Эволюция интеллектуального капитала
Современное развитие мировой экономики определяется уровнем научно-технического прогресса. Главную роль при этом играет эффективное использование уникальных по своей природе факторов нематериального характера, таких как: знания, умения, образование, профессиональная квалификация персонала; создание, использование, коммерциализация интеллектуальных ресурсов; развитие информационных и управленческих систем; создание внутрифирменной среды инновационной восприимчивости; отношения с клиентами и т.д., определяющих уровень и степень использования так называемого интеллектуального капитала (ИК).
В макроэкономическом аспекте ИК в процессе экономической глобализации стал главным фактором, определяющим место страны в новейшей экономике. В странах-лидерах глобальной экономики обозначилась стойкая тенденция к замещению товарно-материальных запасов информацией, а основных фондов – знаниями. Стремительное усиление влияния этого фактора на экономическое развитие обусловило появление концепций «интеллектуальная экономика» и «информационное общество». Основными признаками новой экономики являются: надинформативность; нематериальность активов; посттрадиционность формулы ценообразования конечного продукта. Касательно современных субъектов предпринимательской деятельности это означает значительное уменьшение балансовой стоимости к рыночной.
Например, соотношение материальных и нематериальных активов в таких компаниях, как: British Petroleum оценивается как 29:71%, в Coca-Cola – 4:96%. Если рассмотреть фирмы электронной промышленности и производство информационных продуктов, то соотношение рыночной цены и балансовой стоимости в 1997 г. составило: 1,35:1 для «Хьюлет Паккард»; 2,8:1 для «Интел»; 9,5:1 для «Майкрософт»; 10,2:1 – для Raiters; 13:1 для «Фракл», 60:1 – для «Hetscape». Рыночная цена – это произведение цены акции на их количество. Фирма Microsoft на 1.08.2001 г. имела рыночную цену – $ 380 млрд., в то время как собственный капитал составил $ 47,289 млрд., т.е. в 8 раз меньше. Основными факторами, которые образуют такое соотношение, становятся ноу-хау, патенты, авторские права, менеджментарные технологии, деловая репутация, бренд.
Фундаментом и движущей силой становления и развития интеллектуальной экономики является интеллектуальный капитал, главным орудием которого является компьютер. Создание компьютера стало возможным вследствие накопления знаний, раскрытия разных сторон и явлений, которые в совокупности и обусловили его появление. С быстрым распространением применения компьютера большое развитие получили телекоммуникационные средства. Тем самым были созданы материальные предпосылки для преобразования знаний и информации во всеобщий производственный ресурс.
Следовательно, возникновение интеллектуального капитала – это закономерный результат развития науки и технологии, глубокого проникновения их в процесс производства, повышения роли и веса науки, человеческого ума, знаний и информации в развитии общества и его экономики.
1.2.Понятие и структура интеллектуального капитала
В последние годы на фоне стремительного становления новой «интеллектуальной экономики» многие ученые, работающие в данной области, стали перед необходимостью выработки общего определения термина «интеллектуальный капитал». Считается, что впервые этот термин был использован Дж. Гелбрейтом в 1969 г., но с методологических позиций, как научная экономическая категория, начал исследоваться сравнительно недавно, с 90-х годов ХХ ст. Значительный вклад в развитие вопроса по уточнению содержания объекта исследования и выделения его структурных элементов был сделан зарубежными и отечественными учеными и практиками: Л.Эдвинсоном, М. Меллоуном, Т. Стюартом, Т. Фортьоном, П. Саливаном, И. Хирояки, Б. Леонтьевым, Л. Канторовичем, А. Бутник-Сиверским, А.Кендюховым, А.Чухно и др. Поэтому в экономической литературе имеют место множество существенных отличий в ее трактовке.
