Метод систематизированной интеграции элементов решения

Понятие и область применения

По­скольку отдельный работник обычно не в состоянии дать идеи для решения всех аспектов проблемы, имеет смысл интегрировать сильные стороны многих работников. Метод основывается на использовании творческого потенциала работников, здесь объединяются преимущества индивидуальной и групповой работы.

Основная область применения метода — сложные проблемные ситуации, решение которых должно быть инновативным и групповым. Синергические эффекты проявляются здесь прежде всего в случае, когда для принятия сложного решения необходимо принять множество отдельных решений, и в случае, когда проблема имеет мало рациональных решений, что обусловливает высокую роль качества каждого отдельного решения.

Концептуальный подход

Метод реализуется в рамках совещания, в котором участвуют, как правило, от 5 до 7 человек. Совещание обычно продолжается примерно полдня. Для наглядности применяются проекторы и специальные доски.

Метод реализуется в такой последовательности:

• каждый участник в течение примерно 20 мин. индивидуально разрабатывает возможное решение;

• для приведения решений участников в наглядную форму доска делится на части:

индивидуальное решение участников; особенно удачно при решении...; интегрированное решение;

• затем (в любой последовательности) первый участник разъясняет свое решение и заносит его на первую часть доски;

• прочие участники обсуждают предложение и отмечают его сильные стороны на второй части доски;

• затем то же происходит со вторым участником;

• после этого группа пытается скомбинировать положительные стороны обоих предложений и развить интегрированное решение, объединяющее преимущества. Если это удалось, решение фиксируется на третьей части доски. Если нет, оба предложения остаются, пока их не удастся скомбинировать с последующими;

В завершение группа пытается найти дополнительные идеи, произвольно комбинируя предложения, не нашедшие применения в интегрированных решениях.

Общая характеристика

Существенное преимущество метода заключается в том, что в результате его при­менения формируются сложные решения проблемы с более высоким уровнем зрелости, чем в случае применения чисто групповых методов. Позитивное ощущение успеха обеспечивается тем, что все предложения обсуждаются с позитивно-конструктивной точки зрения, и, как правило, хотя бы частично становятся эле­ментом общего решения. Следует отметить, что важной предпосылкой успешного применения метода является наличие у участников способности к групповой работе и наличие опытного ведущего.

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» является одним из наиболее часто используемых методов стимулирования творческих про­цессов. Это специальная форма группового взаимодействия, в рамках которой происходит поиск новых идей. Основной принцип метода заключается в спонтанном развитии и переплетении возникающих идей в соответствии с опре­деленными правилами для выявления непознанных до сих пор возможностей решения проблемы.

Метод «мозгового штурма» был предложен в 40-х годах американским консуль­тантом в области рекламы Алексом Осборном.

«Мозговой штурм» применяется прежде всего там, где требуется выработка новых концепций, где не применим логический, рутинный подход. Он позволяет избавиться от стереотипов в решении проблем, получить максимум идей за короткий интервал времени.

Концепция метода

Метод имеет следующие признаки:

· обсуждение проблемы проходит в группе, состоящей из 6—15 участников, если меньше 6 чувствуется недостаток людей и соответственно нехватка идей, в больших группах идеи выдаются быстро и участники не в состоянии переваривать их;

· участники заняты в разных сферах деятельности;

· предпочтительным является иерархическая однородность группы (при уча­стии как сотрудников, так и руководителей возможна скованность и зат­руднения в обмене идеями);

· проблема должна быть заранее четко поставлена и цель точно определена;

· необходим опытный ведущий;

· все мысли и идеи необходимо протоколировать; проведение совещания и протоколирование могут проводиться одним че­ловеком.

· продолжительность колеблется в пределах 40-60 минут. При решении простых проблем 10-15 минут, утром;

· его результаты как в качественном, так и в количественном аспекте во много раз превосходят результаты обычных совещаний по решению проблем.

