Понятие и границы компетентности коммуникативной личности

Сегодня в научном дискурсе специалистов по теории коммуникации, PR, социологии образования и др. обсуждается содержание новых коммуникативных практик формирующегося в России информационного общества, в том числе понятие «коммуникативная личность»и границы ее компетентности. Эти понятия актуальны для понимания характеристик результативности и эффективности не только МЛК, но и корпоративных и деловых коммуникаций.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностноговзаимодействия (Коммуникативные практики в современном обществе/под ред. В. В. Васильковой, И.Д. Демидовой. СПб., 2008. С. 143). Некоторые авторы (В. Каберник и др.) в рамках компетентностного подхода рассматривают компетенцию как какое-либо сильное качество личности. Коммуникативная компетентность личности предполагает такую личность, которая владела бы необходимыми: уровнем кода (вербальным опытом, запасом слов, использованием знаков, навыками успешной публичной речи); когнитивным уровнем (системой ценностей, картиной мира, познавательным опытом); прагматико-мотивационным уровнем (ситуативным опытом, коммуникативными намерениями и установками, мотивами и способностями). Коммуникативная компетентность предполагает знание норм, правил общения и является частью более широкого понятия – «коммуникативный потенциал личности», т.е. обобщенной характеристики возможностей человека, которые определяют качество его общения (способность владеть инициативой в общении, формировать и реализовать собственную индивидуальную программуобщения) (Кашкин В.Б.Основы теории коммуникации. М., 2007. С. 175, 176; Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании. Материалы II Международной научно-практической конференции 13–14 ноября 2008 г. Минск, 2008. С. 38).

«Сферная трансакционная» модель коммуникативной компетентности личности Д.П. Гаеры, в которой обобщены наработанные подходы о составляющих структуры коммуникативной компетентности личности («языковой личности» Ю.Н. Караулова, компетентности менеджера И.И. Серегиной, когнитивно-перцептивных подходов Ю.Н. Емельянова и Ю.Н. Жукова, синтеза мотивационного, когнитивного, функционального параметров коммуникативной личности С.В. Бориснёва), предполагает следующие блоки:

1. Коммуникативное «могу» – абилитационный компонент, коммуникативные возможности и способности личности.

2. Коммуникативное «хочу» – целемотивационный компонент, цели и мотивы личности как субъекта коммуникации.

3. Коммуникативное «знаю» – когнитивный компонент – знания, освоенная информация, обеспечивающая возможность выступать в качестве коммуникатора.

4. Коммуникативное «умею» – операционный (инструментальный) компонент – коммуникативные навыки и умения. Таким образом, базовая структура коммуникативной личности задается в социально-психологическом подходе как «могу», «хочу», «знаю», «умею»,– «действую» (Бориснёв С.В.Социология коммуникации. М., 2003. С. 89–93; Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). М., 2004. С. 214, 225; Гавра Д.П. Сферная трансакционная модель коммуникативной личности//Социальные коммуникации: новое в науке, образовании, технологиях. Материалы международной научно-практической конференции 21–22 октября 2004 г. СПб., 2004. С. 18–22; Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. Ч. 1. СПб., 2005. С. 79–86).

В этой модели, ориентированной в первую очередь на изучение стратегических и оперативных аспектов коммуникаций в PR, на изучение стратегического управления в системе «организация – общественность» отсутствует выраженный этический компонент, без которого невозможно понять ни глубинные ценностно-мотивационные механизмы коммуникативной личности и условия диалогического общения, ни мировоззренческие проблемы аутокоммуникации, ни критерии нравственности поведения, ни механизмы зарождения духовности в традиции гуманистической философии. Уязвимость описанной модели коммуникативной компетентности личности заключается в ее излишнем позитивизме и прагматизме, нацеленности прежде всего на профессиональную компетентность или на формирование психологических навыков общения в процессе МЛК. Для журналистов, специалистов по связям с общественностью и рекламе профессиональная компетентность предполагает обязательное знание этических профессиональных кодексов. В связи с появлением в СМИ информационного терроризма и экстремизма как негативных факторов социализации молодого поколения еще более возрастает значение включения в модель коммуникативной компетентности личности этической составляющей. Из такого понимания коммуникативной компетентности личности выпадают важнейшие аспекты сущности внутриличностной коммуникации: философско-мировоззренческий, аксиологический (ценностный) и этический. За пределами этой модели «человека разумного», «человека общественного», «человека говорящего», «человека знающего», «человека умеющего», «человека действующего», «человека коммуницирующего», «человека информационной эпохи» остается «человек изначальный». Целостный анализ гуманистических оснований коммуникативной компетентности личности невозможен без учета бытийственно-константных «жизненных миров» человека: мира труда, мира любви, сферы знания, мира борьбы, мира игры, осознания смерти как экзистенциальной проблемы. В этих жизненных мирах противоречиво формируется индивидуальный опыт жизнедеятельности, включая различные формы общения и коммуникации (Минюшев Ф.И.Социальная антропология. М., 2004. С. 282, 283).

«Персоналистическая» и «экзистенциальная» парадигмы в философии, в которых человеческая личность трактуется как безоговорочная ценность (см. главу 7.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В каких модусах проявляется внутриличностная коммуникация? В чем ее драматизм? Какие вы знаете внутриличностные конфликты?

2. Как философские, культурологические, социологические и психологические теории раскрывают сущность аутокоммуникации и межличностной коммуникации?

3. Каково значение психоанализа 3. Фрейда для понимания личностных коммуникаций?

4. Какими механизмами психологической защиты вы пользуетесь?

5. Как соотносятся понятия «общение» и «социальная коммуникация»? «Общение» и «межличностная коммуникация»?

6. Назовите основные взаимосвязанные стороны общения.

7. Охарактеризуйте основные механизмы перцепции и объясните их значение в процессе общения.

8. Используете ли вы представление о перцепции в вашем личном общении?

9. В чем сущность стереотипизации?

10. Можно ли отождествлять понятия «межличностная коммуникация» и общение?

11. Какие элементы «карты» межличностной коммуникации предложил В. Шрамм?

12. В чем особенности межличностной коммуникации и каковы ее аксиомы?

13. Что такое стили общения? Какие бывают стили общения?

14. Что такое диалогическая коммуникация? Каковы правила истинного диалога?

15. В чем различие императивного и манипулятивного типов общения?

16. Как можно распознать манипулятора в межличностной коммуникации? Чем отличается манипуляция от скрытого воздействия?

17. Какие вы знаете психологические барьеры межличностного общения?

18. С какими типами «трудных людей» в общении вы сталкивались?

19. Что вы считаете эффективным общением? Какие рекомендации психологов для эффективного общения вы знаете? Что вы сами можете предложить для эффективного общения?

20. Что такое коммуникативная компетентность личности? Как вы считаете, обладаете ли вы ею?

21. Какие прогнозы «деантропологизации» современного человека в условиях массированного воздействия новых коммуникационных и медийных технологий высказывают сегодня философы и культурологи?

Глава 6.

Наши рекомендации