Оборудование логопедического кабинета
УЧРЕЖДЕНИИ
Общие положения
1) Логопедический пункт является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) любого вида;
2) логопедический пункт открывается органами управления образованием при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий;
3) для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета не более 20 детей с нарушениями речи на 1 ставку);
4) цель деятельности логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста;
5) задачи:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;
- взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия;
6) направления деятельности:
- диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса);
-коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);
- информационно-методическое:
а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции
и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;
б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
в) организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
г) организация и систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями к его оснащению (приложение 1);
д) сбор информации о деятельности логопункта и её анализ (приложение 2);
7) общее руководство и ответственность за деятельность учителя-логопеда несет руководитель ДОУ.
2.Организация логопедическойработы
1) Комплектование логопункта осуществляется на основании
заключений следующего характера:
- ФНР (фонематическое недоразвитие речи);
- ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
- ФФНР (фонетико-фонематическое-недоразвитие речи);
- ОНР (общее недоразвитие речи) I, II, III уровней у детей с различной клинической обусловленностью: дислалией, дизартрией, ринолалией, алалией, афазией;
- заикание;
2) при соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но проживающим в данном микрорайоне;
3) обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости;
4) данные об обследованных на логопункте детях вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации (приложение 3) с целью последующего распределения дошкольников по группам в зависимости от структуры речевого дефекта;
5) на каждого зачисленного на логопункт ребенка заполняется
речевая карта (приложение 4);
6) преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ ДОУ или вызывают появление вторичных нарушений социального характера;
7) группы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) — до 3-5 человек;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) — до 5-6 человек;
- с заиканием — до 5-6 человек;
8) основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от психофизических и возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком); темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журнале логопедических занятий (приложение 5);
9) периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения;
10) периодичность занятий:
- групповое занятие с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) различной клинической обусловленности, проводятся не менее 3-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих ФФНР и ФНР, - не менее 2-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих фонетический дефект — не менее 1-го раза в неделю;
- с группой заикающихся детей — не менее 3-х раз в неделю;
11) выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи;
12) в случае длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза;
13) ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учитель-логопед;
14) распределение рабочего времени учителя-логопеда распределяется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15 % - консультативно-методическая работа, 10 % - работа с документацией;
15) для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;
16) в логопункте ведется следующая документация:
- журнал регистрации (приложение 3);
- журнал учета проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий (приложение 5):
- речевые карты (приложение 4);
- годовой план деятельности логопедов;
- календарно-тематические планы групповых занятий;
- индивидуальные рабочие тетради (приложение 6);
- тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями;
- диагностическая карта динамического наблюдения речевого развития детей (приложение 7);
- аналитическая справка по результатам деятельности за год (приложение 2);
- расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени;
- паспорт логопедического кабинета (приложение 8).
Приложение 1
Оборудование логопедического кабинета
(примерный перечень)
1. Настенное зеркало для логопедических занятий 70х 100 1
2. Зеркала для индивидуальной работы 9x12 8 – 10
3. Логопедические зонды и шпатели индивид.
4. Умывальник взрослый 1
5. Навесная доска 1
6. Шкафы для пособий 2-3
7. Стол канцелярский 1
8. Стулья 6-10
9. Детские столы 4
10. Разрезная азбука настенная
11. Касса букв
12. Песочные часы
13. Секундомер
14. Метроном
15. Магнитофон
16. Видеодвойка (телевизор и видеомагнитофон)
17. Набор аудио- и видеокассет
18. Диапроектор или кодоскоп
19. Компьютер с набором специальных программ
20. Экран
21. Дидактические пособия
22. Настольные игры, игрушки
При оборудовании логопедического кабинета необходимо соблюдать требования СанПиН:
- естественное левостороннее освещение; на расстоянии 1,2 метра над зеркалом должен располагаться светильник на кронштейне;
- умывальник взрослый, около умывальника кафельный «фартук»;
- площадь логопедического кабинета из расчета 4 кв.м. на одного ребёнка;
- мебель должна соответствовать росту ребёнка.
Приложение 2
Аналитическая справка
по результатам деятельности учителя-логопеда
1. Информационная справка
Всего обследовано детей _________
Всего выявлено детей с нарушениями речи _________
Сведения о движении детей | Классификация речевых нарушений | Итого | ||||
ОНР | ФФНР | ФНР | Фонемат. НР | Заикание | ||
Принято на логопункт | ||||||
Выпущено | ||||||
Продолжают занятия | ||||||
Выбыло |
2. Аналитическая информация:
- проблемы, возникшие в ходе работы;
- условия, необходимые для решения проблем;
- динамика речевого развития детей, представленная в графиках, диаграммах;
- приоритетные направления деятельности на следующий год.
