Торгово – хозяйственная характеристика ТКУП «Универмаг Беларусь»
Универмаг «Беларусь» образован в соответствии с приказом Министерства торговли БССР №50 от 3 мая 1978 г. Распоряжением Совета Министров БССР от 2 ноября 1970 г. была утверждена проектная документация на строительство в центре Заводского района г. Минска универмага «Беларусь». 8 июня 1978 г. универмаг начал свою деятельность.
Государственное торговое предприятие «Универмаг Беларусь» создано на основании решения Мингорисполкома от 24.12.1998 №1401 в результате преобразования арендного предприятия. С апреля 2000 г. в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь преобразовано в торговое коммунальное унитарное предприятие «Универмаг Беларусь». В своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и Уставом предприятия.
ТКУП «Универмаг Беларусь» имеет свой зарегистрированный фирменный товарный знак, фирменный блок и другие атрибуты рекламы.
В состав ТКУП «Универмаг Беларусь» входят:
- магазин «Промышленные товары», расположенный на ул. Московская, 1/2, общей площадью 2377 м2, в том числе торговая – 1091 м2.
- магазин «Промтовары», расположенный на ул. Селицкого, 105, общей площадью 570 м2, в том числе торговая – 240 м2.
- магазин «Продовольственные товары», расположенный на ул. Тухачевского, 48, общей площадью 577 м2, в том числе торговая – 240 м2.
ТКУП «Универмаг Беларусь» имеет линейно-функциональную структуру управления. Организационно-управленческая структура включает 13 отделов: коммерческий отдел (торговый), информационный, плановый, организации торговли, юридический, кадровый, капитального строительства, отдел оптовых продаж, отдел закупа, бухгалтерия, производственный, отдел продаж, отдел качества.
Существующая структура управления создает условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. Разработка и принятие управленческих решений в ТКУП «Универмаг Беларусь» в основном осуществляется директором организации единолично. Функциональные структуры ТКУП «Универмаг Беларусь» (подразделения) находятся в подчинении директора.
В непосредственном подчинении директора находятся заместитель директора, заместитель директора по экономике и финансам, главный инженер, главный бухгалтер, заместитель директора по организации торговли и некоторые функциональные главные и ведущие специалисты.
Заместителю директора по торговле подчиняется отдел маркетинга и торговый отдел; заместителю директора по организации торговли – отдел организации общественного питания и отдел организации розничной торговли; заместителю директора по экономике – планово-экономический отдел и информационно-диспетчерская служба. Свои решения они приводят в действие либо через главного руководителя, либо (в пределах своей компетенции) непосредственно.
Для осуществления торгово-экономической деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» располагает необходимой материально-технической базой.
Основные торгово-экономические показатели ТКУП «Универмаг Беларусь» за 2010-2014 гг. характеризуются следующими данными предоставленными в приложении.
ТКУП «Универмаг Беларусь» имеет рост практически по всем показателям деятельности. Прирост общего товарооборота составил в 2014 г. к 2010 г. 105,6%, с 73863 млн. руб. в 2010 г. до 151891 млн. руб. в 2014 г. Прирост розничного товарооборота за период 2010-2014 гг. составил 60658 млн. руб., прирост выручки от реализации товаров и услуг – 105622 млн. руб. или 164,8%. При этом расходы на реализацию товаров, работ, услуг росли меньшими темпами (106,5%), что обеспечило прирост прибыли от реализации на 6952 млн. руб. Возросли показатели эффективности торгово-экономической деятельности. Удельный вес общей прибыли в выручке возрос с 0,26% в 2010г. до 3,79% в 2014 г., а отношение чистой прибыли к товарообороту возросло за тот же период на 4,23 процентного пункта.
ТКУП «Универмаг Беларусь» занимает на рынке торговых услуг г. Минска определенные позиции.
