Сферы применения мультимедиа
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечислим лишь некоторые, самые важные сферы применения мультимедиа.
Мультимедиа и бизнес
Системы мультимедиа становятся все более общепринятыми в окружении бизнеса. Бизнес становится все более глобальным и международным, фактически, благодаря современным средствам коммуникации, исчезает значение офиса, т.к. сотрудники могут работать у себя дома, в машине, – где угодно. Уже появляются на рынке устройства, обеспечивающие дистанционный онлайновый контроль за своим рабочим местом, квартирой и т. д. Формируется новая профессиональная сфера – электронный бизнес.
Владельцы магазинов, киосков, торговых фирм могут демонстрировать свои товары с помощью мультимедиа. Применение мультимедийных программ является логическим следствием тех разнообразных возможностей, которые предлагают соответствующие аппаратные и программные средства.
Область витринной рекламы является классическим примером применения мультимедиа. С помощью таких витрин клиенты имеют возможность самостоятельно получать интересующую информацию (запросить необходимую информацию и получить ее на экране). Например, это могут быть операционные залы банков, где может сообщаться информация о кредитах, о различных банковских операциях, залы на выставках и ярмарках, залы автосалонов, бюро путешествий, аэропорты, железнодорожные вокзалы и т. д.
Такой справочной системой можно пользоваться и в нерабочие часы, если экран находится за стеклянной витриной с клавиатурой в специальном витринном исполнении, позволяющем вмешиваться (запрашивать нужную информацию) в работу информационной системы. Можно, например, полистать каталог, а также взглянуть на изображение желаемого изделия и, разумеется, можно заказать товары по их товарной спецификации или номеру.
Пользователь может сам ознакомиться с образцами товаров, сравнить их друг с другом. Это то, что сейчас делается в Интернет-магазинах, сетевых киосках.
Разноообразны базы данных, предоставляющие информацию о производителях той или иной продукции, например, база данных «Российский генеральный регистр производителей товаров и услуг», юридические базы данных, которые все чаще в последнее время готовятся с использованием мультимедиа-технологии, давая не просто текстовую информацию, но и сопровождая ее звуковыми, изобразительными эффектами. Известным поставщиком гипертекстовых баз данных правовой тематики является фирма «КонсультантПлюс», а также компании «Гарант-Парк», «Кодекс», представляющие собой информационно-аналитические объединения с разветвленной сетью представительств по России.
Мультимедиа и туризм
Широкое распространение мультимедиа приобретает в сфере туризма. При этом популярностью пользуются виртуальные туры.
Посетители, например, мультимедийного сайта американского Белого дома смогут попасть на виртуальную экскурсию.
Для того, чтобы посетить Белый дом виртуально, необходим компьютер с достаточно быстрым подключением к Интернету и программа Real Player. Виртуальная экскурсия состоит из посещения многочисленных помещений Белого дома. Шестнадцать из них можно осмотреть в режиме панорамного обзора, а о наиболее интересных местах рассказывается подробнее.
В российском Интернете виртуальные гиды также получили свое развитие. На сайте www.300online.ru – совместный проект 300online.RU и компании Internet Help – открыт сервис Your personal guide, позволяющий совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с персональным гидом, говорящим на русском или английском языках. В отличие от обычного сайта, где пользователь находит тексты и фотографии, здесь информация дополняется присутствием гида, которому можно задавать вопросы, вести диалог. Оператор одновременно общается с 5–6 пользователями, поэтому информационная служба справляется с потоком клиентов. Информация может быть различной – от ресторанов и бань до музеев, театров или погоды. В конце экскурсии все материалы и справочная информация отправляются клиенту по электронной почте.
Мультимедиа в обучении
Еще одно из возможностей мультимедиа – обучение. Обучающиеся слышат и видят материал лекции и одновременно активно участвуют в управлении его подачей. Например, возвращаются к непонятным или интересным разделам.
Мультимедийные программы обучения, например языку, делают этот процесс намного приятнее, чем традиционный путь заучивания наизусть иностранных слов, реализуя методику обучения с увлечением, «без слез».
Вместо того, чтобы повторять одну и ту же фразу, пытаясь ее запомнить, достаточно включить компьютер с мультимедийным оборудованием, смотреть и слушать, как произносит это носитель самого языка. При этом можно наслаждаться не только звуком и изображением, но и терпением учителя-компьютера, способного воспроизводить текст столько раз, сколько это необходимо для запоминания.
По данным опроса, проведенного Массачусетским научно-
исследовательским центром, 45% больших компаний из 1000 обследованных центром используют мультимедийную технологию для своих программ обучения.
