Определение скорости ветра по карте приземного барического поля
Скорость ветра над морем может быть рассчитана по формуле для скорости геострофического ветра(1): (1) Ветер, направленный вдоль прямолинейных изобар выше уровня трения, называется геострофическим.
где wо - угловая скорость вращения Земли, р - плотность воздуха, cp - географическая широта и (dp/dn)- горизонтальный барический градиент. Введем числовые значения со = 7,29-10-5 с-1 в миллибарах на градус и р = 1,276*10-3 г/см3, тогда, взяв широты, получим скорость геострофического ветра в метрах в секунду.
Однако практика показала, что удобнее и быстрее скорость геострофического ветра определять с помощью градиентной линейки (рис. 3).
Рис. 3 - Градиентная линейка. Расстояние между изобарами, градусы меридиана
Для этого необходимо выполнить следующие операции:
а) определить барический градиент (dp/dn) измеряя расстояние между соседними изобарами (по нормали к ним) в искомой точке, и выразить его в градусах меридиана;
б) полученное таким образом значение барического градиента находим на оси абсцисс градиентной линейки;
в) из найденной точки восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с наклонной линией соответствующей широты места, для которого мы хотим определить скорость геострофического ветра; промежуточные значения широты находим путем интерполяции;
г) из точки пересечения проводим прямую линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с осью ординат, на которой снимаем искомое значение скорости геострофического ветра. Полученная скорость геострофического ветра будет больше скорости ветра, дующего вблизи поверхности моря (на высоте 10 м). Поэтому для перехода к последнему необходимо полученную скорость геострофического ветра умножить на коэффициент, учитывающий стратификацию приводного слоя атмосферы.
Геострофический ветер - это теоретический ветер, который является результатом полного баланса между силой Кориолиса и барическим градиентом. Такие условия называются геострофическим балансом. Геострофический ветер направлен параллельно изобарам (линиям постоянного атмосферного давления на определённой высоте). В природе такой баланс встречается редко. Реальный ветер почти всегда отклоняется от геострофического за счёт действия других сил (трение о поверхность Земли, центробежная сила). Таким образом реальный ветер будет равен геострофическому если отсутствует трение и изобары являются идеальными прямыми. Несмотря на практическую недостижимость таких условий, рассмотрение ветра как геострофического является хорошим первым приближением для атмосферы вне тропической зоны.Геострофический баланс в Северном полушарии. Окружностями показаны изобары. Н - область низкого давления, В - область высокого давления
Происхождение
Воздух движется из областей с высоким давлением в область с низким давлением благодаря существованию барического градиента. Однако как только воздух приходит в движение, начинает действовать и сила Кориолиса, которая отклоняет поток вправо в Северном полушарии и влево в Южном полушарии. С увеличением скорости ветра увеличивается и отклонение под влиянием силы Кориолиса. Отклонение увеличивается до тех пор пока сила Кориолиса и сила барического градиента не сбалансируют друг друга, в результате чего ветер движется уже не от области высокого давления в область низкого давления, а вдоль изобары, линии равного давления. Геострофическим балансом объясняется почему системы низкого давления (в частности циклоны) вращаются против часовой стрелки а системы высокого давления (в частности антициклоны) по часовой стрелке в Северном полушарии (и наоборот в Южном полушарии).
Геострофические течения
Многие течения в океане тоже геострофические. Как и многочисленные измерения метеозондов, собирающих информацию об атмосферном давлении на разных высотах в атмосфере, используются для того чтобы определить поле атмосферного давления и вывести геострофический ветер, измерения плотности по глубине в океане используются для вывода геострофических течений. Спутниковые альтиметры также используются для измерения аномали высоты морской поверхности, которая позволяет вести расчёт геострофических течений на поверхности. Геострофическое течение в воде или в воздухе - это внутренняя волна нулевой частоты.Ограничения геострофического приближенияЭффект трения между воздухом и земной поверхностью нарушает геострофический баланс. Трение замедляет поток, уменьшая эффект от силы Кориолиса. В результате сила барического градиента имеет больший эффект, и воздух всё-таки движется от высокого атмосферного давления к низкому атмосферному давлению, хоть и с большим отклонением. Это объясняет почему ветра в системах высокого давления (антициклонах) расходятся от центра системы, тогда как ветра в системах низкого давления (циклонах) спирально закручиваются к центру системы.При расчёте геострофического ветра пренебрегают силой трения, что обычно является хорошим допущением для мгновенного потока в средней тропосфере умеренных широт. Но несмотря на то, что агеострофические члены относительно малы, они вносят значительный вклад в развитие потоков и в частности играют большую роль в усилении и ослаблении ураганов.Как и ожидалось погода в этот период времени является переходной от сезона до сезона. Благоприятная погода чередовалась штормовой.Маршрут, проложенный вдоль берегов в Ионическом море опровдал отклонение от пересечения Ионического моря по прямой линии.Поэтому можно сказать, что выбранный нами путь является в данное время года выгодным как с точки зрения экономической эффективности, так и метеорологического обеспечения безопасности плавания.