ТКУП «Универмаг Беларусь» работает без выходных дней с 9:00 до 21:00, в воскресенье и праздничные дни – с 10:00 до 19:00 и ежедневно принимает свыше 30 тыс. покупателей. Открытие в 1998 г. станции метро значительно увеличило поток покупателей, расширило контингент посетителей универмага. В настоящее время до торговой организации можно добраться любым видом транспорта. Кроме того, на прилегающей территории находится удобная парковка и стоянка для автомобилей, летнее кафе.
Общая площадь ТКУП «Универмаг Беларусь» составляет 34350 м2, в том числе торговая площадь – 8540 м2, складская – 8600 м2.
Собственное производство ТКУП «Универмаг Беларусь» представленопродукцией в барах, расположенных на 2-м этаже универмага. Это большой ассортимент холодных закусок, основных (вторых) блюд, мучных кулинарных изделий, сладких блюд, булочных и мучных кондитерских изделий, которые пользуются заслуженной популярностью у потребителей. Ежедневно в меню баров включены 32-34 наименования кулинарной продукции и 8-10 наименований булочных и мучных кондитерских изделий.
На 5-м этаже расположена столовая, обслуживающая работников универмага. Ежедневное меню состоит не менее чем из 35-ти наименований продукции собственного производства. В меню представлены 12-14 наименований холодных закусок, 3 наименования первых блюд, 8-10 наименований основных (вторых) блюд, не менее 5-ти наименований сладких блюд.
В продовольственной секции универмага в отделе полуфабрикатов реализуются мясные и мучные полуфабрикаты собственного производства, ежедневный ассортимент которых составляет 32 наименования. Это фирменные колбаски, фарши, полуфабрикаты из мяса птицы, говядины, свинины, голубцы, полуфабрикаты фирменных блинчиков с различными начинками. Кроме того, в продовольственной секции широко представлены хлебобулочные и мучные кондитерские изделия собственного производства, количество наименований которых ежедневно составляет не менее 40. Это большой ассортимент сдобных булочек, пироги, караваи, кексы, печенье, сладости мучные («ушки», конверты слоеные, слойки с различными начинками, сочники с творогом), бисквитные рулеты.
Особое внимание уделяется выпечке диетических и обогащенных хлебов, таких как «Отрубной», «Донской», «Мотыльский».
Определим состояние конкурентной среды розничного рынка торговых услуг с использованием объективных показателей. Объем розничного товарооборота торговых организаций (без индивидуальных предпринимателей) в г. Минске – 15108 млрд. руб.
Товарооборот наиболее крупных торговых организаций:
- гипермаркет «Материк» ООО «Эрнис» (ул. Притыцкого, 101) – 311,8 млрд. руб.;
- гипермаркет «Простор» СЗАО «Простор-Трейд» - 288,2 млрд. руб.;
- ОАО «ГУМ» - 135,8 млрд. руб.
Объем розничного товарооборота ТКУП «Универмаг Беларусь» – 109,6 млрд. руб.
Удельный вес ТКУП «Универмаг Беларусь» на рынке – 0,73%, - доля рынка, занимаемая анализируемой торговой организацией незначительна.
Коэффициент концентрации рынка CR определим исходя из долей рынка 3-х наиболее крупных торговых организаций.
CR = (311,8+288,2+135,8) / 15108 = 0,049
Индекс Гиршмана-Герфиндаля по трем представителям:
НН = (2,062 + 1,912 + 0,902) = 8,7
Так как CR < 45%, а НН < 1000, - это слабая концентрация рынка. Конкурентная среда сильная. Рынок немонополизированный.
Оценка конкурентных преимуществ ТКУП «Универмаг Беларусь» будет проведена по основным её составляющим: качество торгового обслуживания, предлагаемый ассортимент товаров, эффективность использования материальных и финансовых ресурсов.
Оценку конкурентоспособности произведем в сравнении с ОАО «ГУМ» и гипермаркетом «Простор».
Для оценки конкурентоспособности используем метод экспертных оценок.
