В) выявление причин конфликта и его природы (объективной и субъективной)
Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждения, преодоления или конструктивного разрешения конфликта. Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина конфликтов:
- Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства;
- Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека;
- Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения;
- Козер - универсальный источник конфликтов борьбу за ресурсы.
В современной конфликтологии выделяют существование четырех групп причин конфликтов: 1) объективных;
2) организационно-управленческих;
3) социально-психологических;
4) личностных.
Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая - субъективный.
1) Объективные делятся на социальные, политические, экономические и идеологические и иные. Разные авторы выделяют разные факторы:
по Щепаньскому — это:
1) неравенство социальных субъектов (имущественное, экономическое, политическое, национальное, религиозное, статусное и пр.);
2) дезорганизация общества: выход производственных, социальных, экономических, политических, идеологических и прочих процессов за пределы существующих в обществе норм (безработица, инфляция, криминализация, нищета, война, природные и техногенные катастрофы);
по Анцупову и Шипилову —для Р. это проявляется в слабой разработанности и использовании нормативных процедур разрешения социальных противоречий:
- недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
- образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами;
- традиционные для россиян стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.
2) Организационно-управленческие:
- структурно-организационные:
- ошибки в проектировании структуры, изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности;
- проблемы в технической структуре — неодинаковая оснащенность рабочих мест, изматывающий темп работы;
- проблемы во властной структуре - несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответсвен-ти, распределение власти в целом;
- функционально-организационные:
- неоптимальные:
- функциональные связи с внешней средой,
- связи между структурными подразделениями организации,
- взаимозависимость задач,
- неправильное распределение ответственности,
- ограниченность ресурсов, которые нужно делить между работниками,
- неудовлетворительные коммуникации: отсутствие, искаженность или противоречивость информации,
- слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);
- личностно-функциональные:
- неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и другим качествам,
- противоречивость должностных инструкций,
- различие формальных требований к работнику,
- противоречивость требований профессиональных и личных;
- ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).
3) Социально-психологические:
- естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
- конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией (вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную);
- потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин);
- разбалансированное ролевое взаимодействие людей;
- выбор разных способов оценки результатов деятельности (существует 5 способов оценки:
1) сравнение с идеальным положением дел;
2) требование к данной деятельности по нормативам;
3) степень достижения цели деятельности;
4) сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности;
5) сравнение с положением дел в начале деятельности; при этом, оценивая других людей, мы используем способы 1—4, оценивая же себя — 4 и 5);
- разный подход к оценке одних и тех же должных событий (притча о слепых мудрецах и слоне), внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрализации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей);
- концепция депривации Е.Вятра (польск. исслед.): состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения, в частности, работает случай условной депривации, впервые описанный франц. А.деТоквилем в работе «Старый порядок и революция в ХIХ в.»: «Революция может вспыхнуть не тогда, когда массы живут абсолютно хуже, а тогда, когда после этого их жизнь стала несколько легче, и появились необоснованные ожидания быстрого улучшения положения»;
- стремление больше брать, чем отдавать;
- стремление к власти;
- психологическая несовместимость.
4) Личностные:
- субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое);
- к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения;
- низкая конфликтоустойчивость, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-006*page.htm Лигинчук Г.Г. Конфликтология
Объективные причины конфликта многообразны. Их не перечислить. Подчеркнем лишь то, что все эти причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.). К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.
Конфликтное отношение характеризуется доминированием субъективной стороны. Субъективные причины и условия — главнейшая составляющая детерминация конфликта.Сюда относятся самые различные формы проявления и функционирования интересов как осознанных потребностей.
Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуально-псих-ми особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения.
Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся причин такого рода можно отнести:
- естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
- слабую разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
- недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
- образ жизни многих россиян;
- достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений способствующие возникновению конфликтов.
Кроме названных существует ряд объект-х причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. Это заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек... Список этот будет расширяться с изменением матер-х и социальных аспектов нашей жизни.