Первыми, кто сделал попытку систематизировать состав ИК, были шведские ученые Л. Эдвинсон и М. Меллоун. Они выделили в его структуре две категории: «человеческий капитал», как совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей служащих компании, а также моральные ценности компании, культуру труда и общий подход к делу, и «структурный капитал», включающий программные обеспечения, организационную структуру, патенты на изобретения, т.е. все то, что помогает работникам реализовать свой производственный потенциал, а также отношения с клиентами. Считается, что человеческий капитал не является собственностью компании, а структурный капитал может выступать объектом купли-продажи. В интерпретации этих ученых интеллектуальный капитал – это сумма человеческого и структурного капиталов. Такая трактовка ИК по причине отсутствия теоретико-экономического обоснования не позволяет выделить его в виде обобщающей экономической категории. Более удачным считается определение, предложенное Х. Макдональдом: «интеллектуальный капитал – это знания, которые есть у организации и могут быть использованы для получения разных преимуществ перед конкурентами». Здесь уже обозначены контуры ИК как экономической категории, т.е. знания работников компании, обеспечивающие преимущества перед конкурентами, способны порождать новую стоимость. Однако отнесение к ИК только знаний значительно сужает это понятие, оставляя за пределами такие объекты как: клиенты компании, торговые марки, лояльность, структуру управления, информационные системы. Такой ученый как Э. Брукинг считает, что ИК – это «термин для определения нематериальных активов, без которых компания не может существовать». В этом определении за исключением отнесения ИК к нематериальным активам, более никак не раскрывается его категориальная экономическая сущность. Но ученый более взвешенно подходит к раскрытию структуры ИК, совершенно справедливо выделяя интеллектуальную собственность (ИС) как одну из категорий ИК. Интеллектуальная собственность содержит изобретения, полезные модели, торговые марки, компьютерные программы, базы данных и т.д. и является неотъемлемой частью современного производства. Общепризнано, что на ИС, как наиболее весомую составляющую нематериальных активов, приходится все большая доля стоимости компании. Российский исследователь в области ИК Б. Леонтьев выделил в структуре ИК такую категорию как «клиентский капитал» – отношения с потребителями, поставщиками и инвесторами. Вложенные в него деньги и усилия дают позитивные результаты. Над проблемой раскрытия сути и структуры ИК работают многие украинские ученые. Так, П. Кендюхов формулирует определение ИК следующим образом: «Интеллектуальный капитал – это способные создавать новую стоимость интеллектуальные ресурсы предприятия, представленные человеческим и машинным интеллектом, а также интеллектуальными продуктами, созданными им самостоятельно или привлеченными со стороны как средства создания новой стоимости». Анализируя структуру ИК, ученый указывает на необоснованность выделения рядом авторов понятия «структурный капитал». Более точным он считает выделение «инфраструктурного капитала», который содержит интеллектуальные ресурсы, выполняющие вспомогательную функцию в структуре ИК (информационные технологии, сетевые системы связи, управленческие процессы, организационная структура). Очевидно, правильно, что такую составляющую ИК, как «инфраструктурный капитал» видят в системах управления и информационных системах, но вряд ли является удачным их объединение в одну категорию. В конце ХХ ст. мировая цивилизация вступила на путь создания информационного общества, в котором связь и информатика приобретают особое значение (в условиях конвергенции связи и информатики Международный Союз Электросвязи (МСЭ) принял решение о введении единого термина «инфокоммуникации», который в переводе с английского означает «информационно-телекоммуникационный»). В информационном обществе происходит изменение самого понятия «информация» и ее роли в обществе. Она получает статус четвертого после земли, капитала и труда фактора экономического воспроизводства и становится основой всех производственных отношений. Это дает основания выделить в одну из основных категорий ИК «инфокоммуникационный капитал», который включает инфокоммуникационные технологии и услуги. Вложенные в его развитие средства, служат источником усиления интеллектуальных способностей личности, повышая отдачу человеческого капитала, а также способствуют созданию эффективной системы управления инновационными предприятиями в процессе создания нововведений. Вопросы системы управления требуют постоянного исследования и совершенствования. Творческий потенциал предприятия при неквалифицированном подходе может исчезнуть, а при правильном управлении проявить себя в полную силу. В рыночной экономике без организованного и методического применения на предприятии знаний и информации невозможно представить развитие организационной структуры производства, соответствующей современным и перспективным требованиям. Поэтому целесообразным является выделение в структуре ИК такой категории, как «управленческий капитал», который содержит философию управления, корпоративную культуру и деловое сотрудничество, системы подготовки и переподготовки кадров, системы управления интеллектуальной собственностью, системы научных и проектных подразделений, организационную структуру.
Таким образом, в структуре ИК выделены пять категорий: человеческий капитал, инфокоммуникационный капитал, управленческий капитал, интеллектуальная собственность и клиентский капитал.