Сравним уровень подготовки продавцов в организациях торговли (табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Исходные данные для определения уровня подготовки продавцов в организациях торговли
Организации торговли | Оцениваемые показатели | |||||
Отношение к покупателю | Внешний вид | Знание товара | ||||
баллы | коэффициент весомости | баллы | коэффициент весомости | баллы | коэффициент весомости | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ТКУП «Универмаг Беларусь» | 0,45 | 0,35 | 0,20 | |||
Гипермаркет «Простор» | 0,45 | 0,35 | 0,20 | |||
ОАО «ГУМ» | 0,45 | 0,35 | 0,20 |
Уровень подготовки продавцов:
К1 ТКУП «Универмаг Беларусь» = 30 * 0,45 + 45 * 0,35 + 40 * 0,20 = 37,25.
К1 Гипермаркет «Простор» = 40 * 0,45 + 40 * 0,35 + 10 * 0,20 = 34,0.
К1 ОАО «ГУМ» = 25 * 0,45 + 25 * 0,35 + 30 * 0,20 = 26,0.
Уровень подготовки продавцов в ТКУП «Универмаг Беларусь» наиболее высокий, но гипермаркет «Простор» получил лучшую оценку за отношение к покупателям. Улучшение отношения к покупателям в ТКУП «Универмаг Беларусь» путем обучения и стимулирования торгового персонала – резерв повышения конкурентоспособности. Если в магазинах, использующих прогрессивные методы продаж, особую роль в процессе принятия решения о покупке играет реклама, указатели, выкладка и т. д., то при традиционном обслуживании существенна роль продавца. Выявление спроса должно осуществляться с особой тактичностью. При выявлении спроса не следует проводить тактику «навязывания покупок».
Продолжим оценку конкурентоспособности ТКУП «Универмаг Беларусь» по уровню организации торговли. Непосредственно с культурой торговли связаны такие критерии, как затраты времени на покупку, режим работы магазина, состояние торгового зала. Определим уровень качества торговли по этим критериям (табл. 2.2).
Таблица 2.2 - Исходные данные для определения уровня качества организации торговли в конкурирующих организациях
Организации торговли | Оцениваемые показатели | |||||
Время покупки | Режим работы | Состояние магазина | ||||
баллы | коэффициент весомости | баллы | коэффициент весомости | баллы | коэффициент весомости | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ТКУП «Универмаг Беларусь» | 0,40 | 0,20 | 0,40 | |||
Гипермаркет «Простор» | 0,40 | 0,20 | 0,40 | |||
ОАО «ГУМ» | 0,40 | 0,20 | 0,40 |
Уровень качества организации торговли:
К1 ТКУП «Универмаг Беларусь» = 35 * 0,40 + 30 * 0,20 + 25 * 0,40 = 30,0.
К1 Гипермаркет «Простор» = 45 * 0,40 + 30 * 0,20 + 45 * 0,40 = 42,0.
К1ОАО «ГУМ» = 25 * 0,40 + 30 * 0,30 + 20 * 0,40 = 24,0.
Уровень качества организации торговли ТКУП «Универмаг Беларусь» уступает уровню гипермаркет «Простор». Анализируемая торговая организация имеет показатели ниже основного конкурента по затратам времени на покупку (это связано с отсутствием автоматизированных систем считывания цен) и, особенно, по показателю «состояние магазина». Торговые гипермаркета «Простор» лучше оформлены и более удобны для покупателей.
Услуги являются одной из важных составляющих конкурентоспособности ТКУП «Универмаг Беларусь», которое в условиях рыночной конкуренции обязано думать не просто об обслуживании потребителей, а о том, как постоянно расширять круг дополнительных привилегий своим покупателям. Конкурентоспособность все больше определяется способностью радикально обновлять ассортимент товаров и услуг.
По мере обострения конкуренции и роста издержек правомерно повышение интереса к маркетингу услуг: изучению мотивов приобретения услуг, объектов и объемов потребления услуг, мотивов поведения их поставщиков, уровней цен на услуги и т. п.
