Основные этапы подготовки публичного выступления
Есть много профессий (политик, преподаватель, журналист, менеджер), требующих от человека навыков публичного выступления. Но даже если ораторские умения и не востребованы профессиональной деятельностью напрямую, умение говорить публично будет полезно любому из нас в определенных жизненных ситуациях: на торжествах, на собраниях, во время публичной защиты научной работы (дипломного проекта, диссертации) и т. д.
Безусловно, ораторскому мастерству нужно долго учиться, причём для этого потребуется не только знание теоретических основ риторики, но и богатая практика публичных выступлений. Однако некоторые правила и рекомендации можно изложить в сжатом виде.
1. Начинающему оратору нужно очень серьезно готовиться к публичной речи. Именно в этом залог успеха у публики (экспромты могут позволить себе только опытные ораторы).
С чего же следует начинать подготовку?
Начальный этап называют в риторике изобретением речи. Здесь продумывается основная тема речи, важнейшие идеи, которые будут воплощены в тексте выступления. Тему (предмет высказывания) обычно формулируют словом, словосочетанием или фразой. Затем выделяют отдельные подтемы, подпункты, которые могут стать элементами плана. На начальном этапе планируются цели и задачи речи, а также её прогнозируемый результат.
При «рождении» идей важен творческий подход, оригинальность замысла. При этом не следует забывать, что, с одной стороны, выбранная тема должна соответствовать аудитории, адресату. С другой стороны, она должна быть интересна и самому оратору: только увлекшись темой, он сможет увлечь (и даже зажечь) аудиторию. Следует учитывать и коммуникативную ситуацию, составляющие которой подробно охарактеризованы в лекции № 6, § 6.3).
2. Затем будущий оратор обращается к подбору необходимого материала из разных источников (их краткая характеристика представлена на рис. 9.1.
ИСТОЧНИКИ ПОДГОТОВКИ | ||||
Непосредственный опыт -собственные вос-поминания, целенаправленные наблюдения, дневники, участие в экспериментах, экспедициях, социальных программах, воображение, интуиция | Опосредованный опыт -знания, полученные в процессе обучения; печатные издания, СМИ, музеи, выставки, информационные системы и др. | |||
Рис. 9.1. Источники подготовки публичного выступления
Чему отдать предпочтение? Каждый из источников имеет свои преимущества.
Непосредственный опыт ценнее из-за того, что он более актуален, пережит автором, окрашен его эмоциями, Зато опосредованный опыт объективнее: он проверен логическими методами и практикой, признан многими людьми. Именно поэтому при создании текста следует придерживаться разумного соотношения собственного и заимствованного материала.
В любом случае информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована и логически оформлена таким образом, чтобы ее было удобно не только излагать выступающему, но и воспринимать слушателям.
3. Следующий этап подготовки в риторике называется расположение речи.
Под расположением подразумевается композиция текста, порядок расположения материала, соотношение частей выступления. Конечно, композиционное решение может варьироваться в зависимости от тематики, целей и задач речи, особенностей аудитории, однако существуют определенные принципы расположения материала, которые считаются наиболее оптимальными в речевой практике.
Например, традиционно используется трехчастная композиция: вступление, основная часть, заключение. При продумывании устного выступления следует учитывать закономерности человеческого внимания и памяти. Так, психологам известен «закон края», согласно которому лучше всего запоминается начало и конец речи, поэтому эти элементы нужно прорабатывать особенно тщательно.
Во вступительной части следует различать зачин и собственно вступление. Зачин, апеллируя непосредственно к слушателю, призван правильно организовать восприятие аудиторией оратора и его речи, поэтому начало должно быть эмоциональным, увлекательным и в то же время лаконичным. Само же вступлениеподсказывается прежде всего содержанием текста и особенностями адресата. Оба эти композиционных элемента неразрывно связаны с остальными структурными частями текста как содержательно, так и стилистически.
Не менее важной частью является и заключение. Это логическое завершение речи – то, с чем слушатель уходит из аудитории. Здесь следует разграничивать заключение, вытекающее из содержания (обобщения, выводы и пр.), и концовку, которая призвана активизировать сенсорное восприятие слушателя (призывы и побуждения, комплименты и др.). Убедительная и яркая концовка прекрасно запоминается, оставляет хорошее впечатление на аудиторию (и наоборот), поэтому часто конец перекликается с началом.
Различие между основными элементами публичного выступления и его основной частью представлены в табл. 9.5.
