Особенности ритуальной коммуникации

Одной из функций социального ритуала является коммуникативная функция, что и позволяет нам говорить о ритуальной коммуникации как об одном из видов социальных коммуникаций.

Ритуальные коммуникации – это коммуникации, предполагающие лишь поддержание контакта с социумом с целью подтверждения собственной включенности в социальные отношения как таковые. Собеседник в данном случае – часть ритуала, его необходимый атрибут, маска с заранее заданными свойствами, соответствующими задаче ритуала[352].

Ритуальные коммуникации–это процесс соблюдения или выполнения социально предписанного поведения. Когда в аудиторию входит преподаватель, студенты дружно встают. Каждый их них отдельно участвует в коллективном ритуальном действии. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием, молодые люди уступают место в трамвае старшим. Понравившееся выступление приветствуют аплодисментами. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникают трудности при общении с окружающими людьми. Они вызывают непонимание или неодобрение[353].

Представляя собой взаимодействие без содержательной психологической составляющей – активности субъекта общения, его непосредственной, личностной включенности в ситуацию общения – ритуальные коммуникации характеризуются:

ü ненаправленностью контактов;

ü неинформативностью, бессодержательностью информации;

ü отсутствием результативности и целенаправленности действий партнеров;

ü малым вкладом каждого из участников в процесс общения.

Коммуникативные приемы, используемые собеседниками, стилистика, каналы передачи информации и содержание самого сообщения полностью детерминированы ситуацией каждого конкретного ритуала.

В задачу ритуальной коммуникации не входит изменение мнений, суждений собеседника, его убеждения. Наоборот, ритуальное общение характеризуется необязательностью убеждения партнера и отсутствием его ответной реакции на убеждение. Цель ритуала состоит в подтверждении собственного Я, своих коммуникативных умений, применяемых в данном ритуале, своих мнений, убеждений.

Эффективность ритуального общения зависит от уровня овладения его ситуацией (например, ритуалы приветствия, прощания), умения ориентироваться в ней, степени ритуальной компетентности в общении. При соблюдении групповых ритуалов, как отмечает Т. Шибутани, действия участников уже предопределены, автоматизированы, не существует альтернативных акций, так как диапазон выбора действий сужен экспектациями партнеров по ритуалу.

Так, например, окончание разговора обычно состоит из набора стандартных фраз. Причем, эти фразы зависят от формальности – неформальности разговора, что предполагает свой собственный ритуал завершения. И хотя теоретически можно, конечно, представить, что официальные переговоры или совещание заканчиваются возгласами: «Ну, пока!», «Бывайте!», «До скорого!», «Еще увидимся!», а окончание разговора приятелей – церемонным заявлением: «Считаю тему нашего разговора исчерпанной, поэтому прошу разрешения закончить беседу и попрощаться с тобой до новой встречи», но все же в коммуникационной практике такая подмена ритуальных фраз случается, вероятно, исключительно редко.

Первопричиной стремления свести ситуацию общения к ритуальной является неудовлетворенность человека собственным социальным положением, отсутствие включенности в значимые отношения. Согласно данным ряда исследователей (Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), большая включенность человека в ритуальную коммуникацию – признак психологического неблагополучия. В то же время полная выключенность человека из ситуации ритуального общения, отсутствие подобного вида коммуникации в арсенале коммуникативных умений свидетельствуют о социальной изоляции индивида, так как в ритуальном общении происходит выражение человеком себя как члена общества.

Коммуникативные формы ритуальной коммуникации определяются формальным – неформальным характером коммуникации. Если коммуникация носит формальный (официальный) характер, то ее основной формой являются этикетные речи.

Этикетные речи относятся к публичному деловому ритуальному общению, цели которого сводятся к закреплению и поддержанию конвенциональных отношений в социальной группе или между социальными группами, обеспечению регуляции социальной психики в больших и малых группах людей, созданию и сохранению ритуальных традиций[354]. Среди этикетных речей выделяют протокольные (рамочные) речи, траурные речи, торжественные речи, развлекательные речи. Человек, обладающий высоким социальным статусом, должен владеть всеми этими жанрами ритуальной коммуникации. К протокольным (рамочным) речам относят те, которые не являются центром мероприятия, но обрамляют событие, берут его в рамку (речи по поводу открытия и закрытия торжественного мероприятия, приветственные и благодарственные речи). К развлекательным речам относят тосты, рассказ анекдота, смешного случая из жизни.

Список рекомендуемой литературы

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. М., 2008.

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.

Наши рекомендации