Лабораторная работа № 1.1

Информационная инфраструктура предприятия.
Информационная поддержка бизнеса.

Цель: Ознакомиться информационной инфраструктурой предприятия.

Задание 1. Используя глобальную компьютерную сеть Интернет, найти информацию по теме лабораторной работы. Сохранить ссылки на соответствующие сайты.

Задание 2. Проанализировать найденную информацию и вывести на печать фрагменты, раскрывающие суть следующих положений темы:

1. Информация как ключевой стратегический ресурс предприятия.

2. Организация продуктивных коммуникаций на предприятии.

3. Информационно-технологическая архитектура предприятия.

4. Интеграция информационно-технологической архитектуры предприятия и его стратегические бизнес – цели.

5. Цели и принципы построения информационной инфраструктуры предприятия.

6. Архитектура сервисов предприятия, портала предприятия, средств для совместной работы, многоканальный доступ, управление знаниями, бизнес – аналитики, управление основными данными, управление бизнес - процессами, инфраструктурой обмена.

Задание 3. Более подробно (реферативно) изложить материал по одному из вопросов предыдущего задания лабораторной работы (номер вопроса согласовать преподавателем).

Задание 4. Подготовить отчет по результатам выполнения лабораторной работы (титульный лист с номером и темой работы и реквизитами выполнившего и проверяющего работу).

Теоретические основы

Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

1. Интернет.

2. Дистанционное образование.

3. Сетевые СМИ.

4. Реклама, пиар.

5. Формирование информационной инфраструктуры.

В зарубежном пути создания информационной инфраструктуры можно выделить два этапа:

1. Создание ИИ на основе внутренних стандартов.

2. Модернизация ИИ с использованием уже международных стандартов и перевод ИИ из разряда внутренней в разряд международной ИИ как одной из ячеек глобальной ИИ.

Однако опыт показал, что этот путь заключает в себе несколько проблем, которые встают по мере формирования информационной инфраструктуры страны:

Несовместимость большинства информационных систем, созданных различными компаниями, так как они создавались каждая по своему стандарту.

Длительный переход информационных систем на государственный уровень, их приведение в соответствие единым государственным стандартам

Несовместимость государственных стандартов между собой. Это создало проблемы при объединении информационных инфраструктур различных стран. Потребовались огромные финансовые вложения и длительное время на их унификацию. Результатом стало появление международных стандартов ИСО (ISO).

Как видно, основой всех проблем явился индивидуальный подход к формированию информационной инфраструктуры, который впоследствии заменялся всё более общими методами. Очевидно, что причиной этому было отсутствие опыта в создании подобной инфраструктуры, различия во взглядах на её функционал и конкуренция вместо совместного подхода. Говоря о России, как о стране с ещё не сложившейся, но активно развивающейся информационной инфраструктурой, необходимо отметить, что есть реальная возможность учесть опыт зарубежных стран и сократить как финансовые, так и временные затраты на её формирование. В связи с этим оптимистичным выглядит тот факт, что в нашей стране уже внедряется система стандартизации ISO.

Взаимодействия информационной инфраструктуры и потребителей

В социально-политическом проекте «Актуальные проблемы безопасности социума» взаимодействие информационной инфраструктуры и пользователей (потребителей: человека, отдельных групп людей и общества в целом) рассматривают в виде иерархии отдельных слоев:

Слой 1. Пользовательский (потребительский) слой - слой потребителей информационного ресурса с правилами их взаимодействия с информационной структурой.

Слой 2. Функциональный слой с совокупностью услуг, предоставляемых пользователям (потребителям) различными поставщиками информации.

Слой 3. Информационный слой, в котором непосредственно содержится информационный ресурс.

Слой 4. Коммуникационный слой, рассматриваемый как единая информационная магистраль (информационная сеть).

Лабораторная работа № 1.2

Понятие бизнес- процесса. Структура бизнес- процесса торгового предприятия

Цель: Научиться структурировать бизнес- процессы торгового предприятия.

Задание 1. Перечислить и описать бизнес- процессы торгового предприятия по различным направлениям торговой деятельности.

Задание 2. Построить блок- схемы основных бизнес- процессов торгового предприятия по различным направлениям торговой деятельности.

Задание 4. Подготовить отчет по результатам выполнения лабораторной работы (титульный лист с номером и темой работы и реквизитами выполнившего и проверяющего работу).

Методические рекомендации по выполнению работы

Торговая деятельность осуществляется по четырем направлениям:

1. Оптовая торговля.

2. Розничная торговля.

3. Комиссионная торговля.

Основными бизнес-процессами торгового предприятия являются поступление и реализация товаров. Каждый из этих бизнес-процессов состоит из последовательности обязательных процедур, которые помогают вести учет торговой деятельности предприятия:

1. Оформление поступления товаров.

2. Поступление товаров с предварительной оплатой.

3. Учет дополнительных расходов при поступлении товаров.

4. Поступление товара на ответственное хранение.

5. Оформление реализации товаров.

6. Оформление взаимоотношений с новым покупателем.

7. Реализация товаров из текущего остатка по предоплате.

8. Реализация товаров с резервированием под предстоящие закупки товаров.

9. Возврат товаров от покупателя.

10. Реализация товаров при оплате счета частями.

При построении блок- схем основных бизнес- процессов торгового предприятия по различным направлениям торговой деятельности необходимо схематически отразить движение документов в рамках решаемой задачи.

Наши рекомендации