Пределение стоимости доставки продукции различными видами
Транспорта
Современную практику транспортировки с позиции логистики можно кратко сформулировать следующим образом: «нужный товар требуемого качества и количества в заданное время, в нужном месте и с оптимальными затратами». Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику. Поэтому задача логистического отдела многих компаний — выбор экономически эффективного вида транспорта для перевозки пассажиров и грузов, определение наиболее удобного, быстрого, экономичного маршрута.
Существуют следующие основные виды транспорта:
• железнодорожный;
• водный;
• автомобильный;
• воздушный:
• трубопроводный.
Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, определяющие возможности его использования. Выбор вида транспорта осуществляется во взаимной связи с другими задачами логистики: созданием и поддержанием оптимального уровня запасов, выбором вида упаковки и др.
Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
• время доставки;
• частота отправлений груза;
• надежность соблюдения графика доставки;
• способность перевозить разные грузы;
• способность доставить груз в любую точку территории;
• стоимость перевозки.
По таблице 4.1. можно определить уровень каждого из вышеперечисленных факторов соответствующий определенному виду
Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание надежность соблюдения графика доставки, время доставки и стоимость
перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
При расчете стоимости перевозки нужно учитывать, что она состоит из двух составляющих; постоянные и переменные затраты. Постоянные затраты - это издержки, су.мма которых в данный момент времени не зависит непосредственно от объема перевозимой партии груза.
В состав постоянных затрат входят:
• расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;
• расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку;
• затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);
• затраты на простой транспортного средства под погрузо-разгрузочными операциями;
• затраты на оформление платежных документов;
• эксплуатационные расходы.
К переменным затратам относятся:
• затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию и на движенческие операции;
• затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы);
• заработную плату персонала, непосредственно выполняющего перевозку;
• амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега.
В тоже время стоит отметить, что жесткой границы между постоянными и переменны.ми затратами нет, и для каждого вида транспорта имеется своя специфика их определения
Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом. является оптимизация расходов. На транспорте экономия достигается за счет увеличения объемов грузоперевозки и дальности маршрутов.
Экономия за счег увеличения объемов грузоперевозки возникает в силу того, что чем крупнее партия поставки, тем меньший размер транспортных издержек приходится на единицу объема перевозимого груза; т.к. постоянные расходы распределяются на весь объем партии, то чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. Поэтому более мощные по грузоподъёмности виды транспорта - железнодорожный и водный обходятся дешевле в расчете на единицу веса перевозимого груза, че.м менее грузоподъёмные - авто .мобильный и воздушный.
Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Например, перевозка одного груза на расстояние 1000 км обойдется дешевле, чем доставка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 500 км. Этот эффект также называют принципом убывания. поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счет дальности перевозки возникает в силу тех же причин, что и экономия за счет объемов перевозок. Постоянные издержки, связанные с погрузкой-выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути. Чем длиннее маршрут, тем на большее расстояние распределяются эти затраты, что ведет к сокращению транспортных расходов в расчете на единицу пути.
Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания. Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств, к наиболее эффективному их использованию.
Оптимум транспортных затрат должен быть таким, чтобы общие логистические издержки оставались минимальными. Достигается это путем установления баланса транспортных расходов и качества трансгортного обслуживания, критериями которого являются скорость и надежность перевозки. Надежность характеризуется постоянными частотой и продолжительностью перевозок, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повышать эффективность логистики.
Основой выбора транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта, поэтому ниже приводится краткое их описание.
Железнодорожный транспорт обеспечивает экономичную п<февозку крупных партий грузов на дальние расстояния. Основную часть объема перевозок по железным дорогам составляет доставка минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи к пунктам перегрузки на водный транспорт или к предприятиям-потребителям.
Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станщ-ш и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика, а соотношение посто.чнных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что .^ля него по-прежнему выгодны дальние перевозки.
Водный транспорт. Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозни, очень объемные партии грузов. А главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Водный транспорт, в большинстве случаев, привязан к другим
видам транспорта - для доставки грузов в порты и из портов приходится прибегать к использованию железнодорожного или автомобильного транспорта. Таким образом, водный транспорт, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем гру';;оотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение. Типичными грузами для перевоз1Си по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Значите пгьную долю международных морских перевозок составляют контейнерные перевозки.
Лвто.'мобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотрамспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) велика, постоянные же расходы невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промыц!ленность, торговля и пр. Несмотря на определенные проблемы в автотра11Спортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.
Воздушный транспорт. Грузовая авиация - новейший и наименее
востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость
доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится наименьший процент от всего международного грузооборота.
Возможности воздушного транспорта сдерживаются
грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью. Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.
Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала. Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного.
Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы.
Особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются
для доставки грузов, главным образом, в случае экстренной необходимости, а
не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые
воздушным транспортом, - либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся
товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объек1ами грузовы^с авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.
Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки, семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.
Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.
Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.
Прежде чем принять решение по перевозке тех или иных грузов, выбору маршрута и т.д., необхо,аимо иметь четкое представление о видах транспорта, понимать их возможности, уметь правильно рассчитать стоимость перевозки, и т.д.
Приведем пример расчета затрат на доставку продукции различными
видами транспорта с учетом физического объема перевозимого груза. Расчет
производится по каждому варианту доставки для партий массой 50т, 100т и
500т.