Определим ассортимент и качество предлагаемых услуг по предложенным критериям (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Исходные данные для определения ассортимента и качества предлагаемых услуг в конкурирующих организациях
Организации торговли | Оцениваемые показатели | |||||
Ассортимент услуг | Качество услуг | Уровень цен | ||||
баллы | коэффициент весомости | баллы | коэффициент весомости | баллы | коэффициент весомости | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ТКУП «Универмаг Беларусь» | 0,4 | 0,3 | 0,3 | |||
Гипермаркет «Простор» | 0,4 | 0,3 | 0,3 | |||
ОАО «ГУМ» | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
Уровень конкурентоспособности по оказанию услуг:
К1 ТКУП «Универмаг Беларусь» = 15 * 0,40 + 20 * 0,30 + 30 * 0,30 = 23,0.
К1 Гипермаркет «Простор» = 20 * 0,40 + 25 * 0,30 + 25 * 0,30 = 25,0.
К1ОАО «ГУМ» = 10 * 0,40 + 15 * 0,30 + 40 * 0,30 = 20,5.
ТКУП «Универмаг Беларусь» по оказанию услуг уступают гипермаркету «Простор» из-за более узкого ассортимента и более низкого качества, но превосходят более низкими ценами на услуги.
Разнообразие ассортимента товаров в ТКУП «Универмаг Беларусь», необходимость учета их особенностей и создание удобств покупателям требуют применения прогрессивных методов продажи.Прогрессивные методы базируются на создании максимальных удобств покупателям в процессе ознакомления и отборки товаров в торговом зале, рациональной организации процесса отпуска товаров и расчетных операций за них. Покупателям ТКУП «Универмаг Беларусь» предоставляется самостоятельность в процессе продажи, они становятся активными участниками этого процесса.
Затраты времени покупателей в магазинах ТКУП «Универмаг Беларусь», использующих прогрессивные методы продажи, сокращаются на 30-50 %, в 1,5-2 раза увеличивается пропускная способность. При рациональной организации торгово-технологического процесса в магазинах ТКУП «Универмаг Беларусь» производительность труда повышается на 15-20 %, улучшается использование материально-технической базы, снижаются издержки обращения на 10-15 %. Социологические исследования показывают, что внедрение самообслуживания позволяет сэкономить в расчете на семью не менее 10 ч в неделю.
Рассмотрим уровень развития прогрессивных методов торговли в сравниваемых торговых организациях (табл. 2.4).
Таблица 2.4 - Уровень развития прогрессивных методов торговли в сравниваемых торговых организациях
Организации торговли | Использование прогрессивных методов торговли | Сумма мест | |||
Объем продаж, % | Выделено площадей, % | ||||
Величина | Место | Величина | Место | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ТКУП «Универмаг Беларусь» | 48,0 | 42,4 | |||
Гипермаркет «Простор» | 54,0 | 48,2 | |||
ОАО «ГУМ» | 49,3 | 41,1 |
По сумме мест впереди – гипермаркет «Простор», там прогрессивные методы продаж используются шире, чем в анализируемой организации.
Одним из основных показателей повышения конкурентоспособности торговой организации является наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров. Результаты экспертной оценки наличия широкого ассортимента представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5 – Широта и глубина ассортимента товаров в магазинах на 01.01.2014
Показатели | ТКУП «Универмаг Беларусь» | Гипермаркет «Простор» | ОАО «ГУМ» |
1 | 2 | 3 | 4 |
Число товарных групп | |||
Количество разновидностей товаров |
Широта ассортимента товаров в магазинах ТКУП «Универмаг Беларусь» уступает гипермаркету «Простор», но по глубине ассортимента анализируемая торговая организация превосходит основного конкурента. Уровень цен во всех конкурирующих торговых организациях примерно равный, так как они имеют одинаковых поставщиков, а на часть продуктов питания розничная наценка ограничена нормативными документами. Сравниваемые организации практически не используют уценки и скидки с цен в своей деятельности.
По совокупности факторов конкурентоспособности ТКУП «Универмаг Беларусь» уступает гипермаркету «Простор», но превосходит ОАО «ГУМ». ТКУП «Универмаг Беларусь» имеет высокий уровень конкурентоспособности, так как для оценки конкурентоспособности были использованы наиболее эффективно работающие торговые организации г. Минска.