Простые цвета и растровые оттенки

Как уже отмечалось, при печати триадными красками воспроизводятся не все оттенки. Поэтому для более точной передачи какого-либо оттенка применяются так называемые простые (Spot) цвета, полученные путем предварительного простого смешивания красок в смесителе. Существует несколько систем простых цветов, наиболее распространенной из них является система PANTONE, в которой каждая краска имеет свой цифровой код. Выпускаются каталоги простых цветов, помогающие пользователю подобрать нужный оттенок, а затем, воспользовавшись кодом, заказать нужную краску. (Простые цвета воспроизводятся на бумаге с помощью готовых смесевых красок.) Каждый простой цвет репродуцируется с помощью отдельной печатной формы (плашки). Стандартные простые цвета печатаются 100% смесевыми красками методом сплошной заливки. Для создания на их основе более светлых тонов используются так называемые растровые оттенки, которые получаются путем растрирования базового цвета. Так, в частности, печатается золотой или серебряный цвет. При цветоделении пленки с простыми цветами выводят дополнительно к четырем основным. Сами Spot-цвета тоже можно подвергать цветоделению, однако в этом случае они утратят первоначальный вид. В PANTONE-каталогах для каждого Spot-цвета приводится его четырехкрасочное представление, что позволяет определить, как будет выглядеть данный цвет при цветоделении.

Составные цвета

Составные цвета репродуцируются путем совмещения полутоновых растров, созданных для голубой, пурпурной и желтой (CMY) триадных красок. В силу своей полупрозрачности CMY-краски поглощают одни цвета и отражают другие. Например, синие и фиолетовые тона могут быть получены с помощью голубых и пурпурных точек.

Теоретически черный цвет может быть получен в результате смешения 100% голубого, пурпурного и желтого цветов. Однако на практике этот метод никогда не используется по двум причинам. Во-первых, даже самые лучшие типографские краски несовершенны, поэтому сочетание голубой, пурпурной и желтой красок вместо абсолютно черного практически всегда даст грязно-коричневый цвет; во-вторых, нанесение слишком большого количества краски на определенном участке бумаги приводит к его перенасыщению, вызывая заметное снижение качества печати. Для репродуцирования мелких деталей и глубоких теней полиграфисты помимо голубой, пурпурной и желтой триадных красок используют четвертую краску - черную (CMYK).

ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ, ИЛИ КОНВЕРТАЦИЯ RGB - CMYK

Многие оттенки, созданные цветовой системой RGB, не удается передать при печати. Поэтому нередко прекрасные краски рисунка на мониторе после печати оказываются блеклыми. Переход из RGB в CMYK осуществляется через специальные программные фильтры, где учитываются все будущие установки печати (система основных триадных красок, коэффициент растискивания точки, баланс красок, способ генерации черного цвета, а также максимальный уровень краски и другие установки). Чтобы репродуцировать полутоновую цветную иллюстрацию с помощью печатной машины, ее (точнее, содержащую ее страницу) необходимо подвергнуть цветоделению, а затем вывести отдельную фотоформу для каждой триадной краски (голубой, пурпурной, желтой и черной), а также для каждой смесевой краски, использованной в цветовом оформлении данной страницы. Цветоделением называется разложение цветного изображения из режима RGB на четыре составные краски CMYK, которые затем соединяются при печати, образуя многоцветное изображение. Цветоделение - очень сложный процесс, поэтому качество готового изображения во многом зависит от опыта оператора, правильной калибровки всей системы и мастерства печатника. В типографии с полученных фотоформ изготавливаются печатные формы, которые устанавливаются в печатную машину. (Печатные формы для смесевых красок часто называют плашками.)

Технологии UCR и GCR

Введение черной краски в процесс цветного репродуцирования решило проблему создания абсолютно черного цвета, который нельзя было получить простым совмещением 100-процентных триадных красок CMY. Однако в некоторых ситуациях этот метод вызывает другие проблемы, например, избыточное количество краски на определенных участках бумаги. В подобных случаях печатники применяют технологии UCR (under color removal - вычитание цветной краски из-под черной) и GCR (gray component replacement - замена серой компонентой), которые позволяют минимизировать общее количество наносимой на бумагу краски. Технология UCR используется главным образом для придания глубины теням и нейтральным цветам изображения. Смысл технологии GCR состоит в замене нейтральных цветов изображения соответствующими градациями серого цвета. Настройка параметров UCR и GCR для сканированных изображений может быть выполнена с помощью ряда специализированных графических программ, таких как Adobe Photoshop.

Наши рекомендации