Таблица 9.5
Композиционные элементы текста публичного выступления
Основные этапы. Их роль | Используемые приемы | Варианты отдельных частей | |
Зачин • Помогает установить контакт с аудиторией • Привлекает внимание слушателей к теме предстоящего разговора • Заинтересовывает слушателей, настраивая на восприятие речи | Обращение | Уважаемый господин председатель! Уважаемые члены комиссии! Господа! | |
Приветствие | Добрый день, уважаемые коллеги! | ||
Апелляция к объективным факторам (месту, погоде, времени и др.) | |||
Я полагаю, все вчера слышали… | |||
Апелляция к речи или личности предыдущего оратора | |||
Как уже было сказано… | |||
Апелляция к собственной персоне: своему опыту, своим чувствам | |||
Юмористическое замечание, анекдот, прецедентный текст | |||
Неожиданный вопрос к аудитории или вопросно-ответный ход | |||
Вступление • Излагается цель речи • Обосновывается постановка проблемы • Представлена тема речи и направление её развития • Даётся обзор главных пунктов выступления | Изложение истории вопроса Обоснование актуальности темы Обращение к историческому эпизоду, цитирование, в том числе парадоксальное Обращение непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, здоровья и др. | ||
Основная часть • Последовательно представлены и разъяснены выдвинутые положения • Доказывается их справедливость • Слушателей подводят к нужным выводам | Выдвижение тезисов и их обоснование Выявление причинно-следственных связей Апелляция к известным источникам, свидетельство, цитирование Изложение фактов, примеров, статистических данных Моделирование парадоксальной ситуации, «провокация» Краткое отступление от темы Сравнение, сопоставление всех «за» и «против» Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления | ||
Заключение • Суммируется сказанное выше • Делаются выводы • Определяются возможности дальнейшего развития основных идей | Подытоживающее повторение, где содержится обобщение сказанного и выводы Интригующий финал, где не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод Развязка сюжета (в повествовании) Нравственная мысль | ||
Концовка • Усиливает эффект от выступления • Повышает интерес к предмету речи (в информативной речи) • Призывает к действиям (в убеждающей речи) | Призывы и побуждения | Так давайте же… Пусть будет… Я взываю к вашим лучшим чувствам | |
Обращение к аудитории со словами благодарности или комплиментом | Благодарю за внимание Мне было очень приятно работать с вашей аудиторией | ||
► Следуя заявленной выше композиционной структуре, используя представленные в таблице приемы, рекомендуемые клише, составьте свой текст публичного выступления на одну из следующих тем:
«Эта вечная проблема отцов и детей», «Почему не любят отличников», «Все мы родом из детства», «Незабываемое путешествие».
9.5. Логические основы речи. Аргументация
Несмотря на всю значимость начала и концовки речи, ее основное содержание, в том числе и вся аргументация, всё же содержится в основной части. Пути раскрытия темы могут быть различны, поскольку зависят от целей и задач дискурса(текста, рассматриваемого в совокупности с нелингвистическими факторами, в первую очередь, коммуникативной ситуацией). Но в любом случае изложение материала должно быть последовательным и логичным. Структурная организация, используемые примеры – все должно «работать на идею», соответствовать намерениям оратора. В устной речи не следует прибегать к суждениям сложным и громоздким, не стоит злоупотреблять повторами (сказанное касается и повторения отдельных фраз и перефразированных, но близких по смыслу суждений). Важно также заранее продумать переходы от одной части к другой, используя, например, метатекстовые средства (наиболее употребительные из них названы в прил. 5). Приводя в обоснование своего мнения аргументы, целесообразнее располагать их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала (согласно принципу усиления).
Итак, именно в основной части публичной речи излагаются доводы, аргументы, на основании которых строится процесс убеждения слушателя. В логике и риторике существуют специальные термины для описания этого процесса. Утверждаемая оформленная мысль называется тезисом. Однако выдвинутый тезис нуждается в доказательстве, а доказательство требует использования системы аргументов, которые могут быть выстроены в тексте различными способами. Сам процесс построения доказательства называется аргументацией.
Различают два вида аргументов:
· рациональный аргумент, воздействующим на разум, логику слушателей;
· иррациональный (психологический) аргумент, взывающий к чувствам и эмоциям.
Хотя психологические аргументы и не являются аргументами в строгом значении этого слова, однако в публичной речи они играют очень важную роль. Почему? Наверное, большинство из нас согласится с тем, что в реальной жизни человек зачастую принимает решения, опираясь не на строгое доказательство, а на устоявшиеся мнения, собственные эмоции и т. п.
Рассмотрим разновидности аргументов подробнее. В таблицах 9.6 и 9.7 представлены примеры аргументов, которые могут быть использованы при разработке публичного выступления на тему «Эвтаназия: грех или благо?»
Таблица 9.6