История зарубежной литературы второй половины xix века. история зарубежной литературы xx века

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Реализм и символизм: эстетика и поэтика

Литература середины XIX века: встреча романтизма и реализма. Учение О.Конта о «позитивном» и его влияние на художественную литературу и литературную критику. «Бесстрастный стиль» Флобера. Творчество Флобера. Мотивная и образная структура романов «Мадам Бовари», «Саламбо», «Бувар и Пекюше». Статьи Мопассана о Флобере. Флобер и Россия: публикации в «Вестнике Европы», переводы И.С.Тургенева («Иродиада»).«Мадам Бовари» и «Анна Каренина». Творчество Ш.Бодлера и поэтика сборника «Цветы зла». Структура книги; взаимосвязь циклов. Русские переводчики Бодлера. Поэзия А. Рембо. Концепция символа и цели литературного творчества в эстетике символизма. Теоретические и литературно-критические произведения символистов. Манифест Ж. Мореаса. «Мир как книга» в поэзии С.Малларме. Символистский роман Р.М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бриге». Интерпретация символизма в эссеистике П.Валери и в статьях А.Белого.

Тема 2. Натурализм и романный жанр в контексте культуры рубежа веков

Понятие переходной эпохи в теоретико-литературных исследованиях: изменение философско-эстетических оснований и содержательной направленности языка культуры. Появление и конфликтное взаимодействие ряда литературных направлений: натурализм, эстетизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоромантизм и др. Символизм и натурализм как ключевые смыслы рубежной эпохи. Философские основы натурализма (О.Конт, И.Тэн) и теоретико-литературные интерпретации (Ф.Брюнетьер). «Ругон-Маккары» Э.Золя как новая «человеческая комедия». Концепция героя в «романах о народе» Э. Золя («Западня», «Жерминаль», «Разгром»). Урбанистические мотивы; импрессионизм словесного образа («Дамское счастье», «Чрево Парижа»). Проза Г. де Мопассана: романы, новеллы. Проблемы романной эстетики на рубеже веков. Жанр как аналитическая категория, ее границы и методологические возможности. Психологический (Г.Джеймс), философский (А.Франс), сатирический (Г.Манн), исторический роман. Роман-памфлет, роман-парадокс. Романный цикл как жанровая характеристика: «Уэссекский цикл» Т.Гарди, «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси.

Тема 3. Драматургия второй половины XIX века

Взаимодействие музыки, поэзии, театрального искусства в произведениях Вагнера. Новая драма: жанровая традиция и ее переосмысление в творчестве Г.Ибсена. Фольклорный компонент и философская проблематика («Пер Гюнт»). Проблема свободы личности («Строитель Сольнес». «Кукольный дом»). Особенности драматургического языка Ибсена: ретроспективная композиция, функция подтекста; символика, двойственность конфликта. Ибсен и Шоу; концепция драмы в эстетике Б.Шоу («Квинтэссенция ибсенизма»). «Театр мыслящих актеров» Шоу и его парадигматическое значение для последующей традиции. «Фантазия в русском стиле на английские темы» - «Дом, где разбиваются сердца». Прием парадокса. Концепция статической драмы в трактатах Метерлинка («Сокровище смиренных», «Погребенный храм»). Двуплановость драмы; «эстетика молчания». Система новых приемов организации сценического действия («Непрошеная», «Там, внутри»). Символика и ее художественные возможности («Слепые»). Пьеса-сказка «Синяя птица»; А.Блок о Метерлинке. Пьесы Г.Ибсена, М. Метерлинка на сцене МХАТа. Конфликт интерпретаций: «прием остранения» (Ибсен, Б.Шоу, М. Метерлинк) и «принцип вживания» (К.С.Станиславский).

