Управление как система общения с различными аудиториями
Управление – это система общения по вертикали и горизонтали, то есть менеджеру необходимо уметь выстраивать коммуникацию как с людьми одного с собой уровня в иерархии организации, так и с подчиненными, и с вышестоящими коллегами. Кроме того, для эффективного управления и возможностей профессионального роста следует освоить общение с большими группами людей, которое зачастую осуществляется с помощью посредников: журналистов, пресс-секретарей и имеющихся у них в наличии технических средств.
В какой бы сфере ни происходило общение, главной единицей общения всегда остается текст. Следовательно, необходимо уметь создавать тексты, в частности тексты выступлений, направленные на различные аудитории и решающие различные задачи. Как могут «работать» эти тексты?
· Они могут нести информацию. Люди должны понимать, о чем именно идет речь, какие проблемы становятся объектом обсуждения и как их следует решать.
· Они могут контролировать. Тексты помогают мобилизовать людей к определенному действию и управлять процессом.
· Они могут расставлять все по местам. Успешный менеджер создает собственную «языковую реальность» и вкладывает в слова нужный ему смысл. Он обозначает свое место и места окружающих в рамках существующей системы.
Каждая в отдельности и все вместе указанные выше функции отражают главную особенность управленческой коммуникации – она направлена на воздействие. Воздействие интеллектуальное, эмоциональное и волевое.
По результативности выделяются три типа речевого воздействия:
1. изменения отношения субъекта к объекту;
2. формирование общего эмоционального настроя, мироощущения реципиента воздействия;
3. перестройка категориальной структуры индивидуального сознания, введение в нее новых категорий, проявляющихся в классификации, формах упорядочивания объектов, событий окружающей предметной и социальной действительности (Петренко, 1990:19-26).
Язык как эффективное средство внедрения в сознание адресата концептуальных конструкций и как орудие управления рассматривается в различных направлениях гуманитарных наук – психолингвистики, социолингвистики семиотики (см., например, Быкова: 2000; Горина:2004, Паршин:2000 и др). Речь рассматривается как действие в русле одного из направлений лингвистики – прагматики. Язык в этом случае считается, прежде всего, инструментом социального взаимодействия, а компетенция в плане использования языка связывается с ее коммуникативной составляющей и определяется как способность выполнять социальное взаимодействие.
Изучение коммуникативных целей говорящего и способов их достижения происходит в разделе прагматики - теории речевых актов, которая связала речь с социальной активностью людей. В конце ХХ века эта теория развивалась в контексте исследований логиков, философов, лингвистов и психологов.
В речевом акте отображаются отношения между участниками коммуникации, обуславливающие, в частности, социальный аспект общения. К семантическим категориям, ориентированным на адресата, принято относить а) информативность, поскольку основная цель высказывания – сообщить информацию адресату; б) экспрессивность (она ориентирована на адресата, так как имеет целью заинтересовать его, оказать на него воздействие, произвести впечатление); в) прозрачность (степень ясности речи для реципиента). Речевой акт представляет собой отсылку к типовому коммуникативному поведению. Изучение смысла высказывания с позиции теории речевых актов дает возможность учесть факторы построения речи, связанные, в частности, со сферой адресата: его установками, характерными признаками личности.
Типовая коммуникация, рассматриваемая в русле прагмалингвистики, связана с различными аспектами жизни людей. Рассматривая прагматический аспект социального статуса человека, В. И. Карасик делает обзор классификаций аудиторий, существующих в лингвистической литературе (преимущественно англоязычной и сделанных на основе исследований американского общества (Карасик:2002:137-143)). Применимым для современного российского информационного пространства представляется учет типов адресата по признаку их общественного веса. Можно выделить по этому признаку три типа адресата:
1) «неграмотные», умеющие читать и писать, но не принимающие активного участия в общественной жизни, некритические, настроенные на развлечение;
2) «прагматики», наиболее активная часть населения, участвующая в общественной жизни – преимущественно представители среднего класса, не интересующиеся абстрактными идеями;
3) «интеллектуалы», которых интересуют в первую очередь философские, эстетические, научные проблемы – весьма критично настроенные люди, антидемократичные (презирающие массу) по своей базисной ориентации, хотя в этом не признающиеся.
В основу следующей классификации целевых аудиторий публичного дискурса (но уже на российской политической жизни) положен способ общения и аргументации, привычный для адресата. Этот способ общения непосредственно связан с теми представлениями об окружающей действительности, которые определяются социальными и психологическими характеристиками адресата:
· Акционально-прагматический. Ключевыми словами являются дело, делать, строить, спасать. Апеллирует к деятельности.
· Рационально-идеалистический. Ключевые слова – критика, честный, бесчестный, понять. Апеллирует к разуму и идеалу.
· Провокационно-эмоциональный. Широкий выбор ключевых экспрессивных выражений. Апеллирует к эмоциям.
· Ностальгическо-имперский («Вставай, страна огромная!). Апеллирует к чувству патриотизма, гордости за былую мощь,к ностальгическим настроениям адресата.
· Иррационально-романтический. Ключевые слова – духовность, вера, православие, покаяние. Апеллирует к духовным архетипам культуры.
· Цинично-прагматичный. Апеллирует к деляческой хватке, к цинично-приземленному взгляду на жизнь.
