Методы проектирования оргструктур управления
Под методом проектирования организационной структуры понимают научно-методические основы их разработки, используемые при построении структур управления на вновь вводимых предприятиях, а также при совершенствовании системы управления.
Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов:
а) аналогий;
б) экспертно-аналитического;
в) структуризации целей;
г) организационного моделирования
Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером) по отношению к проектируемой организации.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, "узкие места" в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности орг.структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов.
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки, и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей.
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных .
42. Документы, регламентирующие оргструктуру управления предприятием, их содержание.
Распорядительные документы –это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности организации. Эти документы регулируют и координируют деятельность, позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач.
Организационно-правовые документы являются правовой основой деятельности организации и содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения.
Организационная деятельность учреждения фиксируется в организационно-правовых документах, содержащих правила, нормы, положения, определяющие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.
С точки зрения срока действия организационно-правовые документы относятся к бессрочным: они действуют впредь до их отмены или до утверждения новых (исключение составляет штатное расписание, которое разрабатывается и утверждается ежегодно).
Текст большинства организационно-правовых документов состоит из разделов, имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами.
К организационно-правовым документам относятся:
1) устав,
2) учредительный договор,
3) положение об организации,
4) положение о структурном подразделении,
5) положение о коллегиальном (совещательном органе) организации,
6) регламент,
7) штатное расписание,
8) инструкция,
9) должностная инструкция.
Организационно-правовые документы оформляются на стандартном листе бумаги (формат А4) или на общем бланке (в зависимости от вида документа), при этом обязательными реквизитами являются следующие, а именно: наименование организации (также указывается наименование подразделения, если документ утверждается руководителем подразделения), наименование вида документа, дата, номер документа, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.
43. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ. ЭХДОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения.
Следующие факторы определяют уровень «информационности» внеорганизационного окружения: • любой индивид или организованная группа могут в любом месте и в любое время свободно иметь доступ через автоматизированные системы связи к любой необходимой для них информации;
• любой индивид или организованная группа умеют использовать современную информационную технологию для решения стоящих перед ними проблем;
• любой индивид, организованная группа и общество в имеют необходимые технические средства, инфраструктуру социальную базу для производства и воспроизводства требуемой информации.
Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке.
Эдхократия - это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность, и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск, так же, как и вознаграждения, делится между участниками.
Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие:
- работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая творчества, инновативности и эффективной совместной работы (групповая взаимосвязь работ);
- работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом;
- структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах:
- право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху;
- система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер;
- отношения по вертикали и горизонтали преимущественно носят неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой организации.
Структура эдхократической организации:
44. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ. МНОГОМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения.
Следующие факторы определяют уровень «информационности» внеорганизационного окружения: • любой индивид или организованная группа могут в любом месте и в любое время свободно иметь доступ через автоматизированные системы связи к любой необходимой для них информации;
• любой индивид или организованная группа умеют использовать современную информационную технологию для решения стоящих перед ними проблем;
• любой индивид, организованная группа и общество в имеют необходимые технические средства, инфраструктуру социальную базу для производства и воспроизводства требуемой информации.
Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке.
Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:
- обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами.
- производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги;
- обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.
По совокупности выполняемых задач такие автономные группы получают обычно статус центра прибыли, а в отдельных случаях могут являться самостоятельными компаниями. Однако в обоих случаях они тем или иным образом облагаются корпоративными налогами.
В многомерной организации бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство организации только инвестирует в них средства и дает деньги взаймы.
В многомерной организации отношения членов автономной группы с руководством организации и ее другими подразделениями ничем не отличаются от отношений с посторонним клиентом.
Многомерная структура применима к любому, вплоть до мельчайшего, подразделению организации. Чем меньше подразделение или часть организации, тем меньше его штат и больше разнообразных обязанностей у его руководителя. В организации, хозяйственные единицы которой относительно независимы, отличаются друг от друга и территориально разбросаны, многомерной делается именно определенная хозяйственная единица, а не организация в целом. Этот тип организации дает возможность даже небольшому подразделению быть настолько автономным, насколько вообще это возможно в структуре более крупной организации.