Следует отметить также что, рассматривая интеллектуальный капитал, не следует ставить в один ряд человеческий интеллект и интеллектуальные продукты, созданные им. Интеллектуальный капитал необходимо отождествлять с человеческим капиталом. Составляющие ИК неоднородны. Несмотря на то, что все они порождены человеческим интеллектом, одни из них существуют в виде знаний, неотделимых от обладающих ими людей, а другие образуют своего рода объективные условия применения этих знаний для повышения конкурентоспособности фирмы. Основное различие между составными частями ИК заключается в том, что если человеческий капитал, будучи в полном смысле неосязаемым фактором, неотделимым и неотчуждаемым от тех кому он принадлежит, и не может быть скопирован или воспроизведен ни в одной другой организации, то инфокоммуникационный, управленческий, клиентский капиталы и интеллектуальная собственность могут быть скопированы, воспроизведены или отчуждены в пользу иной фирмы или даже отдельного человека. В связи с тем, что рыночная стоимость отчуждаемых составляющих ИК с течением времени уменьшается, то повышение рыночной стоимости над восстановительной для всего ИК обеспечивается человеческим капиталом. Другие же элементы ИК могут функционировать только во взаимосвязи с человеческим капиталом, так как непосредственные или опосредованные их носители приводятся в действие знаниями и навыками человека. Поэтому отсутствие или ненадлежащее инвестирование в развитие человеческих ресурсов, нелояльное поведение сотрудников,и их увольнение приводит к обесцениванию интеллектуального капитала фирмы. Относительно концепции ИК имеет место нарушение принципа, известного в теории корпоративных финансов как закон сохранения стоимостей: стоимость целостной единицы равняется сумме стоимостей ее частей. В случае с компонентами ИК этот принцип можно использовать для того, чтобы приписать каждой из его частей некоторую стоимость. Однако для принятия практических решений он ничего не дает. Это обстоятельство очень важно. И чтобы обратить на него внимание принцип сохранения стоимости ИК фирмы можно обозначить следующим образом:
Интеллектуальный капитал = Человеческий капитал · (Инфокоммуникационный капитал + Управленческий капитал + Интеллектуальная собственность + Клиентский капитал).
Тогда становится очевидным, что сведение стоимости человеческого капитала к нулю приводит к нулю стоимость всего интеллектуального капитала фирмы. Структурная схема ИК представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Структурная схема интеллектуального капитала
Ученые выделяют следующие особенности интеллектуального капитала и его отличия от материальных ресурсов:
– по мере использования не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается, что свидетельствует о его неисчерпаемости;
– в соединении с другими ресурсами (техникой, энергией, сырьем и др.) проявляет себя как определяющая движущая сила;
– является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил, в результате чего в постиндустриальном обществе наука выступает опосредованной производительной силой;
– создает материальное производство, уменьшая содержание материальных ресурсов в процессе производства и товарах;
– служит основой нематериальной экономики, которая была и есть первичной, хотя и непризнанной экономической категорией применительно к материальной экономике.
Наиболее удачным считается определение ИК как экономической категории, предложенное известным украинским ученым А.Б. Бутник-Сиверским: «Интеллектуальный капитал – это авансированная интеллектуальная стоимость, которая в процессе своего движения приносит большую стоимость за счет прибавочной стоимости».
Отсюда следует, что базовой функцией ИК, по аналогии со всеобщей экономической категорией «капитал», является создание прибавочной стоимости, а главной его целью – возрастание прибавочной стоимости в процессе кругооборота интеллектуального капитала.
В целом, из вышесказанного следует, что работа над выяснением сути интеллектуального капитала продолжается и в настоящее время. Если слушателей данного курса заинтересовала изложенная проблема, то у них есть возможность выработать собственный взгляд на новое понятие «интеллектуальный капитал», возникшее с развитием постиндустриального периода человеческой цивилизации и ставшего одним из основных источников конкурентных преимуществ современных предприятий.
1.3. Роль инфокоммуникаций в становлении и развитии интеллектуальной экономики
Мировой опыт свидетельствует, что создание и эффективное использование интеллектуального капитала непосредственно связано с информатизацией общества. Понятие «информатизация» определено в Рекомендациях Международного Союза Электросвязи (МСЭ) как «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, органов местного самоуправления, организаций, гражданских объединений на основе формирования информационных ресурсов и их использования». Более точно подмечена суть информатизации украинскими учеными В. Рубаном, О. Чубуковой, В. Некрасовым, считающими, что под информатизацией следует понимать реализацию процессов консолидации естественного и искусственного интеллекта для усиления возможностей достижения целей. А общество информатизации – это общество знаниеориентированного, инновационного развития, главной целью которого является повышение уровня информационной культуры и знаний и их преобразование из потенциала в непосредственный ресурс экономики путем совершенствования усилителей интеллектуальных возможностей людей и машин, овеществления информационных и телекоммуникационных технологий средствами вычислительной техники. Главное внешнее проявление информатизации – это интенсивное насыщение всех сфер жизнедеятельности общества информационными продуктами, инфокоммуникационными технологиями (ИКТ) и услугами. А внутренняя сущность раскрывается под влиянием распространения кардинального результата научно-технической революции ХХ ст. – создания инфокоммуникационных инструментов усиления интеллектуальных возможностей людей и машин, которые, так или иначе, представляют собой инфокоммуникационный капитал предприятия.
