Постановка и выдвижение научной проблемы
Возникновение той или иной исследовательской проблемы устанавливается на основе потребностей теории и практики. При этом исследователем (ученым) определяется наличие реально существующего или прогнозируемого противоречия, от разрешения которого зависит или будет зависеть состояние, развитие (изменение), совершенствование процессов, явлений, действий.
Четкое определение противоречия в проблеме позволит правильно определить центральный и вспомогательные вопросы, что в свою очередь даст возможность целенаправленно и логично построить диссертационную работу.
Разработке любой проблемы предшествует ее всестороннее изучение. Для ознакомления с проблемой сначала дается общее описание ее содержания, которое включает: формулирование, построение, оценку, обоснование и обозначение проблемы. В целях более четкого представления об элементах проблемы рассмотрим содержание каждого из них.
Формулирование проблемы предполагает следующее:
1. Выдвижение центрального вопроса проблемы.
2. Выявление противоречия, которое лежит в основе проблемы.
3. Предположительное описание ожидаемого результата, т.е. определение конечного результата исследования, которого предполагает достичь диссертант.
Построение проблемы включает следующее:
1. Разделение проблемы на частные задачи и вопросы исследования. Их количество должно быть таким, чтобы наилучшим образом способствовать раскрытию поставленных целей. (Не следует стремиться к постановке большого числа вопросов). Для магистерской диссертации достаточно 3-4 вопросов, которые представляют собой ее главы.
2. Композицию - упорядочение вопросов, составляющих проблему. Поставленные вопросы, раскрывающие сущность проблемы, должны рассматриваться в такой последовательности, чтобы каждый предыдущий вопрос создавал основу для последующего.
3. Определение границ исследования, т.е. установление таких рамок, которые бы позволили целесообразно сосредоточить усилия диссертанта и, не уходя от главной идеи, дали бы возможность раскрыть целевые установки и основные вопросы работы.
Оценка проблемы содержит следующее:
1. Выявление всех условий для решения проблемы: выбор методов, способов, приемов, методик и средств исследования. Это позволит исследователю определить его научный потенциал и распределить время, силы и средства.
2. Выявление имеющихся возможностей и предпосылок решения проблемы. Это предполагает установление порядка исследования, т.е. что рассматривать в первую очередь, во вторую и т.д.
Отсутствие возможности решить по каким-либо причинам очередной вопрос не должно тормозить процесс исследования. В этом случае, используя наличные возможности, целесообразно перейти к последующим исследованиям, пока не создадутся условия для решения оставшегося вопроса.
3. Когнификацию - выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для разрешения проблемы. Необходимо тщательно проверить степень разработки материалов по данной проблеме и наличие источников информации по вопросам предстоящих изысканий.
4. Квалификацию проблемы, т.е. отнесение ее к тому или иному типу: неразработанная, слабо разработанная, требующая доисследования. Целесообразно соизмерить свои возможности (исследователя) в соответствии с принадлежностью проблемы к определенному типу.
5. Возможность замены любого вопроса другим и поиски альтернативных вопросов.
Обоснование и обозначение проблемы предполагает следующее:
1. Установление содержательных связей данной проблемы с другими. Это означает, что необходимо точно выявить степень связи проблемы со смежными областями исследований.
2. Актуализацию - приведение доводов в пользу реальности проблемы, необходимости ее постановки и важности решения, Обоснование актуальности проблемы предполагает доказательства, вытекающие из потребностей теории и практики.
3. Выдвижение возражений против проблемы, т.е. постановка таких вопросов, которые по своему значению будут противоположными данной проблеме.
4. Экспликацию, или определение понятия проблемы. Уже в начальной стадии исследования целесообразно уточнить и ввести в обращение определенные понятия, термины, выражения, сокращения как общепринятые, так и относящиеся к данной области исследования. Все это необходимо согласовать с официальными документами: справочниками, ГОСТ и др. Такая установка исключает возможные недоразумения и облегчает работу исследователя.
5. Перекодировку, т.е. перевод содержания проблемы на научный язык, доступный для всех, кому предназначаются результаты исследований.
При рассмотрении содержательных признаков проблем очень важно помнить, что последние могут быть мнимые и реальные.
Квалифицированно отличить реальные проблемы от мнимых помогают три группы критериев: 1) объективные критерии; 2) критерии соответствия; 3) формально-логические критерии.
Объективные критерии:
• критерий существования требует определить, является ли реальной проблема, которая исследуется;
• критерий отношения помогает различать проблему по тому, верно ли задается ею связь между реальными объектами, предназначающимися для исследования;
• критерий субординации определяет истинность проблемы по тому, верно или неверно выявлено соподчинение содержания ее вопросов;
• критерий адекватности устанавливает, соответствует ли заключение о наличии в проблеме исследования неизвестного действительному состоянию знаний в этой области;
• критерий необходимости устанавливает наличие реального или прогнозируемого противоречия, заключенного в предполагаемой для исследования проблеме.
Критерии соответствия:
• критерий предпосылок предполагает наличие в основе проблемы таких реальных возможностей (предпосылок), которые послужили бы базой для ее решения;
• критерий преемственности требует, чтобы проблема была поставлена и реализована во взаимосвязи с ранее накопленными в этой области знаниями. Накопленные знания - ее фундамент.
Формально-логические критерии:
• критерий проверяемости предписывает различать те вопросы, которые являются составляющими элементами проблемы. На основе этого критерия выявляются осмысленные, целесообразные вопросы и ненужные;
• критерий истинности требует проверки вопросов по тому, истинно ли суждение, которое является основой вопроса проблемы. В соответствии с этим критерием определяется правильность постановки тех или иных вопросов в проблеме.