Причинные факторы конфликта
При анализе конфликта полезно выделить причинные факторы, которые позволят более полно определить зону разногласий и наметить пути решения. Существует пять групп таких факторов.
1. Информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон.
В качестве информационных факторов могут выступать:
· неполные и неточные факты, связанные точностью изложения проблемы и истории конфликта;
· слухи и невольная дезинформация;
· преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
· ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации и данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
· нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;
· интерпретация использованного языка, выражений типа «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т.п.»;
· посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т.п.
2. Поведенческие факторы - неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:
· стремление к превосходству;
· проявление агрессивности;
· проявление эгоизма.
В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо:
- угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
- подрывает нашу самооценку;
- не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;
- постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение;
- ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.
3. Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.
Важнейшими факторами отношений являются:
· вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
· важность отношений для каждой из сторон;
· совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;
· различия в образовательном уровне, классовые различия;
· история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
· ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
4. Ценностные факторы. К ним относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми мы пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы - от других.
Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как:
· личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
· групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;
· способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;
· религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
· традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем; способы и методы оценки уместности, эффективности «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого, к «статус-кво».
5. Структурные факторы - относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных и т.п. Это, например, такие факторы, как закон, возраст, линии подотчетности, фиксированные даты, время, доходы, доступность техники и других средств.
Любой межличностный конфликт разворачивается на фоне структурных факторов, которые являются «внешними» по отношению к нему, но существенно влияют на его ход. В качестве подобных факторов выступают:
· власть, система управления;
· политические партии и течения;
· различные социальные нормы;
· право собственности;
· религия, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы;
· географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества с внешним миром.
Но в реальной жизни, как правило, «чистые», т.е. обусловленные только одной группой причинных факторов, конфликты встречаются крайне редко.
Если возникает конфликтная ситуация, нужно взвесить все «за» и «против»: действительно ли существует противоречие, из-за которого стоит конфликтовать; есть ли гарантии достижения желаемого; какова цена победы или поражения; как будут реагировать окружающие. Всесторонний анализ ситуации способствует предотвращению открытой конфронтации. Другой способ избегать конфликтов - уклонение от решения чужих проблем, отстранение от ситуаций, не затрагивающих ваших непосредственных интересов. Существуют конфликтные люди, общения с которыми лучше избегать. Если же это невозможно, то осознайте, что этот человек труден в общении, и не попадайте под его влияние. Попробуйте помочь ему выявить причины трудностей и постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд. Это поможет направить общение в конструктивное русло.
Наличие объективно или субъективно существующих противоречий и причин конфликта еще не означает, что открытое противостояние имеет место. Для того, чтобы механизм развития конфликта был запущен, нужны провоцирующие слова или действия – конфликтогены. Иногда конфликтогены могут спровоцировать конфликт и в отсутствие реальных причин для него.
Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. Личность, против которой применен крнфликтоген, воспринимает его отрицательно и реагирует негативно. При отсутствии волевой регуляции такой реакции будет происходить эскалация конфликта. Конфликтогены могут проявляться в различных формах. Ниже, в таблице, дается характеристика тех из них, которые наиболее часто встречаются в отношениях между людьми.
Характер конфликтогена | Форма проявления |
Прямое негативное отношение | Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм |
Снисходительное отношение | Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание |
Хвастовство | Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах |
Менторские отношения | Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения |
Нечестность и неискренность | Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека |
Нарушения этики | Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека |
Регрессивное поведение | Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания |
Чтобы избежать конфликтов такого рода, нужно самому не употреблять конфликтогены и не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.