Во время совещания участники должны придерживаться следующих правил:

· каждый участник должен спонтанно и свободно высказывать все идеи которые, по его мнению, могут помочь в решении проблемы. При этом желательны самые невероятные идеи;

· все высказанные идеи могут быть подхвачены любым из участников, чтобы вызвать возникновение новых идей и ассоциативных цепочек;

· необходимо выработать как можно больше предложений и идей. При этом качество идей не играет никакой роли. Требование спонтанности частично «выключает» фильтр рациональности участников, который обычно разде­ляет мысли на «правильные» и «неправильные» и вытесняет «неправильные» мысли. Через спонтанность включается подсознание, откуда приходят идеи, на первый взгляд никак не связанные с проблемой, но которые на самом деле могут привести к творческим решениям;

· критика, особенно негативная, запрещена для всех участников. Этот прин­цип отделяет выработку идей от оценки и должен повысить продуктивность и мотивацию участников;

· запрещается зачитывать подготовленные решения.

Роль руководителя (председателя)

Имеющаяся практика проведения «мозговых атак» пока­зывает, что руководитель играет существенную роль. Основные его функции заключаются в информировании всех участников о правилах «мозговой атаки», в контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы. В некоторых случаях председатель может задать вопросы с це­лью выявления различных подходов к решению проблем. Важ­но, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен выполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идеи. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы.

Роль руководителя заключается также в подборе участни­ков «мозговой атаки» как минимум за 2 дня до ее проведения.

Эффективный руководитель постоянно подбрасывает дикие и безрассудные идеи и предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.

Необходимо создать такую обстановку, чтобы «мозговая атака» протекала как бы самопроизвольно, спонтанно.

Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться традиционных подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход "мозговой атаки" и вводит ограничения: в течение 2—3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.

Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения сессии. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

Оценка идей

После проведения "мозговой атаки" список идей следует отпечатать и раздать всем участникам с целью дополнения. До­полненные списки собирают, перепечатывают, подсчитыва­ют количество идей и нумеруют их. Затем собирают всех учас­тников снова и начинается оценка и обсуждение идей.

Для оценки идей нужно выбрать критерий. Критериями оцен­ки могут быть актуальность, практическая реализация, решае­мость собственными силами, новизна и т. д.

Оценка людей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же груп­пой участников, то, как правило, она производится через не­сколько дней. Преимуществом такой оценки является то, что группа хорошо ориентируется в идеях, понимает их значение. Отрицательным моментом является то, что часто мнение ее членов бывает субъективным. Другая по составу группа более объективно оценивает идеи, но ей трудно ориентироваться в том, что происходило во время проведения "мозговой атаки".

Метод 635

Понятие и область применения

Метод 635 является особой формой «мозгового штурма», при которой выражение творческого потенциала участников происходит в письменной форме. Данный метод был разработан Рорбахом. Метод, как и все разновидности «мозгового штурма», основывается на развитии и переплетении идей с целью повышения их качества. Метод пригоден для всех ситуаций, где решение должно иметь инновативный характер и принимается коллективно.

Концептуальный подход

Число 635 символически отражает 6 участников совещания, которые в течение 5 мин должны разработать минимум 3 предложения по решению проблемы. Пред­ложения записываются на бумаге и передаются соседнему участнику по часовой стрелке. После каждой передачи участники снова имеют 5 мин для того, чтобы дополнить или изменить полученные от соседей идеи либо дописать три новые идеи от себя. Заседание заканчивается, когда каждый участник поработал с каждым формуляром.

Общая характеристика

В идеальном случае продолжительность метода составляет 30 мин, количество полученных идей — 108. Идеи в дальнейшем подвергаются анализу и оценке.

Позитивный момент — получение за короткое время большого числа предложе­ний. Проблема заключается в частом дублировании идей, поскольку уже на первом этапе очевидные идеи высказываются многими участниками. Необходимо также исходить из того, что некоторые участники не смогут предложить по 3 идеи за 5 мин.

Преимущества состоят в том, что метод не выдвигает высоких требований к участникам, нет необходимости в профессиональном управлении и точном протоколировании.

Основной недостаток видится в том, что этот метод менее динамичен и спонтанен, чем, например, метод «мозгового штурма», а также в том, что непосредственная обратная связь и совместная обработка предложений здесь невозможны.

Синектика

Понятие и область применения

Синектика — это метод, в рамках применения которого происходит постепенное «отчуждение» проблемы путем формирования ассоциаций с другими сферами жизни. Если там находится интересное решение, происходит возврат к исходной проблеме.