· Реально-констатирующий. Ключевые слова – обнищание, коррупция, ограбили, казнокрадство, падение и т.д. Апеллирует к трезвой оценке результатов российских реформ.» (Убийко В.И., 2000: 102).
К числу новых исследований в сфере отражения в языке вообще и в тексте, в частности, личности не только как лингвистического, но и социального феномена относится рассмотрение некоторых модельных типов, которым подражают либо которым противопославлены представители той же самой культуры.
В сборнике научных трудов «Аксиологическая лингвистика» (2005) используется термин «лингвокультурный типаж» и в ряде статей рассмотрены такие типажи, связанные с различными культурами («русский интеллигент», «английский аристократ», «франзузский буржуа», «русский дворянин», «американский ковбой» и многие другие). Концепт, содержащийся в данном абстрактном образовании, позволяет в исследовательском отношении типизировать некоторые общности в социуме. Данная типизация и схематизация необходима всем участникам информационного рынка для эффективной деятельности в нем.
Тип аудитории влияет не только на способ общения, но и на выбор темы для обсуждения, интерпретацию событий и тип аргументации.
Какие бы классификации типов аудиторий не разрабатывались в современной российской гуманитарной науке, Общество сегодня рассматривается как совокупность «аналитических планов или проекций единого человеческого мира» (Ильин, 1997:157). При этом, трудно не согласиться с мнением М.В. Ильина, считающего, что, прежде всего язык и речь, как наиболее приближенные к социентальному плану этих общностей, создают и проявляют интеграцию людей в обществе, основания этой интеграции. Иными словами, именно с помощью языка можно выявить «свой круг», свой тип общности.
Данные лингвистики, изучающей тексты современной коммуникации, в частности, тексты современных СМИ, становятся все более значимы для политологов, так как для выявления существующих в данном обществе группировок важнее выявить то, как люди отвечают на вопросы, чем что они отвечают, очень важно понять, в каком контексте представители разных аудиторий используют те или иные слова политической лексики, и какой смысл они вкладывают в эти понятия.
И в самом деле, часто употребляемое понятие «реальность» является уже не онтологической реальностью, а только тем, что человек может выразить через язык: существующие и несуществующие объекты, понятия и представления. При этом понятия «рынок», «справедливость», «наш образ жизни», даже словосочетание «русские люди» наполняются разными смыслами, скажем, для читателей газет «Завтра» и «Коммерсант». Эти смыслы зависят как раз от той аудитории, для которой предназначен текст. Так, например, рекламный выпуск «Коммерсанта» в сентябре 1992 года провозглашает:
«Аудитория «Коммерсант –Daily» образует верхушку пирамиды, называемой «новым классом». Этих людей в России отличает высокий уровень доходов, интенсивная работа, вера в успех, позитивное мышление. Они сами строят свою жизнь, не надеясь на поддержку государства или счастливый случай», поэтому для такой аудитории, как упоминается в статье про ценовые категории аэропланов и вертолетов, покупаемых в личное пользование
Купить и даже подарить летательный аппарат стало легче, чем посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка («Коммерсантъ Деньги»,№24, июнь 2004, с.44).
Основное содержание языковой модели мира покрывает содержание концептуальной модели.
Для этого «своего круга», «своей аудитории» (будь эта аудитория в данный момент электоратом политика или подчиненными руководителя организации) необходимо производить особый отбор событий и выбирать соответствующий ей способ аргументации.
Особый отбор событий – фактов биографии - характерен и для такого жанра PR- текста в сфере политической коммуникации как биография кандидата, выдвигающегося на какой-либо выборный пост. При всей разнице в биографических данных и этапах жизненного пути различных лидеров, можно обнаружить определенный набор приемов и стандартов, используемых при написании биографий. Этот набор приемов в первую очередь связан с той аудиторией, на которую текст направлен. Конечно, уложить человеческую индивидуальность в схемы и формулы оптимальной модели коммуникации очень сложно, но и здесь можно найти соответствующую логику. Логика создания «легенды» - логика отбора жизненных событий и акцент «работающих» на определенный образ деталей - обусловлена образом той части аудитории, которая принимает решение о выборе данной персоны на пост. Схематично это можно представить так: образ «простого парня» требует выделения одних фактов биографии и подбора определенных ключевых слов и грамматических конструкций, образ «интеллигента» - других. Образ аудитории, к которой обращен текст, диктует и тему для постоянно повторяющегося рассказа о себе в текстах интервью или PR-текстах. Свою «легенду» вольно или невольно преподносят общественности многие люди публичных профессий: актеры и спортсмены, журналисты и модели. Ориентируясь на веру в национальный стереотип Америки - «американскую мечту» - многие публичные люди в этой стране выстраивают тексты собственной биографии как тернистый путь преодоления трудностей, нищеты, собственных комплексов, путь к славе и богатству (разумеется, в различных их масштабах).
В текстах такого рода, написанных или обработанных профессионалами, адресат довольно четко обозначен.
Особый интерес с точки зрения образа адресата представляют «женские» и «мужские» тексты. Речь идет о текстах, предназначенных для женщин или мужчин.
Адресат следующего текста – автобиографии кандидата в депутаты Областного Законодательного собрания Новгородской области (выборы II созыва) – женщина пожилого возраста среднего достатка: