Метод систематизированной интеграции элементов решения
Понятие и область применения
Поскольку отдельный работник обычно не в состоянии дать идеи для решения всех аспектов проблемы, имеет смысл интегрировать сильные стороны многих работников. Метод основывается на использовании творческого потенциала работников, здесь объединяются преимущества индивидуальной и групповой работы.
Основная область применения метода — сложные проблемные ситуации, решение которых должно быть инновативным и групповым. Синергические эффекты проявляются здесь прежде всего в случае, когда для принятия сложного решения необходимо принять множество отдельных решений, и в случае, когда проблема имеет мало рациональных решений, что обусловливает высокую роль качества каждого отдельного решения.
Концептуальный подход
Метод реализуется в рамках совещания, в котором участвуют, как правило, от 5 до 7 человек. Совещание обычно продолжается примерно полдня. Для наглядности применяются проекторы и специальные доски.
Метод реализуется в такой последовательности:
• каждый участник в течение примерно 20 мин. индивидуально разрабатывает возможное решение;
• для приведения решений участников в наглядную форму доска делится на части:
индивидуальное решение участников; особенно удачно при решении...; интегрированное решение;
• затем (в любой последовательности) первый участник разъясняет свое решение и заносит его на первую часть доски;
• прочие участники обсуждают предложение и отмечают его сильные стороны на второй части доски;
• затем то же происходит со вторым участником;
• после этого группа пытается скомбинировать положительные стороны обоих предложений и развить интегрированное решение, объединяющее преимущества. Если это удалось, решение фиксируется на третьей части доски. Если нет, оба предложения остаются, пока их не удастся скомбинировать с последующими;
В завершение группа пытается найти дополнительные идеи, произвольно комбинируя предложения, не нашедшие применения в интегрированных решениях.
Общая характеристика
Существенное преимущество метода заключается в том, что в результате его применения формируются сложные решения проблемы с более высоким уровнем зрелости, чем в случае применения чисто групповых методов. Позитивное ощущение успеха обеспечивается тем, что все предложения обсуждаются с позитивно-конструктивной точки зрения, и, как правило, хотя бы частично становятся элементом общего решения. Следует отметить, что важной предпосылкой успешного применения метода является наличие у участников способности к групповой работе и наличие опытного ведущего.
«Мозговой штурм»
«Мозговой штурм» является одним из наиболее часто используемых методов стимулирования творческих процессов. Это специальная форма группового взаимодействия, в рамках которой происходит поиск новых идей. Основной принцип метода заключается в спонтанном развитии и переплетении возникающих идей в соответствии с определенными правилами для выявления непознанных до сих пор возможностей решения проблемы.
Метод «мозгового штурма» был предложен в 40-х годах американским консультантом в области рекламы Алексом Осборном.
«Мозговой штурм» применяется прежде всего там, где требуется выработка новых концепций, где не применим логический, рутинный подход. Он позволяет избавиться от стереотипов в решении проблем, получить максимум идей за короткий интервал времени.
Концепция метода
Метод имеет следующие признаки:
· обсуждение проблемы проходит в группе, состоящей из 6—15 участников, если меньше 6 чувствуется недостаток людей и соответственно нехватка идей, в больших группах идеи выдаются быстро и участники не в состоянии переваривать их;
· участники заняты в разных сферах деятельности;
· предпочтительным является иерархическая однородность группы (при участии как сотрудников, так и руководителей возможна скованность и затруднения в обмене идеями);
· проблема должна быть заранее четко поставлена и цель точно определена;
· необходим опытный ведущий;
· все мысли и идеи необходимо протоколировать; проведение совещания и протоколирование могут проводиться одним человеком.
· продолжительность колеблется в пределах 40-60 минут. При решении простых проблем 10-15 минут, утром;
· его результаты как в качественном, так и в количественном аспекте во много раз превосходят результаты обычных совещаний по решению проблем.
