Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram)
Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram) –это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей, инструментальное средство в форме рыбной кости для систематического определения причин проблемы и последующего графического представления. Диаграмма причины-следствия разработана в начале 1950-х годов химиком Каорой Исикавой и названа позже его именем. Эта техника первоначально применялась в рамках менеджмента качества для анализа проблем качества и их причин. Сегодня она нашла всемирное распространение и применяется в других проблемных областях. Является одним из инструментов бережливого производства, где используется в групповой работе для поиска проблем и их причины.
Диаграмма Исикавы – один из семи основных инструментов измерения, оценивания, контроля и улучшения качества производственных процессов.
1 – факторы первого порядка (большие кости);
2 – факторы второго порядка (средние кости);
3 – факторы третьего порядка (мелкие кости).
Рис. 2.1. Структура диаграммы Исикавы
При этом методе возможные причины дифференцированно разделяются по своему влиянию на 5 основных причин: человек, машина, методы, материал, окружающая среда. Каждая из этих пяти основных причин может быть в свою очередь разделена на более подробные причины, которые соответственно могут разбиваться на еще более мелкие (см. схему 2).
Рис. 2.2.Принцип метода диаграммы Исикавы
Области применения Диаграммы Исикавы:
¾ Для систематического и полного определения причин возникновения проблемы;
¾ Для анализа и структурирования процессов на предприятии;
¾ Если необходимо визуализировать и оценивать соотношения причинно-следственных связей;
¾ Для обсуждения проблем в рамках групповой (командной) работы при "мозговой атаке".
Преимущества метода:
¾ помогает группе сосредоточиться на содержании проблемы;
¾ хорошая основа для дискуссии по разнообразным причинам проблемы;
¾ позволяет группировать причины в самостоятельные категории;
¾ сосредотачивает группу на поиске причин, а не признаков,
¾ хорошо применим при групповом обсуждении, создает результат коллективного знания;
¾ является легко осваиваемым и применимым.
Недостатками могут быть:
¾ для анализа комплексных проблем является слишком нечетким и объемным;
¾ нельзя представить причинно-следственные связи в соединении друг с другом;
¾ нет охвата причин в их взаимодействии и временной зависимости.