Различные инфокоммуникационные компании, способствующие своей деятельностью дальнейшему развитию процесса информатизации в стране, образуют социально-экономическую инфраструктуру информатизации. К ней относятся три основные группы:
1) компании, которые создают новые, совершенствуют действующие, производят, поставляют и обслуживают инфокоммуникационные системы и сети, включая соответствующие программные обеспечения (ПО), аппаратуру, оборудование, а также предоставляют инфокоммуникационные услуги;
2) фирмы, в которых рабочие схемы бизнес-процессов построены на основе принципов и архитектур инфокоммуникационных сетей, где ИКТ применяются в самих процессах, в управлении ними;
3) предприятия, занимающиеся подготовкой молодых специалистов, обучением работников с целью повышения квалификации для всей инфокоммуникационной сферы, консалтинговые, прогнозно-аналитические и другие соответствующие компании.
Инфокоммуникационный сектор сегодня занимает достойное место в экономике любой страны. По данным МСЭ за последние годы ХХ ст. суммарный доход этого сектора составил 5,3% валового мирового продукта. При этом 58% приходится на электросвязь (44% – услуги и 14% – производство оборудования) и 42% – на информатизацию (16% – оборудование, 8% – ПО, 18% – услуги). Т.е. речь идет о предприятиях, вносящих конкретный вклад в становление нового сектора экономики, который создает в ней инфокоммуникационное направление. Этот наукоемкий и инновационный сектор обладает возможностями обеспечения предприятий специфическими, невещественными pecурсами – информацией и знаниями, без которых сегодня невозможно обойтись ни в экономике, ни в повседневной деятельности людей. Известный теоретик постиндустриального общества Д. Белл подчеркивает, что знания «способны быть переданы другим людям лишь с использованием средств связи в определенной систематической форме». Под «определенной систематической формой» ученый подразумевает знания в виде информации, которые в современных условиях стали основным ресурсом социальных трансформаций. Знания в виде информации отделяются от человека-носителя и существуют самостоятельно, в связи с чем, возникают отношения собственности. Они могут продаваться и покупаться, сохраняться, накапливаться, передаваться по наследству, т.е. выступать объектом интеллектуальной собственности. Информация – это знания для других, отчужденные от первоначального живого носителя и, ставшие сообщениями. К ним относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях, в управленческих документах и т.д. Все это и представляет собой информационный ресурс человечества, выступающий производной от информации формой существования знания. Информационный ресурс – это интеллектуальный ресурс, имеющий свои особенности: в отличие от материальных ресурсов, неисчерпаем, так как по мере развития общества и роста потребления знаний его запасы возрастают; по мере использования не исчезает, а сохраняется и увеличивается; не является самостоятельным, т.е. имеет потенциальное значение, т.к., лишь соединяясь с другими ресурсами, проявляет себя как движущая сила; выступает формой прямого включения науки в состав производительных сил; возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части, способствующей возрастанию информационного ресурса; как форма прямого включения науки в состав производительных сил, выступает фактором обеспечения кругооборота знаний в виде информации в замкнутом цикле.
Следовательно, инфокоммуникации играют роль связующего звена между информатизацией и интеллектуализацией общества, так как служат инструментом усиления интеллектуальных способностей личности и обеспечивают кругооборот ИК. Данное обстоятельство выделяет инфокоммуникационный сектор в приоритетное направление развития национальной экономики знаний. А значит, инфокоммуникационный капитал через свои активы выступает в качестве одного из основных элементов формирования и реализации ИК предприятия. Интеллектуальный капитал формируется под влиянием знаний человека. Знания, неотделимые от человека и организации (человеческий капитал), усиленные применением и использованием имеющимися в распоряжении фирмы информационными ресурсами, инфокоммуникационными технологиями и услугами, обеспечивают функционирование знаний, отделимых от людей и организации (инфокоммуникационного, управленческого, клиентского капиталов и интеллектуальной собственности), т.е. интеллектуально-информационной продукции, которая учитывается в балансе фирмы как нематериальные активы. Под влиянием последних создаются и функционируют уже усовершенствованные инструменты усиления интеллектуальных способностей человека (новый инфокоммуникационный капитал), которые, повышая отдачу человеческого капитала, способствуют созданию нового знания, полученного в результате накопления и обработки новой информации, увеличивая тем самым интеллектуальный капитал предприятия.
Таким образом, взаимообусловленное влияние инфокоммуникационного капитала на интеллектуальные способности личности в целях их усиления, в результате которого создается новая информация и новые знания, способствует эффективному формированию и развитию информационного общества и интеллектуально ориентированной экономики.
Среди накопленных результатов интеллектуальной деятельности человека особое место занимает интеллектуальная собственность как многофункциональный инструмент влияния на социально-экономическое развитие общества.
Тема 2.Интеллектуальная собственность как право на результаты творческой деятельности человека
2.1. Понятие интеллектуальной собственности.
2.2. Эволюция интеллектуальной собственности.
2.3. Место и роль интеллектуальной собственности в экономическом и социальном развитии государства.