Поскольку раскрытие творческого потенциала сотрудников чаще всего требует определенного толчка, стимула, рекомендуется поиск отправной точки в совершен­но посторонних областях (например, в области техники, общественной жизни природы).

Метод был предложен Вильямом Гордоном и основывается на результатах исследований творческих процессов. Эти исследования показали, что синектика стимулирует творчество, во-первых, потому что ее процесс соответствует фазам естественного творческого процесса, во-вторых, потому что используется типичный для творчества принцип рекомбинации - связи между несвязанными по сути элементами знаний. Метод применяется для всех ситуаций, где необходимо коллективное принятие творческого решения.

Концептуальный подход

Для решения проблемы собирается группа из 5-7 участников, которая интенсивно работает с проблемой в течение 1—2 ч. Работа состоит из следующих этапов:

• вначале происходит постановка проблемы. Участники определяют и струк­турируют проблему и обобщают имеющуюся по проблеме информацию. Информация и соображения участников записываются на доске;

• анализируемая проблема постепенно «отчуждается» путем применения раз­личных методов формирования ассоциаций. Чаще всего формируются ас­социации из области природы, техники, политики и общества;

• на заключительном этапе происходит возврат к исходной проблеме. Напри­мер, если при оптимизации несущих плоскостей самолета возникли ана­логии с полетом птиц, необходимо перенести природное решение проблемы в область техники.

Общая характеристика

Через мышление с помощью аналогий участники развивают способность к пони­манию сути проблемы и способность видения проблемы с разных точек зрения. При этом особенно хорошим ориентиром для многих технических решений является природа. Недостаток метода состоит в том, что участники обычно способны провести анализ проблемы с профессиональной точки зрения, однако в силу недостатка знаний в других областях способны сформировать лишь поверхностные аналогии. Успех применения метода зависит также от спо­собности участников выявить взаимосвязи между их проблемой и другими обла­стями.

Бионика

Понятие и область применения

При поиске технических решений было выявлено, что природа нередко может дать повод для возникновения инновативных технических идей. Бионика - это метод, по сути близкий к синектике, в рамках которого стимулирование творческих идей происходит путем поиска аналогий с природой.

Бионику следует рассматривать как исследовательское направление, предназ­наченное прежде всего для долгосрочных проектов. Идея метода была предложена Штееле в 1965 г. Метод переносит принципы эво­люции растительного и животного мира на техническое развитие продуктов. Примером является форма туловища пингвина, послужившая основой для разра ботки торпеды.

Концептуальный подход

Предметом метода является сравнение технических и природных явлений с точки зрения характеризующих проблему областей. Метод имеет такую последователь­ность:

• анализ постановки проблемы, цель решения проблемы;

• поиск биологических явлений, выполняющих в природе схожие цели. Если на этой стадии аналогии не выявлены, процесс прерывается;

• сравнение условий реализаций для обоих явлений. Речь идет о требованиях, выдвигаемых к техническому решению (нагрузка, свойства материала). Вопрос состоит в том, может ли природное решение соответствовать по­добным требованиям и, таким образом, подходить для решения проблемы. Если это не так, процесс завершается безрезультатно;

• если условия реализации соответствуют друг другу, на последнем этапе про­исходит сравнение качества обоих решений. Речь идет о том, насколько природное решение способно при переносе в область техники обеспечить качество технического решения (износостойкость, ремонтопригодность и т.д.). Если решения соответствуют друг другу и с этой точки зрения, то степень сходства между ними позволяет говорить о перспективности ори­ентации технического решения на найденное природное решение.

Общая характеристика

Преимущество метода заключается в том, что он стимулирует междисциплинарное мышление участников, а это нередко приводит к неочевидным решениям. Отда­ленные аналогии помогают в поиске инновативных решений и способствуют пониманию сложных технических процессов. В то же время, как и в случае синектики, сложность метода заключается в том, что участники должны иметь до­статочно глубокие знания в области биологии для проведения аналогий. Нередко проблема заключается в том, что как раз в области техники участникам трудно установить, увидеть прямую связь с природой.

Наши рекомендации