Тенденции развития современного рынка транспортно-логистических услуг
На международном рынке логистических услуг можно выделить ряд характерных тенденций его развития.
1. Активно происходят процессы глобализации логистических компаний за счет слияний и поглощений и консолидации их бизнеса. В результате наблюдается усиление позиций компаний с развитой логистической сетью, представляющих комплекс услуг и широкую географию интернационализации бизнеса.
Мировой рынок логистических услуг на протяжении последних 20 лет устойчиво расширяется, предлагая комплексные функциональные решения от мультимодальных транспортных услуг до дистрибьюторских центров со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовки товарных потоков, управлением дистрибьюторскими каналами, вплоть до контроля дебиторской задолженности. Расширение сферы предоставляемых услуг влечет рост масштабов компаний и, как следствие, - сокращение издержек.
Примеры деятельности крупнейших международных компаний на рынке транспортно-логистических услуг подтверждают тенденцию их географической и ассортиментной диверсификации в регионе Центральной и Восточной Европы (см. таблицу).
Таблица 2. Основные характеристики международных логистических компаний
DB Schenker(Германия) | ||
Краткая характеристика и содержание услуг | Schenker(Шенкер) (в составе корпорации Stinnes Logistics) - ключевая компания в Европе в области транспортировки и дистрибьюции. Основа корпоративной стратегии - построение глобальных логистических сетей. Последние корпоративные приобретения в Скандинавии, Франции и Польше | |
Область деятельности | Австрия, Германия, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения | |
Логистические активы | 36 000 занятых, 405 складских комплексов | |
Информационные системы | Система управления транспортировкой - SWORD, Procars, ILS, система управления складированием - HTS, SAP, SoLINET | |
Предоставляемые транспортно-логистические услуги | Экспедирование морских и воздушных перевозок, таможенное оформление, складирование и дистрибьюция, управление транспортировкой | |
Связи с отраслями промышленности | Микроэлектроника и производство ЭВМ, автомобилестроение, продукты потребления, здравоохранение | |
Ключевые клиенты | BMW, DaimlerChrysler, Subaru, IBM, Intel, Procter & Gamble | |
Panalpina(Швейцария) | ||
Краткая характеристика и содержание услуг | Panalpina(Панальпина) - одна из основных компаний в Европе в области экспедирования грузов (воздушные и морские перевозки), интегрированный логистический провайдер уровня 4PL | |
Область деятельности | Австрия, Германия, Чехия, Венгрия | |
Логистические активы | 12 000 занятых, 300 складских комплексов | |
Информационные системы | SCM systems | |
Предоставляемые транспортно-логистические услуги | Экспедирование морских и воздушных перевозок, управление транспортировкой, складирование и дистрибьюция, услуги в области снабжения нефтью и природным газом | |
Связи с отраслями промышленности | Микроэлектроника и производство ЭВМ, автомобилестроение, нефтяная и газовая промышленность, продукты потребления, текстиль, здравоохранение | |
Ключевые клиенты | Delphi, Hewlett Packard, IBM, Philips Electronics, Robert Bosch | |
Exel PLC(Великобритания) | ||
Краткая характеристика и содержание услуг | Exel - крупнейшая компания мира в области контрактной логистики. Результат слияния английских компаний (Exel's contract logistics и MSAS freight forwarding). Предоставление услуг в области управления цепями поставок, проектирования и управления комплексными интегрированными логистическими системами уровня 3PL | |
Область деятельности | Авcтрия, Германия, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия | |
Логистические активы | 74 000 занятых, 300 складских комплексов, 5923 автотягача, 7544 автоприцепа | |
Информационные системы | Система управления транспортировкой - i2, RedPrairie, G-Log, система управления складированием - Topex, Insight, RedPraire | |
Предоставляемые транспортно-логистические услуги | Складирование и дистрибьюция (контрактная логистика), экспедирование морских и воздушных перевозок, консалтинг в области управления цепями поставок, таможенное оформление, управление транспортировкой, управление доходностью | |