45. Новые подходы в проектировании организации. Предпринимательская организация.
С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения.
Следующие факторы определяют уровень «информационности» внеорганизационного окружения: • любой индивид или организованная группа могут в любом месте и в любое время свободно иметь доступ через автоматизированные системы связи к любой необходимой для них информации;
• любой индивид или организованная группа умеют использовать современную информационную технологию для решения стоящих перед ними проблем;
• любой индивид, организованная группа и общество в имеют необходимые технические средства, инфраструктуру социальную базу для производства и воспроизводства требуемой информации.
Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке.
Предпринимательские организации ориентированны на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация этих возможностей и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Деятельность такой организации обычно оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Мотивация предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и достижении результата, а не на необходимости использования ресурсов. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.
Принципиальная схема структуры предпринимательской организации.
Предпринимательская организация с позиций структурного взгляда на нее представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство этой организации. При этом руководство не только меняет свое место, но и меняет свои основные функции. Главной обязанностью руководства предпринимательской организации вместо традиционного контроля является всемерная поддержка усилий работников, делающих бизнес. Следующий снизу уровень организации включает три основных блока. Ключевой из них -это ресурсы организации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т.д.). Задача этого блока - обеспечение ресурсами усилий работников, делающих бизнес. Второй блок - это подразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес. Третий блок состоит из консультантов, а точнее бизнес-тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок, на котором они занимаются поиском и реализацией возможностей. Эти ячейки на деле являются небольшими автономными группами работников, объединенных по критерию бизнеса, который они делают. По статусу они могут быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами или компаниями.
46. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЫНОК.
С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения.
Следующие факторы определяют уровень «информационности» внеорганизационного окружения: • любой индивид или организованная группа могут в любом месте и в любое время свободно иметь доступ через автоматизированные системы связи к любой необходимой для них информации;
• любой индивид или организованная группа умеют использовать современную информационную технологию для решения стоящих перед ними проблем;
• любой индивид, организованная группа и общество в имеют необходимые технические средства, инфраструктуру социальную базу для производства и воспроизводства требуемой информации.
Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке.
По характеру взаимодействия с внешней средой это - органический тип организации; по характеру взаимодействия подразделений внутри организации - это дивизиональная или матричная структура; по характеру взаимодействия индивида с организацией - это индивидуалистический тип. Ее принципиальным отличием от прочих типов является то что все подразделения в организации группируются вокруг рынка. Организация ориентированная на рынок имеют 3 основных качества: гибкость, адаптивность, инновационность. В организации усиливается группировка работ по рынкам, ведется работа по приспособлению продукции к потребителю. Всё в организации направленно на сближение тех кто принимает решение, с теми кто решения покупает. В организации уменьшается число уровней управления и ответственность передается на нижние уровни иерархии расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Важное значение приобретает групповая работа, основанная на доверии. Эта организация проектируется исходя из потребностей потребителей. Как правило, вместо жесткой иерархии возникает автономная группа со статусом 'центра прибылей' или 'бизнес группы'. Главным в этой организации является важность каждого отдельного заказа. Работники осваивают процесс по выполнению данного заказа в целом, а не по отдельным функциям. Обязательной является наличие информационной системы с единой БД организации. Особое значение в организации ориентированной на рынок придается распределению прав и ответственности. Это должно сочетаться с автономизацией рабочих групп и производственных отделений. Главной задачей руководства становиться определение политики. Действия руководства заключаются в формировании организационной культуры, развитии информационных систем и измерении результатов работы.
У индивида в этой организации преобладают такие черты как профессионализм и акцент на управленческой роли. Приоритет отдается горизонтальному перемещению работника. Групповой результат имеет большее значение чем индивидуальный. Оценка работника строится в зависимости от того, как он реализуется, насколько он понимает проблемы и насколько он инновативен в решении проблем; может рассматриваться его умение делегировать полномочия, уровень его мотивированности и стремления добиться повышения качества работы. Управление должно ориентироваться на групповую форму организации рабочих, также должна быть внедрена новая система планирования, измерения, стимулирования и оценки работника.
47. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПАРТИСИПАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения.
Следующие факторы определяют уровень «информационности» внеорганизационного окружения: • любой индивид или организованная группа могут в любом месте и в любое время свободно иметь доступ через автоматизированные системы связи к любой необходимой для них информации;
• любой индивид или организованная группа умеют использовать современную информационную технологию для решения стоящих перед ними проблем;
• любой индивид, организованная группа и общество в имеют необходимые технические средства, инфраструктуру социальную базу для производства и воспроизводства требуемой информации.
Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке.
принципиальная схема структуры партисипативной организации.
В основе этой организации лежит участие работников всех уровней в управлении фирмой (участие в принятии управленческих решений, в установлении целей, в решении проблем) различают 3 степени участия: выдвижение предложений, выработка альтернативных и выбор окончательных решений. Выдвижение предложений не требует специальных средств в традиционной организации. Разработка альтернатив требует спец. средств в организации, что выражается в создании временных или постоянных комиссий и комитетов. Советы имеют след. функции:
1. Ответственность за координацию деятельности подразделений, подчиненных руководителю, к которому относится этот совет.
2. Ответственность за интеграцию деятельности подразделений, представленных в совете, с деятельностью вышестоящих и нижестоящих уровней управления.
3. Определение политики, правления и процедур подчиненных им подразделений.
Эта структура имеет демократический характер, т.е. каждая личность в организации имеющая власть над другими, подчинена их совместному контролю.
Основные преимущества:
1. Повышается качество принимаемых решений ;
2. Развивается творческое отношение к труду;
3. Повышается чувство собственника у работника, повышается мотивация деятельности и количество выполняемой работы.
Различается три степени участия:
выдвижение предложений;
выработка альтернативы:
выбор окончательного решения.
Первая степень - выдвижение предложений - не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем. Такой подход все еще широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.
Вторая степень - разработка альтернатив - требует уже появления в организации специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных комитетов или комиссий, которым поручается выполнять данную работу. Примером таких образований могут быть так называемые хозрасчетные или конфликтные комиссии - на российских предприятиях, комитеты по набору кадров в рабочие группы - на американских предприятиях, кружки качества ~ на японских предприятиях.
Третья степень - выбор альтернативы - предполагает, что участие в управлении осуществляется в форме" работы специальных советов научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. Решения таких советов нередко бывают обязательными для тех руководителей, при которых они создаются. В состав этих советов входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя более низкого уровня иерархии в организации.
48. Понятие коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации.
Коммуникация — это обмен информацией между людьми. Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления у менеджера является, находящаяся в его руках, информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Кoммyникaции пoдpaздeляютcя нa вepбaльныe и нeвepбaльныe.
Вepбaльныe кoммyникaции - этo пpoцecc oбщeния пpи пoмoщи cлoв, кoтopыe мoгyт быть пиcьмeнными и ycтными. Пpи paбoтe пpeдпpиятия ocoбoe знaчeниe имeeт пиcьмeннaя фopмa (дoкyмeнтooбopoт) , тaк кaк пpи cyдeбныx paзбиpaтeльcтвax вo внимaниe бepyтcя нe ycтныe дoгoвopeннocти, a пиcьмeнныe дoкaзaтeльcтвa.
Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей.
Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости переписать. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и, а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем.
Нeвepбaльныe кoммyникaции - этo oбщeниe c пoмoщью мимики, жecтoв, взглядoв (нeдapoм вcтpeчaeтcя выpaжeниe "гoвopящий взгляд"). В пpoцecce oбщeния вepбaльныe и нeвepбaльныe cимвoлы мoгyт дoпoлнять дpyг дpyгa, a мoгyт пpoтивopeчить. Этo cвязaнo c тeм, чтo нeвepбaльнoe oбщeниe идeт нa пoдcoзнaтeльнoм ypoвнe и чeлoвeк peдкo мoжeт кoнтpoлиpoвaть cвoи пocтyпки. В нacтoящee вpeмя нeвepбaльнoмy oбщeнию yдeляeтcя ocoбoe внимaниe, тaк кaк oнo бoлee дocтoвepнo xapaктepизyeт чeлoвeкa кaк личнocть и выявляeт eгo иcтинныe нaмepeния.
Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
- внешний вид собеседника,
- мимика (выражение лица),
- пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
- вокальные качества голоса,
- его диапазон,
- тональность,
- тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:
- темп речи,
- паузы,
- смех и т.д.
49. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ. ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ.
Коммуникация — это обмен информацией между людьми. Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления у менеджера является, находящаяся в его руках, информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Углубленное изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий (рис. 9.1). Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом.
Этап отправления включает в себя следующее шаги. Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с индентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику. За этим следует кодирование идеи.
Кодирование — это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан. Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков — носителей информации. Носителями могут быть звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферное давление и физические действия. Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т.д. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способности отправителя кодировать передаваемое значение.
В результате проведенных исследований формируется послание, содержащее данные с определенным значением. Смысл или значение послания представляют собой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. При этом отправитель рассчитывает, что послание воспринято адекватно заложенному в него значению.
Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем беднее межличностная коммуникация. Так, например, профессионалы обычно имеют трудности в коммуникации с публикой в силу того, что они кодируют значение в формы, понятные только людям их круга (аббревиатура инженеров и чиновников, юридические термины, тексты контрактов и анкет и т.п.). Полное различие в переданном и полученном значениях означает отсутствие у участников процесса чего-то общего, так как сами собой вербальные и невербальные носители значения не имеют. Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.п.). В качестве каналов используется сама среда (воздух, вода и свет) и различные технические устройства и приспособления (линии, волны и т.п.). Так, например, разговор двух лиц может осуществляться непосредственно по телефону или по радио. Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения.
Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Если в ходе движения по каналу в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается не состоявшимся. Тот, кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем. Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации, которая заключается не только в фиксации получения послания, но в значительной степени в раскодировании этого послания в понятное и приемлемое для получателя значение.
Раскодирование включает восприятие (что получил) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Получить — еще не означает понять, а понять — это еще не значит принять. Эффективная коммуникация устраняет причины для непринятия послания. Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Источниками шума, вносящего определенные изменения в значение передаваемого сигнала, могут быть как средства коммуникационного процесса, так и организационные составляющие (многоуровневость, масштаб управляемости, централизация, дифференциация и т.д.), затрудняющие точную передачу сигнала. Шум присутствует всегда. Поэтому необходимо иметь в виду, что на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания. Эффективный руководитель всегда попытается максимально преодолеть имеющийся шум или снизить его уровень и передать смысл своего послания как можно точнее. Примерами наличия шума может быть следующее: звуковые ошибки в произношении; наличие более сильного параллельного сигнала; языковые ошибки; искажения в линиях связи; добавления к посланию на различных уровнях и т.д.
Последним важным элементом коммуникационною процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, и наоборот, отправитель— получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь — это ответ получателя на послание. Она дает возможность отправителю узнать дошло ли послание до адресата и в каком значении. Коммуникация с помощью обратной связи превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику При этом обратная связь может быть выражена не обязательно в той же кодовой системе, что и полученное послание. Главное, чтобы кодовая система была известна новому получателю. Так, очень часто на какую-то фразу мы отвечаем кивком головы. Для руководителя, как и для другого лица, обратная связь может выступать как прямая (непосредственно наблюдаемое изменение поведения) и косвенная (снижение производительности, текучка, прогулы, конфликты и т.п.). И то, и другое могут свидетельствовать как об успехе коммуникации, так и о ее неудачах.
50. Коммуникации в управлении. Коммуникационные сети.
Коммуникация — это обмен информацией между людьми. Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления у менеджера является, находящаяся в его руках, информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации.
Задача формальной структуры: придать информационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Рис.
Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности. Рис.
В сетях типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними. В сетях типа «колесо» представлена централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации: что лицо, находящееся в центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей.