Опасность, которую таят в себе облака
Парапланеристы и дельтапланеристы не должны залетать в облака, но иногда это происходит намного быстрее, чем кажется. К этому склонны неопытные пилоты, которых маршрутный полет приводит в эйфорию, и они совершен но не беспокоятся, подлетая к кромке облака.
Проблемы:
- Облако может засосать вас, вы поте ряете ориентацию. Некоторые пилоты специально влетают в облако, чтобы иметь наибольший запас высоты при пересечении долины. Однако в боль шинстве случаев это не помогает, т.к. паника в результате потери ориента ции не позволит вам пройти хороший маршрут (самому без ОР5).
- Опасность столкновения с другими пилотами.
- Опасность столкновения со склоном горы, который находится в облаке.
- Неточная работа приборов.
Рис.4.11 Если над пилотом сверкнула мол ния, то он совершил ошибку. Если учесть тот факт, что гроз избегают даже пассажирские самолеты, то становится совершенно ясно: у пилотов парапланов или дельтапланов в случае попадания в грозу будут большие проблемы.
- В грозовых облаках можно очень быстро оказаться на большой высоте и за мерзнуть или задохнуться.
Чем больше облако, тем больше опас ность, которую оно таит в себе. Разви тие грозового облака следует предви деть заранее. Например: база облаков находится на высоте 2500 метров, а на высоте 5000 метров лежит толстый слой инверсии. Значит, облако может расти до высоты 5000 метров, т.е. это будет достаточно большое облако. Тому, кто подлетит к нему, оно снизу будет ка заться черным и очень опасным.
Рис. 4.9 Гигантские кучевые облака. Очень большая вероятность того, что облако мо жет засосать. Нужно вовремя пролететь над хребтом.
Рис.4.10 Облака такие же как на рис.4.9 только с большего расстояния. Тот кто подле тит под эти облака, увидит их такими же, как на рис.4.9. Такие облака могут очень быстро стать грозовыми.
Под облаком и в облаке скорость подъема может увеличиться вдвое. Почему это происходит? При конден сации выделяется много энергии. Эта энергия позволяет воздуху подни маться быстрее. Более подробно этот вопрос рассмотрен в главе 9. К при меру, если пилот набирал высоту в по токе со скоростью 6 м/с, то, как только он приблизится к кромке облака, его подъем может увеличиться до 12 м/с или даже больше. В этом и состоит главная проблема. Самый эффектив ный способ сброса высоты в потоке на параплане - это глубокая спираль. Однако в сильном потоке крутить спи раль значительно сложнее, чем в спо койном воздухе! На дельтаплане поч ти невозможно достичь такой большой скорости снижения.
Широкие и вместе с тем большие (но не высокие!) облака, как правило, не за сасывают. Облака, которые вырастают высотой более 1000 метров, следует за поминать. Они очень быстро могут пре вратиться в грозовые. Планерам иног да удается облететь грозовые облака, тогда как у парапланов и дельтапланов нет никаких шансов это сделать.
Замечание:
Чем ближе пилот подлетает к облаку, тем ближе к его краю он должен лететь и лучше всего с наветренной стороны. Если он летает в горах, и база облаков находится ниже хребта, то следует ле теть по той границе облака, которая ближе к долине. Если облако начнет засасывать пилота, он сможет сразу из него вылететь, см. рис.1.35.
Грозовой фронт
Гроза предупреждает о своем прихо де. Как маленький холодный фронт, хо лодная масса воздуха у земли несется во всех направлениях и поднимает ок ружающий воздух.
Шквал может распространяться на расстояние до 30 км. Даже маленький ливень из большого кучевого облака яв ляется причиной маленького холодного фронта у земли. Этот холодный воздух подтекает под теплый воздух, лежащий у земли, и поднимает его вверх (как при холодном фронте, только в меньшем масштабе), таким образом, могут об разовываться широкие потоки. Хоро шо звучит! Только тому, кто находится в это время в полете, угрожает большая опасность, если он попадет в турбулен тность от этого мини-фронта.
Рис. 4.13 | Гроза протяженностью 30 км в | |
Рис. 4.12 Широкие термичные облака. Они | Бассано (Италия) распространяет холодный | |
совершенно не опасны. Под ними находятся | воздух. В этот день был сильный шквалистый | |
хорошие потоки. Однако тому, кто подлетает | ветер. Самые смелые пилоты летали спиной | |
под них в центре, они кажутся совсем черны | вперед со скорость 10км/ч и могли убиться | |
ми. Эти облака могут сосать. | при ветре почти 50км/ч. |
Рис.4.14 Такие широкие кучевые облака, мес тами выливающиеся дождем, бывают причи ной шквалистого ветра, как на рис. 4.13. Они вырастают не так высоко, но все равно доста точно опасны.
Рис.4.16 Это пилот тянул до последнего. Ему повезло, шквал был достаточно слабым.
Рис.4.15 Огромные кучевые облака на закате - это неповторимый театр природы.
Рис. 4.17 Красивая башня из кучевых облаков, которую достаточно редко можно увидеть. Она говорит об очень большой вероятности образования грозы в течение дня. Но, когда разовьется гроза, через час или через 5 часов, определить нельзя. Следует наблюдать за последующим раз витием облаков. В ситуации, изображенной на фото, еще можно спокойно летать маршруты.
Как уйти от облака
Каждый пилот должен вниматель но следить за тем, чтобы не оказаться вблизи у кромки облака. Если пилот на ходится на большой высоте под обла ком, ему нужно постоянно следить за тем, что происходит в небе. Определить расстояние до облака не так-то просто. Если пилот не уверен, насколько дале ко он находится от кромки облака, ему следует лететь к наветренной стороне облака. Если же он уверен, что нахо дится достаточно далеко от кромки, то может продолжать набирать высоту. Нужно быть очень внимательным, под летая к облаку. Необходимо постоянно накапливать знания об облаках.
Если же пилот, несмотря на все пре достережения, подлетел близко к кром ке темного, плотного облака, ему нужно немедленно лететь к краю облака. Если
он летит на параплане, ему следует сло жить уши и выжать акселератор, чтобы увеличить скорость снижения. Если это не помогает, то нужно сделать B-срыв или глубокую спираль, и удерживать ее до тех пор, пока он не потеряет около сотни метров. Но летать у края облака можно будет только на сложенных ушах и при выжатом акселераторе.
Рис. 4.18 Под такими большими облаками пилот должен все время контролировать рас стояние до кромки облака.
Рис. 4.19 При сильном подъеме под заса сывающим облаком пилоты на парапланах могут сложить уши и выдавить акселератор, а дельтапланеристы тянут бар на себя.
Если под облаком много пилотов, каждый должен следить за тем, чтобы не столкнуться с другими пилотами.
Для пилотов дельтапланов все намно го проще, они могут сильно ускориться и поэтому хорошо контролируют дис танцию. Хотя, как только дельтаплане рист попадает в облака, он также, как и парапланерист, теряет ориентацию. В этом случае нужно лететь к краю облака на максимальной скорости и надеяться, что все будет хорошо. А в следующий раз нужно быть более осторожным!