Приложение 3
Журнал регистрации
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Возраст ребёнка | Домашний адрес, тел. | Сведения о родителях | Заключение ПМПК | Примечание |
Приложение 4
Речевая карта
1. Ф.И.О. ребенка
2. Дата рождения, возраст на момент обследования
3. Домашний адрес, кем направлен
4. Дата обследования
5. Сведения о родителях:
Мать:
Отец:
6.Речевая среда
7.АНАМНЕЗ:
обший (беременность по счету, характер беременности, течение родов, вес, рост, перенесенные заболевания);
речевой (гуление, лепет, первые слова, фразы)
8.Заключения специалистов: психиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог, стоматолог
9.Состояние общей моторики (двигательная память, переключаемость движений, произвольное отражение, статическая и динамическая координация движений и другое)
10. Состояние произвольной моторики пальцев рук (статическая и динамическая координация движений)
11. Артикуляционный аппарат:
1) строение (губы, зубы, прикус, челюсть, подъязычная уздечка, маленький язычок, нёбо);
2)моторика (двигательная функция губ, челюсти, языка, мягкого нёба);
3) состояние мимической мускулатуры (объем и качество движения мышц лба, глаз, шеи, мимических поз, характеристика символического праксиса).
12.Фонетическая сторона речи:
1) звукопроизношение (изолировано, в слогах, словах, связной речи): смешение звуков, отсутствие звуков, искажение звуков, замена звуков;
2) состояние просодии (характеристика голоса, темпо-ритмической и мелодико-интонационной сторон речи, речевого дыхания).
13. Слоговая структура слова (сокращение, упрощение, уподобление, перестановка слогов, добавление звука)
14. Фонетический слух
15. Фонематическое восприятие
16. Импрессивная сторона речи (понимание номинативной, предикативной и адъективной сторон речи, пространственных наречий, предложений различной сложности, грамматических форм)
17. Словарный запас (обобщение, употребление в речи слов различных частей речи, антонимов, синонимов)
18. Грамматический строй (составление предложений, словоизменение, словообразование, употребление грамматических форм)
19. Связная речь (пересказ, составление рассказа: описательного, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из собственного опыта)
20. Начальные навыки чтения (усвоение букв, чтение слогов, слов, предложений, текста, характер ошибок; дислексические, дисграфические, грамматические)
21. Заключение
22. Рекомендации
23. Индивидуальный маршрут коррекции
24. Мониторинг динамики коррекционного процесса(заполняется не реже 2 раз в месяц)
25. Катамнез
Приложение 5
Журнал учета логопедических занятий
1. Групповые списки детей
2. Календарно-тематическое планирование групповых занятий
3. Учет посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий
№ п/п | Дата Фамилия, имя ребенка | |||||||
Приложение 6
Индивидуальная рабочая тетрадь
Содержит:
1. Схему структуры речевого дефекта.
2. Индивидуальную коррекционную программу.
3. Календарные планы занятий (дата, тема занятия, задачи, продукты практической деятельности детей на занятии).
Приложение 7
Диагностическая карта
динамического наблюдения речевого развития детей
Содержит:
1. Расшифровку кода успешности усвоения навыка:
красный квадрат – постановка звука (звук указывается внутри квадрата)
синий квадрат – автоматизация звука
зеленый квадрат – дифференциация звука
красный круг – развитие фонематического слуха
зеленый круг – формирование навыков звукового анализа
синий треугольник – развитие лексики (активизация словаря)
синий прямоугольник – коррекция грамматического строя речи
синий ромб – развитие связной речи
Заполнение цветом отражает успешность усвоения навыка ребёнком на занятии:
- условный знак, закрашенный наполовину, означает, что навык сформирован недостаточно;
- условный знак, закрашенный полностью, означает, что навык сформирован.
2. Таблица, отражающая динамику развития речи ребёнка.
Ф.И. ребёнка _________________ Дата зачисления на логопункт _______________
Дата занятия | Код успешности усвоения навыка | Резюме |
Резюме отражает характер трудностей, испытываемых ребенком в ходе занятия, и выводы по коррекции индивидуального маршрута речевого развития ребёнка.
Приложение 8
Паспорт логопедического кабинета
1. Титульный лист:
Логопед Ф.И.О. ____________________
ДОУ № _____________
2. Общие сведения о кабинете
Общая площадь _____ длина______ ширина______
Освещенность _________________
Оборудование_________________
3. Сведения о логопеде
Ф.И.О.,_
Образование (что закончил, специальность, квалификация)
Год окончания ____________________ .
Работа в данном учреждении:
стаж________ квалификационная категория
Работа над темой________________ __
Работа по программе_______________
4.Содержание направлений деятельности логопеда
5.Циклограмма деятельности логопеда
6.Список документации
7.Каталог методической литературы кабинета
8. Перечень дидактических пособий и наглядного материала.