Связи с отраслями промышленности | Микроэлектроника, автомобилестроение, потребительские товары, химическая промышленность, здравоохранение | |
Ключевые клиенты | BP, Compaq, Daewoo, Ford Motor Co., Hewlett Packard, Honda, Intel, Mitsubishi Corp., Motorola, Nissan, Procter & Gamble, Sony | |
Kьhne + Nagel International AG(Швейцария) | ||
Краткая характеристика и содержание услуг | Kuehne & Nagel - крупнейший в мире экспедитор морских перевозок и один из пяти крупнейших мировых экспедиторов авиаперевозок. Контрактное обслуживание производителей фармацевтической и высокотехнологичной продукции | |
Область деятельности | Германия, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия | |
Логистические активы | 19 000 занятых, 50 складских комплексов | |
Информационные системы | Система управления транспортировкой - CIEL 4000, KN Road, i2, система управления складированием - EXCEED | |
Предоставляемые транспортно-логистические услуги | Экспедирование морских и воздушных перевозок, складирование и дистрибьюция, таможенное оформление, управление транспортировкой, управление цепями поставок | |
Связи с отраслями промышленности | Машиностроение, здравоохранение, высокотехнологичные производства, розничная торговля | |
Ключевые клиенты | Dupont, Nortel, Siemens, Memorex, Harman, Dana | |
Как видно из приведенной таблицы, на мировом рынке основными поставщиками услуг являются крупные международные компании, предоставляющие широкий комплекс услуг. Рост масштабов компаний происходит в первую очередь за счет слияний и поглощений.
Примером глобализации логистических компаний может служить опыт формирования, интернационализации деятельности и диверсификации услуг компании DHL - мирового лидера экспресс-доставки и логистики, имеющей богатый опыт работы в области воздушных, наземных, морских перевозок. Сегодня сеть DHL охватывает более 220 стран мира. Компания была основана в Сан-Франциско (США) в 1960-х гг. Создатели компании организовали первую экспресс-доставку по принципу «от двери до двери», зародив новую индустрию и оказав влияние на принципы ведения бизнеса во всем мире (доставка документов для таможенного оформления груза происходила еще до прибытия корабля в порт назначения, что существенно сокращало время оформления грузов и затраты клиентов компании на транспортировку). В дальнейшем компания постоянно расширяла географию обслуживания с Гавайев на Дальний Восток и в страны Тихоокеанского бассейна, открывала офисы в странах Ближнего Востока, Африки и Европы. К 1988 г. география обслуживания DHL была представлена 170 странами [20].
История компании наглядно демонстрирует этапы роста на основе слияний и поглощений. В 2002 г. Deutsche Post World Net приобрела 100% акций компании DHL. В 2003 г. Deutsche Post World Net объединила направления в области экспресс-доставки и логистики под единым брендом DHL. В декабре 2005 г. в Группу компаний Deutsche Post World Net вошла компания Exel, в которой на тот момент работали 11 тыс. высокопрофессиональных сотрудников, а сеть компании охватывала 135 стран. Exel предлагает решения в области транспорта и логистики крупнейшим компаниям [19].
Кроме того, в группу входят ведущие международные компании в области доставки: Deutsche Post Euro Express (на рынке с 1997 г.) - лидер экспресс-доставки посылок в Европе; Danzas (основана в 1815 г.) - лидер в области доставки тяжелых грузов воздушным путем (и второе место по доставке фрахта морскими путями); Air Express International - крупнейшая компания на рынке США по доставке фрахта воздушным транспортом (вошла в состав группы Danzas в 2001 г.) [19].
В настоящее время Группа компаний Deutsche Post DHL (DP DHL) - мировой лидер в области логистики. В 2009 г. бренд компании DHL впервые вошел в число 100 лучших брендов в мире и занял 54-ю строчку в рейтинге [20].
2. Следующей важнейшей характеристикой современного рынка логистических услуг является возрастание роли информационных технологий в деятельности компаний (см. таблицу), в частности надежных телекоммуникационных систем и программного обеспечения, автоматизации звеньев логистической цепочки.
