отношения являются необходимой основой функционирования коллектива предприятия, предполагающей неукоснительное исполнение работниками своих служебных обязанностей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре коллектива предприятия, в Положениях об отделах и службах, в должностных инструкциях работников. Формальные отношения официально регулируются руководителем коллектива предприятия и общественными организациями. Формальные или служебные отношения образуют и формальную, т.е. административно-производственную структуру коллектива предприятия.
Неформальные отношения являются результатом межличностных психологических отношений, складывающихся между членами коллектива в процессе их деятельности. Система этих отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, дружба, безразличие и т.д.) складывается порой стихийно, она менее зрима, организационно не оформлена. Неоформленные отношения образуют неоформленную структуру трудового коллектива, его социально-психологический климат.
Неформальная структура более характерна для первичного коллектива (бригады, цеха), так как его члены находятся в общении не только во время работы, но часто вместе проводят досуг.
Неформальная структура коллектива функционирует в рамках формальной. Для нормального развития коллектива предприятия и сплоченности его членов важно, чтобы существующие внутри него неформальная и формальная структуры не противоречили одна другой, а цели, интересы и нормы поведения работников совпадали с задачами коллектива предприятия.
Расхождения между формальной и неформальной структурами могут быть следствием ошибок в руководстве коллективом: принятия непродуманных решений, недостаточного учета различий в эмоционально-психологических характеристиках работников (в эмоциях, темпераменте, взглядах, привычках и т.д.), недостаточного учета интересов отдельных членов коллектива и т.д. В этих случаях возникают конфликтные ситуации, которые отрицательно воздействуют на его сплоченность. От правильного сочетания в коллективе формальных и неформальных взаимоотношений зависит его жизнеспособность, трудовая и общественная активность работников, эффективность функционирования предприятия.