Размеры затрат приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2. Постоянные и переменные затраты при перевозке различными видами транспорта.
Виды транспорта | Постоянные затраты, у.е | Переменные затраты на 1 тонну груза, у.е |
Железнодорожный | 30 000 | |
Автотранспорт | 10 000 | |
Воздушный | 5 000 | |
Водный | 40 000 |
Расчет суммарных затрат производится по формуле:
УУ~ Wnocm+WnepeM*q(y.e.)
Результаты расчета затрат на перевозку сведены в таблицу 4.3.
Суммарные затраты на перевозку
Таблица 4.3.
Виды транспорта | Суммарные затраты на доставку груза, у.е. при соответствующем весе груза | ||
50т | 100т | 500т | |
Железнодорожный | 34 000 | 38 000 | 70 000 |
Автотранспорт | 20 000 | 30 000 | ПО 000 |
Воздушный | 35 000 | 65 000 | 305 000 |
Водный | 42 500 | 45 000 | 65 000 |
Данные таблицы 4.3. позволяют построить график (рис 4.1), на основе которого можно оценить экономичность различных видов транспорта при перевозке того или иного объема груза.
Количества перевозимой продукции: Q1 = 12,5t; Q2=167t; Q3=333t, соответствующие точкам пересечения прямых затрат на транспортировку груза, являются критическим размером фактического объема груза, позволяющим выявить наиболее эффективный вид транспорта.
Так, например, из графика в»-щно, что при фактическом объеме груза менее 12,5 тонн перевозку выгодно осуществлять авиатранспортом, а если масса груза превыщает 333 тонны, то его целесообразнее доставлять водным транспортом (в том случае, если стоимость перевозки -единственный критерий, влияющий на выбор вида транспорта).
Таким образом, для перевозки оптимальной партии поставки, объем которой рассчитан в преддашущем разделе курсового проекта и равен 788,42т, наиболее целесообразно будет воспользоваться именно водным транспортом.
5. Определение потребного количества транспортных единиц
Контейнерные перевозки в настоящее время являются одним из самых популярных, экономичных и быстроразвивающихся видов международных грузоперевозок. Эта технология позволяет осуществить доставку груза любым видом транспорта, обеспечивая высокую сохранность груза и значительную экономию времени и средств.
В процессе транспортировки, при смене транспортных средств. не нужно перегружать груз, а сам контейнер легко переставить с одного транспортного средства на другое, благодаря этому минимизируются затраты, достигается высокая эффективность сочетания различных видов транспорта и обеспечивается возможность доставки груза по принципу <(от двери до двери».
Согласно терминологии, принятой Международной организацией тю
стандартизации (ISO), контейнер - это элемент транспортного
оборудования, который:
1) многократно используется на одном или нескольких видах транспорта;
2) предназначен для перевозки или временного хранения грузов;
3) оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств;
4) имеет постоянную техническую характеристику;
5) объем не менее 1м'.
В международных перевозках используются контейнеры установленных габаритов, соответствующие требованиям ISO. это обусловлено технологической необходимостью единых по.аходов к оснащению терминалов и проектированию транспортных средств.
Технические характеристики основных типов контейнеров приведены в таблицах.
Таблица 5.1
Габаритные ра(меры 20-футового стандартного контейнера
1Внешние размеры 1 | Внутренние размеры | Дверной проём | |
Д1ина, м | ! 6,058 1 | 5,898 | |
Ширина, м | L 2,438 1 | 2,352 1 2,343 | |
Высота, м | 1 2,591 ] | 2,385 1 2,280 | |
1 Масса брутто, кг | ! 24 000 | ||
Тара, кг | i 2 300 J | ||
Вес груза, кг | [ 21 700 | ||
Объем, м' | [ 33,! |
Таблица 5.2
Габаритные размеры 40-футового стандартного контейнера
Внешние размеры | Внутренние размеры | Дверной 1 проём 1 | |
j Длина, м | 12,192 | 12,032 | |
1 Ширина, м | 2,438 | 2,352 | 2,343 |
Высота, м | 2,591 | 2,385 | 2,280 |
i Масса брутто, кг | 30 500 | ||
1 Тара, кг | 4 000 | ||
Вес груза, кг | 26 500 | ! | |
Объе.м, м | 67,5 |
Таблица 5.3.
Габаритные размеры 45-фугового контейнер «High -Cube»
Внешние размеры | Внутренние размеры | Дверной проём | |
Длина, м | 13,716 | 13,556 | |
Ширина, м | 2,438 | 2,352 | 2,343 j |
Высота, м | 2,896 | 2,698 | 2,585 |
Масса брутто, кг | 30 500 | ||
Тара, кг | 4 800 | ||
1 Вес груза, кг | 25 700 J | ||
1 Объем, м' | 86,1 |
всовременном языке международных перевозчиков широко распространена следующая терминология :
TEU(Twenty-foot Equivalent Unit) — «двадцатифутовый эквивалент», условная единица измерения количественной стороны трансиортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером с габаритами 6,1 м х 2,4 м.
FEU(Fourty-foot Equivalent Unit) — «сорокафутовый эквивалент». единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 40-путовым контейнером. Один сорокафутовый контейнер FEU равеь двум двадцатифутовым TEU.