Порт отхода
НОВОРОССИЙСКАЯ, ИЛИ ЦЕМЕССКАЯ, БУХТА И ПОРТ НОВОРОССИЙСК. Новороссийская бухта вдается в берег в 2,5 мили к ENE от мыса Мысхако; восточным входным мысом ее является мыс Дооб (44°38' N, 37°54' Е). Новороссийская бухта — одна из лучших на Черном море по своему расположению. На берегу ее вершины расположен город Новороссийск — крупный промышленный и культурный центр. Западный берег бухты низкий, но вглубь материка местность постепенно повышается. Северо-восточный берег бухты на всем протяжении высокий, а кое-где и обрывистый. В ее вершине близлежащие горы рассечены долиной речки Цемес; еще одна долина имеется в юго-восточной части бухты, где раскинулся курортный поселок Кабардинка.
Берега бухты мало изрезаны и окаймлены каменистой отмелью с глубинами менее 10 м. На отмели выставляются рыболовные сети. Отмель у западного берега Новороссийской бухты ограждается восточными вехами.
На подходе к Новороссийской бухте с SW и SE лежат затонувшие суда и имеются районы нечистого грунта.
Посредине входа в бухту расположены Пенайские банки. К W и Е от них пролегают соответственно западный и восточный фарватеры. Западный фарватер более широкий и удобный. Подход к Новороссийской бухте и плавание в ней обеспечиваются достаточным количеством средств навигационного оборудования.
В бухте находится порт Новороссийск, состоящий из морского торгового порта Новороссийск, Новороссийского морского рыбного порта и Новороссийского морского лесоторгового порта.
Порт Новороссийск хорошо оборудован. Стоянка судов в нем спокойная, за исключением времени действия боры и юго-восточных штормовых ветров. Причальные сооружения защищены от волнения двумя молами: Восточным и Западным. Ширина входа между молами 2 кбт.
Управление порта находится вблизи Широкого пирса № 1.
Границы порта. Акватория порта Новороссийск с северо-востока и юго-запада ограничена берегами Новороссийской бухты и линиями, соединяющими мыс Мысхако, точку 44°39,0' N, 37°52,9' Е и мыс Пенай (44°41' N, 37°53' Е).
Приметные пункты. Хорошими ориентирами на подходе к Новороссийской бухте являются горы Круглая (40°40' N, 37°37' Е), Колдун (40°44' N, 37°43'Е), Дооб (44°37'N, 37°58' Е), а также гора Большой Маркотх высотой 697 м, поднимающаяся на северо-восточном берегу бухты в 7,1 мили к NNW от горы Дооб. Гора Дооб является лучшим ориентиром и видна со всех направлений.
При плавании в Новороссийской бухте на восточном берегу приметны коричневая скульптура матроса высотой 18,3 м и белая колоннада высотой 7 м, находящиеся соответственно в 9,5 кбт и 1,7 мили к NW от мыса Пенай, а на западном берегу — две серые высокие трубы с белыми и красными горизонтальными полосами в верхней части, расположенные в 1 миле к WSW и в 1,2 мили к WNW от основания Суджукской косы.
Глубины и грунт. В большей части Новороссийской бухты глубины 20—36 м; вблизи берега, особенно за изобатой 10 м, они резко уменьшаются.
Грунт в северной части бухты глина, ил, ракушка, местами песок и ил; в южной части бухты — ил, глина, песок, камень. В районе Пенайских банок грунт — ил и песок, а на отмели, окаймляющей берега бухты, грунт вблизи берега камень, а далее ил и песок.