МОДУЛЬ 2

Тема 4. Характеристика литературных направлений XX века и поэтика модернистского романа

Периодизация курса. Типология литературных направлений, методов и стилей. Взаимодействие реализма и модернизма. Освоение реализмом социального и духовного опыта современности. Литература русского зарубежья как один из факторов развития зарубежной литературы ХХ века. Возникновение модернистских школ, природа их новаторства. Синтез искусств. Модернизм: «преодоление» традиции реалистического романа. Принципы модернистского романа. Создание художественной реальности в модернистском романе. М.Пруст и его цикл романов «В поисках утраченного времени». Философия искусства М.Пруста. М. Пруст и А. Бергсон. Своеобразие прозы Ф.Кафки. Поэтика «мнимых величин» в романах Ф.Кафки: «Замок», «Процесс», «Америка» («Пропавший без вести»). История создания романа Дж. Джойса «Улисс». Литература и миф: «Улисс» и «Одиссея» Гомера. Художественные основы романа «потока сознания». Структура романа. Категории художественного времени и пространства. Поэтика «блужданий» в романе «Улисс». Образ Дублина – образ лабиринта. Концепция героя.

Тема 5. Литература критического реализма XX века

Традиции критического реализма в зарубежной литературе первой половины ХХ века. Литература «потерянного поколения». «Роман-джаз» Р.Олдингтона «Смерть героя». Концепция героя в романах Э.М.Ремарка. «Кодекс чести» как основная мотивация поведения героев Ремарка. Образ войны в романах Ремарка. Антивоенная направленность романа Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!». Лейтмотивы романа «Прощай, оружие!». Утопия и антиутопия в зарубежной литературе XX века. Предыстория вопроса: поиски социального идеала и их художественное воплощение в литературе предшествующего периода. Утопия и антиутопия в художественном опыте ХХ века. Влияние романа Е.И. Замятина «Мы». Жанровое своеобразие романов О.Хаксли «О дивный новый мир» и Д.Оруэлла «1984». Человек в системе тоталитарного государства. Язык в подчинении: глава «Новояз» в романе Д.Оруэлла «1984». Шекспировские аллюзии и их «угасание» в финале романа О.Хаксли. Теория «эпического театра» Б. Брехта: поиск нового театрального языка. Концепция «открытых», меняющихся форм реализма. Принцип «очуждения». Притчевая форма драматургии Брехта.

Тема 6. Жанр интеллектуального романа в европейской литературе XX века

Понятие «интеллектуальный роман» («философский роман», «роман идей»). Принципы построения «интеллектуального романа». Философско-символический роман Р. Музиля «Человек без свойств». Реальность и ирреальность в романе Г.Гессе «Степной волк». Художественные и философские поиски Г.Гессе и их воплощение в романе «Игра в бисер». Миф и современность в романе Т.Манна «Доктор Фаустус». Верность теме: судьба художника. Основные философские категории экзистенциализма («ангажированность», «существование», «свобода», «мир-в-себе», «мир-для-себя», человек абсурдный, «пограничная» ситуация, проблема выбора, проблема действия…). Художественное воплощение идей экзистенциализма в романе Ж.П.Сартра «Тошнота». Бытие как источник истины для Антуана Рокантена. Пародия на литературный экзистенциализм в романе Б. Виана «Пена дней». Миф и современность в пьесе Сартра «Мухи». Проблема выбора. Свобода и ответственность в трактовке героев Сартра. Интерпретация понятия «абсурда» в «Мифе о Сизифе» А.Камю. Роман «Посторонний» как художественная реализация чувства «абсурда». Герой и общество. Экзистенциальное отношение к миру героев романа А.Камю «Чума».

МОДУЛЬ 3

Тема 7. Неоавангард во французской литературе XX века: театр абсурда и школа «нового романа»

