Личность информационного общества
В условиях информационного общества появляются новые требования к человеку: его личностным и профессиональным качествам, знаниям и умениям с ними работать, творческим способностям.
Ученые предполагают, что мир стоит на пороге появления человека с новой парадигмой восприятия мира - “Человека Кликающего”, нажимающего на клавишу мыши и получающего доступ в информационное социокультурное пространство, в котором существуют как равноправные и взаимодействуют между собой различные культурные традиции и культурные смыслы.
Человек информационного общества, с одной стороны, управляет информацией и распределением информационных потоков, а с другой стороны, становление его личности и идентичности обусловлено самими информационными технологиями. Он вынужден адаптироваться к новой информационной среде.
Непрерывное нахождение в потоке информации актуализирует для личности проблему ее оценки, отбора, умения обмениваться ею и производить новую информацию. В ситуации перехода к информационному обществу от человека требуется большая гибкость и динамичность в осуществлении коммуникаций, креативность, способность к самоизменению, рефлексии, интерпретации, умение решать задачи открытого типа, что позволит человеку вначале адаптироваться к социуму, а затем успешно интегрироваться в его структуры. Понятие «соответствие» становится одним из ключевых понятий современности. Современные принципы устойчивого развития, включающие в себя экономическую, социальную и экологическую составляющие, требуют от личности соответствия, адекватной реакции на происходящее. Успех в различных областях деятельности зависит от способности быстро адаптироваться к меняющимся социокультурным условиям. Личность современного типа предстает как типичный носитель своей национальной культуры, адаптированный к интеркультурной среде.
Несформированные готовность и способность к постоянному обучению, повышению квалификации, а в случае необходимости - и смене профессии может привести к потере жизненных ориентиров. Ученые отмечают, что акцент смещается с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни» (Акулич М.М.).
В условиях глобализационных процессов в России, как и в странах Европы и США, меняются роль и значение различных социальных структур, институтов, организаций, в том числе - системы образования.Причем, осмысление феномена образования происходит не только на уровне социального института или субъекта образовательной деятельности, а в более широком ракурсе включенности образования в культурологический контекст, в соотнесенности с основополагающими культурными ценностями.
Социокультурным контекстом образования стало информационное глобальное пространство знаний и информации, которое непрерывно меняется. Существовавший ранее «вертикальный» (от поколения к поколению) способ передачи значимой информации сменяется сетевым путем, проявляющимся как «взаимодействие между персонализированными гипертекстами» (М.Кастельс). Гипертекст называют моделью современной культуры. Увеличивается разнообразие способов информационного обмена, появляются новые типы коммуникации, связанные преимущественно с глобальной сетью Интернет. С большой скоростью идет процесс накопления культурной информации на разных носителях и в разных знаковых системах, которые образуют информационное поле – новую социокультурную среду обитания человека, состоящую из текстов, графики, звуковых и аудиальных сообщений.
Непрерывное нахождение в потоке информации актуализирует для личности проблему владения информационной культурой, включающей в себя ряд умений:
1.Осознавать потребность в информации.
2. Определять, каким образом можно восполнить «пробел» в информации:
– благодаря знанию соответствующих видов ресурсов (печатных и цифровых);
– благодаря отбору ресурсов, адекватных стоящей задаче;
– благодаря способности понимать те обстоятельства, которые влияют на доступность источников информации.
3. Конструировать стратегии обнаружения информации:
– четко осознавать, какую информацию следует обнаружить;
– разрабатывать систематические методы, подходящие для удовлетворения этого требования;
– понимать принципы конструирования и создания баз данных;
4. Искать и получать доступ к информации:
– разрабатывать соответствующие техники поиска;
– использовать коммуникативные и информационные технологии, включая международные академические сети;
– использовать соответствующие библиографические и аннотационные службы, индексы цитирования и базы данных;
– использовать методы повышения осведомленности, быть в курсе современных данных;
5. Сравнивать и оценивать информацию, полученную из разных источников:
– понимать, что информация может быть представлена предвзято, осознавать значение научных авторитетов;
– иметь представление о процессе реферирования научных публикаций;
– знать способы извлечения требуемой информации из информационного пространства;
6. Организовывать, применять и передавать информацию различными способами, в соответствии с существующей ситуацией:
– создавать библиографические ссылки;
– создавать личную библиографическую систему;
– применять информацию для решения насущных проблем;
– эффективно передавать информацию с помощью соответствующих посредников;
– знать о проблемах авторских прав и плагиата;
7. Синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.
Этот список следует дополнить умениями коммуникации в информационном пространстве и владением компьютерной грамотностью[1].
Еще в 1972 г. Комиссией Юнеско под руководством бывшего министра образования Франции Эдгара Фора (Edgar Faure) были определены цели, которые следует поставить перед образованием в свете быстрых преобразований, охватывающих общество, в свете требований развития[2]. В докладе Комиссии Фора, опубликованном под названием «Учиться быть», была представлена концепция образования в течение всей жизни и определены четыре «столпа образования»:
1.Учить учиться и пользоваться знаниями, то есть получать образование в течение всей жизни, углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях;
2.Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными си-туациями и работать в команде;
3. Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты), укрепляя плюрализм, взаимо-понимание и мир;
4. Учиться быть, то есть в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью. Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения.
Достичь таких целей образования позволяет компетентностный подход.