Слушание как вид устноречевой коммуникации
У человека два уха и один язык, чтобы
в два раза больше слушать, чем говорить.
Зенон
Тот, кто слушает, часто употребляет
свое время лучше, нежели тот, кто говорит.
А. Жуссье
Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» – необходимое условие реализации этой ситуации.
Принято считать, что в вербальном (речевом) общении главную роль играет говорящий. Он – в центре внимания, создает настроение аудитории, «ведет» разговор в нужном ему направлении. Однако роль слушающего не менее активна и важна. Степень активности слушания диктуется ситуацией, целью, характером взаимодействия собеседников. Слушающий заинтересован в том, чтобы отчетливо и однозначно распознать, какие именно «кусочки» действительности, какие факты и события смоделированы в воспринимаемой речи, как соотносится воспринятое с реальностью. Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами. В то же время именно слушание является условием говорения.
Слушание – рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.
«Слушать» и «слышать» – не одно и то же. Большинство людей рождается способными слушать, то есть осуществлять естественный физиологический процесс, не требующий сознательных усилий. Слышать означает стремиться понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни. В английском языке слова «слушать» и «слышать» разнокоренные (to hear, to listen). В русском языке нет слова «слышание» и «слышатель». Но для нас сейчас будет важно приравнивать термины «слушание» и «слышание». Т.е. мы будем называть слышанием – эффективное слушание.
Если попросить людей оценить точность восприятия информации, которую они слышали, то в среднем мы получим ответ – 70-80%. Однако ряд исследований показал, что в действительности эффективность слушания у большинства людей составляет 25%, то есть 75% услышанных сообщений утрачивается. Представим себе, что 75% письменного сообщения содержат ошибки. Можно ли успешно использовать этот текст в социальной коммуникации? Последствия, к которым может привести неточное восприятие или искажение информации во время слушания, наглядно показывает известная игра «глухой телефон»[100].
То, что происходит с содержанием сообщения в процессе передачи его от человека к человеку, можно схематически изобразить следующим образом (рисунок 4.2.):
Рисунок 4.2. Процесс искажения информации при ее передаче
В соответствии с базовой моделью коммуникации «жизнь» сообщения включает в себя, по крайней мере, четыре стадии:
1) сообщение, которое намерен сделать отправитель (его мысли);
2) сообщение, каким оно высказано (его реальное кодирование говорящим);
3) то, как оно интерпретировано (декодировано слушателем);
4) то, каким оно окончательно сохранилось в памяти слушателя.
Как видно на рисунке, при переходе сообщения от одной стадии к другой неизбежно имеет место потеря информации. Стремление слушателя сделать сообщение осмысленным заставляет его добавлять что-то к услышанному или, напротив, что-то устранять. Как следствие – переданное сообщение может вовсе не соответствовать исходному.
Среди факторов, препятствующих эффективному слушанию, можно выделить объективные и субъективные факторы[101].
Объективные факторы:
ü шумы и помехи;
ü акустические характеристики помещения;
ü микроклимат в помещении;
ü огромный объем речевой информации, который обрушивается на нас ежедневно, не позволяя одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения;
ü физиологические причины – мы быстрее думаем, чем говорим. Человек способен воспринимать до 500 слов в минуту, в то время как, средняя скорость устной речи – от 125 до 150 слов в минуту. В результате образуется своего рода «свободное время», которое слушатель заполняет обдумыванием своих проблем, планов.
Субъективные факторы:
ü погруженность в собственные заботы, которые имеют для нас большую важность, чем сообщения других людей;
ü пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);
ü темперамент человека (эмоционально-устойчивые люди – сангвиники, флегматики – более внимательные, чем холерики и меланхолики);
ü интеллектуальные способности.
Исследователь М. Беркли-Ален выявила «роли» слушателей[102]:
«Симулянт» – делающий вид, что слушает;
«Зависимый слушатель» – легко попадающий под влияние мнений и желаний других;
«Перебивала» – тот, кто неоправданно вмешивается в речь собеседника;
«Погруженный в себя»;
«Интеллектуал» – воспринимающий информацию больше разумом, пренебрегающий эмоциональными и невербальными аспектами поведения говорящего.
В.Н. Куницына, говорит о существовании типологии «плохих слушателей»[103]:
«Псевдослушатель»: человек, притворяющийся, что он слушает. Может смотреть на вас, кивать головой, произносить звуки («да», «хм-м»), но на самом деле оказываться «глухим». Причины: погруженность в собственные заботы, скука.
«Самовлюбленный слушатель»: человек, который хочет, чтобы слушали только его, и не имеет ни времени, ни желания слушать другого.
«Слушатель-сочинитель»: человек, который никогда не дослушивает, и чтобы восполнить пропущенное, придумывает события или реакции в соответствии со своей логикой или опытом. Он часто произносит – «все понятно».
«Слушатель-пчелка»: человек, который слушает только то, что интересно и важно для него самого. Все остальное он пропускает мимо ушей.
«Слушатель-жало»: человек, который только и ждет, чтобы собеседник допустил ошибку или оговорку, чтобы сказать ему об этом.
В зависимости от особенностей восприятия текста выделяют 3 вида слушания:
1) глобальное слушание, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль;
2) детальное слушание предполагает осознание главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий;
3) критическое слушание требует критического осмысления воспринятого на слух.
Цели слушания.Управление собственным вниманием – навык, который необходимо постоянно совершенствовать. Один из способов концентрации внимания в условиях большого объема информационных сообщений – умение точно определять, какого рода информация требуется в данной конкретной ситуации. Эффективность слушания возрастает, если удается ответить на вопрос: «для чего я это слушаю?».
Целями слушания могут быть:
ü понимание (слушать, чтобы понять) предполагает поиск ключевых слов и фраз, в обобщенном виде формулирующих основные проблемы обсуждаемого вопроса;
ü запоминание(лучше запомнить информацию) предполагает различными мнемотехническими техниками (ведение записей, повторение, перефразирование, ассоциация);
ü анализи оценкасодержания требует умения распознавать ошибки в аргументах и утверждениях носителя информации, способность различать факты и оценки.
ü Доверительные отношения с собеседником.
Вам предстоит получить указания, как строить выступление на защите диплома, – цель: понять и запомнить. Вам необходимо купить компьютер – вы будете стремиться не только понять и запомнить информацию, которую вам дают «куча знатоков», но и проанализировать, и оценить ее. Такие же цели преследует посещение лекций студентами. Если вашу подругу предал любимый человек, то вряд ли вашей целью будет понять и запомнить информацию: от вас требуется эмоциональное понимание состояния собеседника.
Один из эффективных способов, помогающих человеку сосредоточиться, – управление эмоциями. Сильные эмоциональные переживания ведут к понижению способности слышать другого (у одного сильные эмоции возникают при слове «налоги», у другого – при слове «свекровь»). Слушание представляет собой процесс понимания, осмысления речи. Это коммуникативное умение не менее важно, чем говорение и является условием эффективности общения.