Характеристика литературных школ и направлений: театр абсурда, школа «нового романа», структурализм, постмодернизм. Специфика художественного мышления Э.Ионеско и С.Беккета. Театральный эксперимент: роль условности, новые взаимоотношения сценического действия и текста. Пьесы Э.Ионеско – «наглядное пособие по социальной патологии массового сознания». Мгновения жизни и вечное одиночество героев С.Беккета в пьесе «В ожидании Годо». Трагедия языка в «театре абсурда». Литературные дискуссии о судьбе романа: концепция «смерти» романа. Роль художественной публицистики. Взаимодействие художественной литературы и литературной критики. «Новый роман»: отказ от «истории», лежащей в основе сюжета, интриги, конфликта, от последовательности и логичности. Персонажи «нового романа» – «существа без значения». Концепция романа у «новороманистов»: роман – «лаборатория рассказывания». «Тропизмы» Н.Саррот: «Защитная завеса жестов и слов» в романе Н.Саррот «Золотые плоды». Мотив лабиринта в романе А.Роб-Грийе «В лабиринте». Поэтика романа М.Бютора «Изменение». Образ книги: приобщение Леона Дельмона к «общему языку» культуры.

Тема 8. Английская, американская и немецкоязычная литературы XX века

Культурно-исторические предпосылки развития жанра философского романа в английской литературе второй половины ХХ века. Взаимодействие человека, природы и цивилизации в романах У.Голдинга. Синтез философского и художественного начал в романе «Повелитель мух». Осмысление литературных и культурно-исторических традиций в творчестве Дж.Фаулза. Постмодернистские принципы письма в романе «Женщина французского лейтенанта». Концепция искусства в «Башне из черного дерева». Повествовательная манера Дж.Фаулза в романе «Коллекционер». Освоение реальности в творчестве американских писателей XX века. Картина мира в романах К.Воннегута. Литература битников. Образ молодого героя в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: проблема самопознания и самовыражения. Миф и современность в романе Д. Апдайка «Кентавр». Характер фантастики К.Воннегута. Литературная деятельность «Группы 47» – немецкий вариант ангажированной литературы. «Рассказы для хрестоматии» В.Борхерта – история «поколения, которое ушло, не попрощавшись». Образ послевоенной жизни в романах В.Кëппена «Голуби в траве» и «Теплица». Творчество Г.Грасса: «обретение общих закономерностей в деталях». «Данцигская трилогия»: национальная история и современность в романах Г. Грасса. Метаморфозы героя в романе Г.Э.Носсака «Дело д’Артеза». Ситуации выбора в произведениях М. Фриша и Ф. Дюрренматта.

Тема 9. Латиноамериканская литература XX века

Латиноамериканская литература – открытие ХХ века. Обращение к мифологическому мышлению. Литературная формула «магического реализма» – преломление действительности сквозь призму фольклорного сознания. Миф и история в романе Г.Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Повествовательные уровни романа: сказка, притча, «интеллектуальный фольклор ХХ века», ирония. Проблема творческого метода. Новеллистика Х.Л. Борхеса. Тема книги и творческого труда. Исходный тезис творчества Борхеса: «Весь мир – огромная библиотека». Проблема автора и читателя в «Суеверной этике читателя» и «Вавилонской библиотеке». Магия повествовательного искусства Х.Л.Борхеса. Образ журналиста в романе М. Варгаса Льосы «Тетушка Хулия и писака».

Ключевые слова курса:абсурд,авангардизм, автор, ангажированность, антиутопия, «биологическое», бытие, ваби-саби, дадаизм, дезангажированность, документализм, игра, интеллектуальный роман, интуиция, кубизм, «магический реализм», манифест, «мир-в-себе», «мир-для-себя», мифологическое мышление, «мнимые величины», модернизм, «момент», моногатари, натурализм, нейтральное письмо, нигилизм, «новая драма», образ книги, онтология, память, позитивизм, «потерянное поколение», притча, публицистичность, раса, разрушение стандарта, «роман культуры», «романный цикл», сатори, символизм, синтез, современность, «социальное», среда, «статический театр», сюрреализм, хокку, человек-идея, человек-проект, школа «нового романа», танка, театр абсурда, утопия, философия, «философская драма», фрагмент, футуризм, художественные поиски, экзистенциализм, эксперимент, экспрессионизм, энтропия, эпический театр, эстетизм, «эффект очуждения».

Планы практических занятий

МОДУЛЬ 1

Наши рекомендации