Понятие и формирование учетной политики

учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей дея-ти организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей дея-ти организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика формируется исходя из установленных - допущений и требований

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы: организационно-правовая форма организации. отраслевая принадлежность и вид деятельности. масштабы деятельности организации. управленческая структура организации и структура бухгалтерии; финансовая стратегия организации. материальная база. степень развития информ-ой системы в организации, в том числе упр учета; уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Данное Положение распространяется: в части формирования учетной политики — на все организации независимо от организационно-правовых форм; в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Процесс формирования учетной политики организации состоит из следующих последовательных этапов:

- Определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

- выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

-выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

- идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

-отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

- оформление избранной учетной политики.

ВИДЫ ПЛАНОВ. БИЗНЕС-ПЛАН. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТОВ.

Современная технология планирования позволяет использовать БП в качестве основы управления текущей деятельностью и развитием компании. Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес плана (УБП), объединяющего основные элементы стратегического и оперативного планирования.
задачей УБП в целом является фиксирование вектора целей компании или бизнес единицы, а также алгоритмов и ресурсов их достижения. Данный тип бизнес плана более конкретен, по сравнению со стратегическим планом, и позволяет задать четкие цели компании на короткий период (на год), а также подробный алгоритм действий по достижению поставленных целей. УБП позволяет решить и еще одну из задач управления — координацию действий между различными участниками, так как каждый участник играет свою роль, имеет свой круг обязанностей и задач. УБП представляет собой перечень конкретных действий для руководителей, описывает роль, которую каждое подразделение компании или бизнес единицы должно сыграть в процессе достижения поставленных целей. Можно выделить три типа бизнес планов: управленческие бизнес планы — применяются для управления текущей деятельностью и развитием компании; бизнес планы проектов — направлены на планирование и управление проектами, реализуемыми в рамках данной компании; разовые бизнес планы — направлены на принятие отдельных крупных решений, связанных с управлением бизнесом.
Бюджет – это "количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели"

Контроль за исполнением бюджета осуществляется в виде предварительного, текущего и последовательного видов контроля. Цель предварительного контроля- показать эффективность использования ресурсов предприятия при выборе того или иного варианта производства и реализации продукции.

Текущий контроль бюджета осуществляется в ходе его исполнения путем сопоставления плановых показателей с фактическими учетными данными, в процессе которого выявляют отклонения. Выявления отклонений подвергаются анализу,выявляются причины, их вызывающие. Затем либо выявленные причины устраняются, либо производятся корректировкой бюджета.

Текущий контроль может осуществляться двумя путями: В режиме "он-лайн"- при наличии интегрированной компьютерной информационной системы по управленческому учету; С помощью управленческой отчетности.

Последующий контроль является заключительным этапом бюджетного процесса. Он дает целостную информацию о завершении бюджета, предполагает возможность анализа эффективности использования денежных и материальных средств, оптимальности структуры производимой продукции и позволяет более точно рассчитывать последующие бюджеты.

Осуществление всех трех форм контроля на предприятии обеспечивает целесообразное использование ресурсов и способствует значительному повышению финансовых результатов.

Наши рекомендации