Во время совещания участники должны придерживаться следующих правил:
· каждый участник должен спонтанно и свободно высказывать все идеи которые, по его мнению, могут помочь в решении проблемы. При этом желательны самые невероятные идеи;
· все высказанные идеи могут быть подхвачены любым из участников, чтобы вызвать возникновение новых идей и ассоциативных цепочек;
· необходимо выработать как можно больше предложений и идей. При этом качество идей не играет никакой роли. Требование спонтанности частично «выключает» фильтр рациональности участников, который обычно разделяет мысли на «правильные» и «неправильные» и вытесняет «неправильные» мысли. Через спонтанность включается подсознание, откуда приходят идеи, на первый взгляд никак не связанные с проблемой, но которые на самом деле могут привести к творческим решениям;
· критика, особенно негативная, запрещена для всех участников. Этот принцип отделяет выработку идей от оценки и должен повысить продуктивность и мотивацию участников;
· запрещается зачитывать подготовленные решения.
Роль руководителя (председателя)
Имеющаяся практика проведения «мозговых атак» показывает, что руководитель играет существенную роль. Основные его функции заключаются в информировании всех участников о правилах «мозговой атаки», в контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы. В некоторых случаях председатель может задать вопросы с целью выявления различных подходов к решению проблем. Важно, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен выполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идеи. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы.
Роль руководителя заключается также в подборе участников «мозговой атаки» как минимум за 2 дня до ее проведения.
Эффективный руководитель постоянно подбрасывает дикие и безрассудные идеи и предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.
Необходимо создать такую обстановку, чтобы «мозговая атака» протекала как бы самопроизвольно, спонтанно.
Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться традиционных подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход "мозговой атаки" и вводит ограничения: в течение 2—3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.
Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения сессии. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.
Оценка идей
После проведения "мозговой атаки" список идей следует отпечатать и раздать всем участникам с целью дополнения. Дополненные списки собирают, перепечатывают, подсчитывают количество идей и нумеруют их. Затем собирают всех участников снова и начинается оценка и обсуждение идей.
Для оценки идей нужно выбрать критерий. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.
Оценка людей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней. Преимуществом такой оценки является то, что группа хорошо ориентируется в идеях, понимает их значение. Отрицательным моментом является то, что часто мнение ее членов бывает субъективным. Другая по составу группа более объективно оценивает идеи, но ей трудно ориентироваться в том, что происходило во время проведения "мозговой атаки".
Метод 635
Понятие и область применения
Метод 635 является особой формой «мозгового штурма», при которой выражение творческого потенциала участников происходит в письменной форме. Данный метод был разработан Рорбахом. Метод, как и все разновидности «мозгового штурма», основывается на развитии и переплетении идей с целью повышения их качества. Метод пригоден для всех ситуаций, где решение должно иметь инновативный характер и принимается коллективно.
Концептуальный подход
Число 635 символически отражает 6 участников совещания, которые в течение 5 мин должны разработать минимум 3 предложения по решению проблемы. Предложения записываются на бумаге и передаются соседнему участнику по часовой стрелке. После каждой передачи участники снова имеют 5 мин для того, чтобы дополнить или изменить полученные от соседей идеи либо дописать три новые идеи от себя. Заседание заканчивается, когда каждый участник поработал с каждым формуляром.
Общая характеристика
В идеальном случае продолжительность метода составляет 30 мин, количество полученных идей — 108. Идеи в дальнейшем подвергаются анализу и оценке.
Позитивный момент — получение за короткое время большого числа предложений. Проблема заключается в частом дублировании идей, поскольку уже на первом этапе очевидные идеи высказываются многими участниками. Необходимо также исходить из того, что некоторые участники не смогут предложить по 3 идеи за 5 мин.
Преимущества состоят в том, что метод не выдвигает высоких требований к участникам, нет необходимости в профессиональном управлении и точном протоколировании.
Основной недостаток видится в том, что этот метод менее динамичен и спонтанен, чем, например, метод «мозгового штурма», а также в том, что непосредственная обратная связь и совместная обработка предложений здесь невозможны.
Синектика
Понятие и область применения
Синектика — это метод, в рамках применения которого происходит постепенное «отчуждение» проблемы путем формирования ассоциаций с другими сферами жизни. Если там находится интересное решение, происходит возврат к исходной проблеме.
Поскольку раскрытие творческого потенциала сотрудников чаще всего требует определенного толчка, стимула, рекомендуется поиск отправной точки в совершенно посторонних областях (например, в области техники, общественной жизни природы).
Метод был предложен Вильямом Гордоном и основывается на результатах исследований творческих процессов. Эти исследования показали, что синектика стимулирует творчество, во-первых, потому что ее процесс соответствует фазам естественного творческого процесса, во-вторых, потому что используется типичный для творчества принцип рекомбинации - связи между несвязанными по сути элементами знаний. Метод применяется для всех ситуаций, где необходимо коллективное принятие творческого решения.
Концептуальный подход
Для решения проблемы собирается группа из 5-7 участников, которая интенсивно работает с проблемой в течение 1—2 ч. Работа состоит из следующих этапов:
• вначале происходит постановка проблемы. Участники определяют и структурируют проблему и обобщают имеющуюся по проблеме информацию. Информация и соображения участников записываются на доске;
• анализируемая проблема постепенно «отчуждается» путем применения различных методов формирования ассоциаций. Чаще всего формируются ассоциации из области природы, техники, политики и общества;
• на заключительном этапе происходит возврат к исходной проблеме. Например, если при оптимизации несущих плоскостей самолета возникли аналогии с полетом птиц, необходимо перенести природное решение проблемы в область техники.
Общая характеристика
Через мышление с помощью аналогий участники развивают способность к пониманию сути проблемы и способность видения проблемы с разных точек зрения. При этом особенно хорошим ориентиром для многих технических решений является природа. Недостаток метода состоит в том, что участники обычно способны провести анализ проблемы с профессиональной точки зрения, однако в силу недостатка знаний в других областях способны сформировать лишь поверхностные аналогии. Успех применения метода зависит также от способности участников выявить взаимосвязи между их проблемой и другими областями.
Бионика
Понятие и область применения
При поиске технических решений было выявлено, что природа нередко может дать повод для возникновения инновативных технических идей. Бионика - это метод, по сути близкий к синектике, в рамках которого стимулирование творческих идей происходит путем поиска аналогий с природой.
Бионику следует рассматривать как исследовательское направление, предназначенное прежде всего для долгосрочных проектов. Идея метода была предложена Штееле в 1965 г. Метод переносит принципы эволюции растительного и животного мира на техническое развитие продуктов. Примером является форма туловища пингвина, послужившая основой для разра ботки торпеды.
Концептуальный подход
Предметом метода является сравнение технических и природных явлений с точки зрения характеризующих проблему областей. Метод имеет такую последовательность:
• анализ постановки проблемы, цель решения проблемы;
• поиск биологических явлений, выполняющих в природе схожие цели. Если на этой стадии аналогии не выявлены, процесс прерывается;
• сравнение условий реализаций для обоих явлений. Речь идет о требованиях, выдвигаемых к техническому решению (нагрузка, свойства материала). Вопрос состоит в том, может ли природное решение соответствовать подобным требованиям и, таким образом, подходить для решения проблемы. Если это не так, процесс завершается безрезультатно;
• если условия реализации соответствуют друг другу, на последнем этапе происходит сравнение качества обоих решений. Речь идет о том, насколько природное решение способно при переносе в область техники обеспечить качество технического решения (износостойкость, ремонтопригодность и т.д.). Если решения соответствуют друг другу и с этой точки зрения, то степень сходства между ними позволяет говорить о перспективности ориентации технического решения на найденное природное решение.
Общая характеристика
Преимущество метода заключается в том, что он стимулирует междисциплинарное мышление участников, а это нередко приводит к неочевидным решениям. Отдаленные аналогии помогают в поиске инновативных решений и способствуют пониманию сложных технических процессов. В то же время, как и в случае синектики, сложность метода заключается в том, что участники должны иметь достаточно глубокие знания в области биологии для проведения аналогий. Нередко проблема заключается в том, что как раз в области техники участникам трудно установить, увидеть прямую связь с природой.