Гидрометеорологические сведения. Ветры. В Новороссийской бухте в течение всего года преобладают ветры от NW и NE, а с апреля по июнь от SE. Часто наблюдается порывистый северо-восточный ветер (бора), дующий с горного хребта, тянущегося вдоль северо-восточного берега бухты. Осенью и зимой бора может достигать ураганной силы, при скорости ветра 40 м/с, а иногда 60 м/с. Действие этого ветра разрушительно как для береговых объектов, так и для судов, которые могут быть выброшены на берег. Температура воздуха при боре понижается (иногда до —20 °С), что приводит к очень быстрому обледенению судов. По мере удаления от берега сила боры уменьшается, и в 5—6 милях от него бора проявляется главным образом в волнении. При боре крутые волны достигают высоты 2—2,5 м. По сведениям, в среднем в году бывает 47 дней с борой, а в отдельные годы более 100 дней. Бора может продолжаться от нескольких часов до 7 сут.
Перед началом действия боры непосредственно на прибрежном горном хребте обычно появляются облака, от которых отрываются клочья, спускающиеся вниз по горным склонам. Затем начинает дуть порывистый, резко меняющий направление ветер.
При первых признаках боры судам следует выходить в открытое море или идти в районы якорных мест № 408 и 410 (к W от входа в Новороссийскую бухту) или № 416 (к SE от входа в бухту).
Колебания уровня связаны со сгонно-нагонными явлениями и достигают 1 м, а период их от нескольких минут до суток. Наибольший сгон наблюдается при ветрах от NE.
Течения. Скорость течений в Новороссийской бухте 0,1—0,3 уз, у мыса Дооб 0,3—0,6 уз. Максимальная скорость 1 уз.
Волнение. При боре волны отличаются значительной высотой и крутизной. Высота волн достигает 2—2,5 м, длина 30—40 м, период 6-7 с.
Подводные кабели проложены от берега в 1,3 мили восточнее мыса Мысхако в юго-восточном направлении до порта Туапсе и в юго-западном направлении.
Режим плавания. На подходе к порту установлена система разделения движения, непосредственно к S от которой расположен район повышенной осторожности плавания.
Суда, следующие в Новороссийскую бухту с рекомендованного пути №11, входят в систему разделения движения:
— при движении с NW — из точки 44°33,0' N, 37°48,0' Е курсом 38°;
— при движении с SE — из точки 44°31,5'N, 37°51,7'Е курсом 0°.
Суда, выходящие из Новороссийской бухты на рекомендованный путь № 11, следуют от системы разделения движения по рекомендованному пути № 84 от точки 44°36,6' N, 37°48,0' Е до точки 44°34,2' N, 37°35,0' Е.
Суда на подводных крыльях и катера местных линий при следовании в Новороссийскую бухту с SE с рекомендованного пути № 13 (от точки 44°34,1'N, 37°56,9'Е) и обратно, сообразуясь с обстоятельствами и условиями плавания, могут проходить между системой разделения движения и берегом. При этом суда длиной менее 20 м не должны затруднять движение транспортных судов. Транспортные суда из указанной точки следуют в систему разделения движения, соблюдая повышенную осторожность плавания.
Транспортные суда, следующие из порта в районы якорных мест № 408 и 410 и обратно в порт, сообразуясь с обстоятельствами и условиями плавания, могут проходить в удалении от берега на 6—10 кбт по кратчайшему расстоянию. При этом суда длиной менее 20 м не должны затруднять движение транспортных судов.
Транспортные суда, следующие в порт из района якорных мест № 416 и обратно, сообразуясь с обстоятельствами и условиями плавания, могут проходить между системой разделения движения и берегом.
Лоцманская служба. Лоцманская проводка осуществляется круглосуточно и является обязательной для всех судов валовой вместимостью более 200. От лоцманской проводки освобождаются корабли и суда обеспечения ВМФ, пограничных войск РФ, суда портофлота, а также линейные пассажирские суда, имеющие письменное разрешение капитана порта, не освобождаясь при этом от обязательной радиолокационной проводки.
Заявка на лоцмана подается капитаном судна через судового агента за 2 ч до начала проводки.
Прием лоцмана на судно производится в 2 милях к W от маяка Дооб. При выходе из порта высадка лоцмана производится в 1,3 мили к SSE от маяка Суджукский.
Таможня находится по адресу: ул. Портовая, 20.
Санитарно-карантинная служба. В порту могут быть произведены дератизация, дезинфекция и дезинсекция судна. Здесь выдаются свидетельства о производстве дератизации и освобождении от нее.