Так, компания DHL значительное внимание уделяет развитию информационных технологий. В компании используется сеть DHLNet, которая является одной из самых крупных частных сетей в мире. Это высокоскоростная информационная сеть TCP/IP, которая объединяет компьютеры офисов DHL более чем в 200 странах мира и, в частности, позволяет клиентам получать оперативную информацию о статусе отправки. На общемировом уровне основу сети DHLNet составляют три центра, расположенных в Европе (Лондон), Азиатско-Тихоокеанском регионе (Куала-Лумпур) и США (Скотдейл, штат Аризона). Они соединены между собой высокоскоростными каналами связи, благодаря чему можно оперативно отслеживать все этапы доставки. В DHL проконтролировать свой груз можно даже при помощи SMS или функции WAP мобильного телефона. Для каждого отдельно взятого груза создается индивидуальный маршрут в режиме он-лайн [19].
3. Формирование фирменных логистических сетей и международных центров логистики (МЦЛ) - еще одна характерная тенденция рынка логистических услуг. Такие центры создаются крупнейшими корпорациями для повышения эффективности логистических функций. Например, за последние годы крупными производителями высокотехнологической продукции, такими как DEC (Digital Equipment Corporation-корпорация цифрового оборудования - США) и Sony (Япония), создан ряд МЦЛ. Создавая свой центр, DEC исходила из того, что прямая поставка зарубежным клиентам с отдельных предприятий вызывала нерегулярность отгрузок, относительно высокие расходы по распределению и ошибки в документации вследствие недостатка информации и знаний. Все это замедляло поставки и вызывало задержки на таможнях принимающих стран. В настоящее время DEC использует свой МЦЛ, находящийся на северо-востоке США, для управления распределением экспортных товаров. Здесь сконцентрирован высококвалифицированный персонал, подготавливающий экспортную документацию, контролирующий транзит и осуществляющий слежение за грузом. В компании Sony МЦЛ занимают центральное место в системе распределения. Каждый региональный рынок, такой как Северная Европа или Западное побережье США, обслуживается местным МЦЛ. Однако, учитывая рассредоточенную производственную базу, МЦЛ Sony функционируют также как центры комплектации и сборки, что позволяет добиваться благоприятных фрахтовых ставок. В результате задержки отправок сократились на 50%, значительных величин достигла экономия транспортных расходов и расходов на рабочую силу [15].
4. Несмотря на высокую степень эффективности внутрифирменных логистических цепочек, важнейшей тенденцией на рынке логистики становится аутсорсинг услуг, получивший в зарубежной практике название «контрактная логистика». Привлечение услуг извне дает максимальную гибкость, поскольку позволяет получить почти немедленный доступ к новым рынкам и предложить клиентам индивидуальное обслуживание. По оценке Cap Gemini Ernst & Young, к 2008 г. североамериканские компании передали на аутсорсинг в среднем 56% своих логистических бюджетов, а западноевропейские и азиатско-тихоокеанские - 81 и 60% соответственно [24].
5. Возрастает роль маркетинговых стратегий в конкурентной борьбе логистических компаний на международном рынке. В маркетинговых стратегиях крупных логистических компаний преобладают ориентация на создание положительного имиджа компании и индивидуальные потребности клиента, использование так называемого клиентоориентированного маркетинга (комплекса коммуникационных инструментов, направленных на формирование клиентской базы и удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов).
Так, в работе с клиентами американской компании DHL существует дифференцированный подход к потребностям клиентов. Упор сделан на использование товарных (диверсификация рынков, адаптация к локальным рынкам, работа с целевыми группами) и коммуникационных стратегий (директ-маркетинг, различные виды рекламы, работа с общественностью). Компания анализирует особенности среды местных рынков, создавая положительный и хорошо узнаваемый образ фирмы, исследует уровень удовлетворенности клиентов при использовании услуг компании.
Таким образом, важнейшие конкурентные преимущества компаний на мировом рынке логистических услуг определяются основными тенденциями его развития.