СИТУАЦИЯ: Переход организации из инспекции в инспекцию в период камеральной проверки
Если налогоплательщик-организация изменяет свое постоянное место нахождения и по новому адресу он уже относится к другой инспекции, необходимо учесть следующее.
На основании сведений из ЕГРЮЛ налоговый орган по прежнему адресу снимает вас с учета, передает все документы по новому месту и на их основании новая инспекция ставит вас на учет (п. 4 ст. 84 НК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> При смене официального адреса необходимо сообщить об этом в ту инспекцию, которая занимается регистрацией налогоплательщиков в вашем районе (пп. "в" п. 1, п. п. 1, 4 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
При этом сведения в ЕГРЮЛ будут изменены в течение пяти дней с даты представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона N 129-ФЗ).
Происходить это должно таким образом. В течение одного дня после внесения записи в ЕГРЮЛ налогоплательщика должны снять с учета в старой инспекции. Затем в однодневный срок сведения должны быть направлены в новую инспекцию. И в течение одного дня с момента их получения налогоплательщика должны поставить там на учет.
Учетное дело пересылается в новый налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня снятия с учета в старой инспекции. Однако датой постановки на учет в новом налоговом органе является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения (п. п. 3.6 - 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (утв. Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178)).
Что же будет, если в инспекции по прежнему адресу в период "переезда" идет камеральная проверка?
Из норм действующего законодательства однозначный вывод сделать нельзя. С одной стороны, как видно, налоговики должны в установленный срок передать все материалы вашего дела в новую инспекцию. А значит, у них не должно быть времени заканчивать проверку.
С другой стороны, Налоговый кодекс РФ не обязывает их завершать текущую проверку раньше установленного трехмесячного срока в связи с переездом налогоплательщика.
На практике, как правило, налоговики в старой инспекции заканчивают проверку и при обнаружении нарушений налогового законодательства составляют акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). Решение по проверке в этом случае также выносит тот налоговый орган, который ее проводил (п. 1 ст. 101 НК РФ).
При этом, к сожалению, они не всегда четко соблюдают приведенные выше сроки снятия и постановки на налоговый учет. Поэтому зачастую налогоплательщик переходит в новую инспекцию с опозданием. Такие действия налоговиков можно обжаловать (ст. ст. 137, 138 НК РФ). Но на результаты камеральной проверки это вряд ли повлияет.
Добавим, что если в ходе проверки будет выявлена неуплата (неполная уплата налога), то требование об уплате недостающей суммы сможет выставить только новый налоговый орган (п. 5 ст. 69 НК РФ).
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который вы представили отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ, Письма Минфина России от 25.03.2009 N 03-07-11/81, от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141). То есть налоговики при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика.
Вместе с тем это не означает, что они не могут обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.
Примечание
О том, в каких случаях при проведении камеральной проверки допускается осмотр указанных объектов, подробно рассказано в разд. 2.8.6 "Осмотр помещений, территорий, документов и предметов".
ПРЕДМЕТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ.
ПРОВЕРЯЕМЫЙ ПЕРИОД
Налоговики в ходе камеральной проверки проверяют представленную налогоплательщиком отчетность (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Примечание
Подробнее о том, какую отчетность проверяют в ходе камеральной налоговой проверки, см. разд. 1.1 "Декларации и расчеты, по которым проводятся камеральные проверки".
Следовательно, камеральная проверка идет по тому налогу, по которому вы отчитались, и охватывает налоговый или отчетный период, указанный в отчетности.
Например, организация "Альфа" подала декларацию по НДС за I квартал 2012 г. Налоговый орган проводит по ней камеральную проверку правильности исчисления и уплаты НДС за I квартал 2012 г.
По другим налогам и за иные периоды камеральная проверка может быть проведена только на основании соответствующей отчетности.
Напомним, что уточненные декларации (расчеты) также подвергаются проверке (п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем заявленные в них показатели налоговый орган может проверить в полном объеме, включая те, которые налогоплательщик не корректировал (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2010 N А56-11954/2010, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2011 N Ф03-2599/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.08.2011 N ВАС-11050/11)).
При подаче уточненной декларации, как и в случае с первоначальной отчетностью, проверяются только те налог и период, по которым она представлена.
Если же налоговики по итогам камеральной проверки приняли решение о доначислении налога, начислении пеней и (или) привлечении вас к ответственности в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации (расчете), такое решение можно успешно оспорить в суде (Постановления ФАС Уральского округа от 26.08.2010 N Ф09-6826/10-С2, от 21.10.2008 N Ф09-7599/08-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 N А58-6343/06-Ф02-5686/07, ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2007 N А56-16972/2006).