Карантинная станция находится на Широком пирсе № 2.
Портовые средства и оборудование. В порту Новороссийск есть буксиры, лихтеры и другие плавучие средства. На причалах имеются механизированные средства для погрузочно-разгрузочных работ. К многим причалам подведены железнодорожные пути.
Ремонт. В порту можно произвести необходимый ремонт судов и судовых механизмов. В порту имеются два плавучих дока.
Определение девиации. Для уничтожения и определения остаточной девиации магнитных компасов в порту Новороссийск имеются девиационные полигоны на внутреннем и внешнем рейдах и на подходе к Новороссийской бухте. Радиодевиационный полигон порта Новороссийск находится к SW от мыса Дооб.
Служба управления движением судов. В порту Новороссийск в состав службы управления движением судов (СУДС) входят Центр службы и береговая радиолокационная станция. Назначение и организация работы приводятся в Обязательных постановлениях по морскому торговому порту Новороссийск.
Сообщение и связь. Порт Новороссийск соединен с общей железнодорожной сетью страны и имеет регулярное морское сообщение со всеми крупными портами Черного моря.
В порту Новороссийск имеется портовая радиостанция, поддерживающая связь с судами, находящимися в море. Для связи с судами, подходящими к Новороссийской бухте, в службах порта имеются УКВ радиостанции.
Предупреждения. 1. По рекомендованному пути № 13 проходят маршруты судов на подводных крыльях. При плавании по указанному рекомендованному пути судам следует соблюдать повышенную осторожность. По рекомендованным путям № 74 и № 75 разрешается плавать только судам на подводных крыльях.
2. Плавание судов по Кабардинскому створу между точками 44°40,6'N, 37052,1'Е и 44°42,7'N, 37°48,6' Е осуществляется только с разрешения поста регулирования движения судов порта.
Рейды. Акватория Новороссийской бухты разделена на два рейда: внутренний и внешний. К внутреннему рейду относится вершина Новороссийской бухты, отделенная от внешнего рейда Западным и Восточным молами. Южной границей внешнего рейда является южная граница порта Новороссийск.
Район якорных мест № 413 расположен в 3,1 мили к NW от мыса Пенай. Глубины в районе 16—24,5 м; грунт — ил с ракушкой.
Район якорных мест № 415 находится в 3,5 кбт к SSE от мыса Пенай. Глубины здесь 10—28 м, грунт — ил и песок, местами камень и ракушка.
Банки с глубиной 20 м расположены в 1 и 2,2 мили к SSE от мыса Пенай.
Камень с глубиной 20,5 м лежит в 2,2 мили к SSE от мыса Пенай.
Район якорных мест № 414 находится в 3 кбт к WNW от мыса Пенай. Глубины в районе 11—27,5 м, грунт — глина и ил, песок и ракушка.
Нечистый грунт имеется в 1,5 мили к WNW от мыса Пенай.
Камень с глубиной 11 м лежит вблизи юго-восточной границы района в 1,1 мили к WSW от мыса Пенай. Камень ограждается светящим буем.
Район якорных мест № 412 расположен в 2,5 кбт к NE от оконечности Суджукской косы. Глубины в этом районе 16,6—24 м, грунт — ил с ракушкой. Район предназначен для транспортных судов грузоподъемностью до 20 000 т.
Район якорных мест № 416, предназначенный для стоянки танкеров и судов со взрывоопасными грузами во время штормовых северо-восточных ветров (бора), находится в 1,4 мили к SSE от мыса Дооб. Глубины в этом районе 20—40 м, грунт — ил, песок, ракушка, камень.
Наставление для входа в порт Новороссийск. Суда, следующие в порт Новороссийск с моря, должны выйти на место встречи лоцманов (между точками 44°37,8' N, 37°51,3' Е и 44°37,8' N, 37°52,8' Е). Приняв лоцмана на борт, надо лечь на курс 334,2° и идти в расстоянии не более 1 кбт справа от оси Новороссийского створа маяков (направление створа 154,2°—334,2°). Наиболее узкую часть западного фарватера между Пенайскими банками и отмелью, простирающейся к SE от острова Суджук, следует проходить строго по створу. После прохода наиболее узкой части фарватера суда могут идти к якорному месту, руководствуясь рекомендациями лоцмана.
При следовании к причалам порта Новороссийск из районов якорных мест № 413 и 414 нужно сначала выйти к линии Новороссийского створа, а затем следовать не далее чем в 1 кбт справа от его оси.
Суда, следующие к причалам порта из района якорных мест № 415, выходят на линию Новороссийского створа, сообразуясь с обстановкой в районе якорных мест № 414, по свободной акватории с разрешения Центра СУДС.
Суда, выходящие из порта Новороссийск, должны лечь на курс 154,2° и идти параллельно оси Новороссийского створа, не далее чем в 1 кбт справа от нее. Этим курсом необходимо следовать до места высадки лоцмана, после чего идти в зависимости от назначения.
ПОРТ БУРГАС (42°29'N, 27°28'Е), один из наиболее значительных портов Черного моря, расположен в вершине Бургасского залива. Бухты, вдающиеся в южный берег порта между мысом Акин и вершиной Бургасского залива, защищены от ветров с моря. Эти бухты разделены тремя высокими скалистыми мысами, которые открываются по мере приближения к вершине залива.
Южный берег порта приглуб, и плавание вдоль него безопасно. Рифы выступают здесь от берега и прибрежных островов не далее чем на 3 кбт.
Порт состоит из Внешнего и Бургасского рейдов, портового пункта Атия, нефтяной гавани Дружба, Рыбного порта и торговой гавани Бургас. Гавань Бургас доступна для судов дедвейтом до 20 ООО т, а гавань Дружба — для судов дедвейтом до 70 000 тис осадкой до 11,9 м. В 1987 г. порт посетило 729 судов общим дедвейтом 9 113 000 т.
Граница порта проходит по линии, соединяющей мысы Таласакра и Лахна.
Приметные пункты. При подходе к порту Бургас с Е приметны трубы и многоэтажные здания города Бургас.
Подводные кабель и трубопровод проложены между островом Большевик и южным берегом Бургасского залива.
Лоцманская служба. Лоцманская проводка в Бургасский залив осуществляется по системе разделения движения судов. Лоцманская проводка судов по системе разделения движения судов до порта Бургас необязательна для иностранных судов. Иностранные суда, которым необходима эта лоцманская проводка, должны через представителя агентирующей фирмы подать заявку на лоцмана не позднее чем за 8 ч до прибытия к месту встречи лоцманов.
При следовании иностранных судов по Внешнему рейду, в гавани порта Бургас, в рыбный порт и обратно, а также при перестановке от одного причала к другому лоцманская проводка обязательна. Места приема лоцмана находятся в районе кругового движения системы разделения движения в 2,6 и 5,8 мили к NE и в 6,2 мили к ENE от мыса Таласакра.
Заявка на лоцманскую проводку для входа в порт подается за-8 ч до подхода к якорным местам; при выходе из порта надо подавать ее не позднее чем за 2 ч до полной готовности судна к выходу.
В случае если судно не вышло из порта в указанный в заявке срок или отказалось от лоцманской проводки, капитан судна обязан указать в лоцманской квитанции причину задержки или отказа, подписать ее и оплатить лоцманский сбор как за состоявшуюся проводку.
При швартовке суда валовой вместимостью более 1000 per. т обязаны использовать буксиры.
Портовые средства и оборудование. Есть плавучие краны и буксиры. Для производства погрузочно-разгрузочных работ в порту имеются краны грузоподъемностью 3—32 т, более 20 самоходных кранов грузоподъемностью от 3 до 25 т. Порт располагает достаточным количеством складских помещений. Имеется плавучий кран грузоподъемностью 100 т.
Ремонт. В порту можно произвести небольшой ремонт судна. Имеется плавучий док для судов дедвейтом до 3000 т.
Магнитная аномалия наблюдается на большей части акватории порта Бургас.
Снабжение. В порту можно пополнить запасы жидкого топлива и в небольшом количестве угля. Вода подведена к причалам гавани и принимается из гидрантов.
Сигнальная станция находится на оконечности Западного мола. На ней поднимаются сигналы о штормах и сильных ветрах.
Сообщение и связь. Порт имеет морское сообщение с другими портами Черного моря. Есть международный аэропорт.
Предупреждение. Глубины в порту могут не соответствовать показанным на картах. Сведения о глубинах в порту можно получить у лоцмана.
Мыс Таласакра (42°27'N, 27°39'Е), южный входной мыс порта Бургас, высокий и утесистый, находится в 1,2 мили к N от мыса Хрисосотира. Мыс Таласакра окаймлен рифом шириной до 1 кбт.