Американские ученые Флетчер, Нейл, Нельсон (Fletcher, McNeil, Nelson) провели сравнительный анализ традиционных форм обучения и мультимедийных средств преподавания. Осуществляя свои исследования независимо друг от друга, ученые пришли к общему выводу, что мультимедийные обучающие программы имеют значительно больше преимуществ, нежели обычные, традиционные (239).
Работы отечественных ученых, различные эксперименты по использованию мультимедиа подтверждают вывод американских коллег.
Известно, что в процессе обучения студентами осваивается не более чем четверть предлагаемого материала. Мультимедийная же технология позволяет в 2–3 раза увеличить этот показатель, так как предоставляет возможность синкретичного обучения, т.е. возможность одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа и т.п.
Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно как для общего образования и самообразования, так и для бизнеса и профессионального развития специалиста. В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Сегодняшний уровень развития, особенно в технических областях, требует постоянного обновления, и предприятия, основой существования которых является конкуренция, должны в своей деятельности быть весьма гибкими. Это в равной мере касается как рядовых сотрудников, так и руководителей.
Системы для обучения с использованием компьютеров уже сопровождают тот или другой продукт, но, разумеется, систему такого типа следует заказывать у специализирующейся на этом фирмы. До настоящего времени обучение с использованием компьютеров применялось преимущественно в сфере производства – для обучения персонала и повышения квалификации. В фирме Opel поддерживается новый способ коллективного обучения сотрудников, которые должны, используя изображение и анимацию, подготовить программу своей будущей производственной деятельности. Фирма IBM также применяет обучение с использованием компьютеров для демонстрации работы локальных сетей. Фирма Вауеr уже много лет успешно применяет системы СВТ для обучения сотрудников внутренних и внешних служб (82). Список фирм, которые внедрили этот способ приобретения знаний, на самом деле значительно длиннее.
Первая попытка использовать компьютер для обучения в 1970-х была менее успешной, что объясняется невысокой производительностью аппаратных и программных средств того времени. Кроме того, программы были недостаточно гибкими, поэтому мотивация, а отсюда и успехи в обучении были не убедительны. Обучающие программы сегодняшнего поколения предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки, то есть учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.
Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием компьютеров. Очень трудно сделать объективное сравнение со старыми традиционными методами обучения, однако можно сказать, что внимание во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Эксперты по маркетингу уже давно (до появления в системе обучения приложений мультимедиа) заметили на многочисленных экспериментах отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти.
Если же учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, например при помощи интерактивных обучающих программ типа приложений мультимедиа, то доля усвоенного может составить 75%.
Мультимедиа в лингвистике
Решены задачи речевого ввода в компьютер команд и информации.
Многие типы современных аудиоадаптеров уже поставляются с программами для распознавания речи, правда, на уровне отдельных слов или фраз. Это особенно эффективно используется в программах обучения иностранному языку, перевода с одного языка на другой и воспроизведения переводных текстов вслух. Появились платы и даже программы (Text-To-Speech), способные прочитать приятным голосом введенный текст. К такого рода программам относится отечественная разработка Speaking Mouse.
Множество мультимедийных продуктов, вышедших на российском рынке, раскрывают возможности использования данной технологии в лингвистике («Профессор Хиггинс» и др.).
Мультимедиа и информационное обеспечение различных сфер деятельности
Наличие электронных энциклопедий, справочников, словарей, несущих огромный объем информации, позволяет получить в пользование целые «библиотеки», мощные персональные базы данных в любых сферах жизни и деятельности. Мультимедиа дает возможность продемонстрировать видеоклипы с изображением популярных композиторов, документальные записи, показать, например, в энциклопедии о животном мире тысячи птиц с кадрами их полетов и звучанием птичьих голосов. Имеющиеся на компьютерном рынке отечественные («Привет, Америка!») и иностранные («Путешествие по Италии», «Путешествие по Франции») мультимедийные издания являются надежным средством самообразования. Кроме того, они компактны и удобны в хранении.
Современные информационные технологии позволили не только приступить к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации в электронную форму, но и к созданию большого числа новых информационных ресурсов сразу в электронном виде. Эта форма представления информации помимо значительного ускорения коммуникативных процессов позволяет на качественно новом уровне организовать процессы производства, хранения и распространения информации. Обеспечение удаленного доступа к электронным ресурсам стало одной из первоочередных задач информационного обслуживания всех областей деятельности и, в первую очередь, науки, техники, образования и культуры.
В связи с этим существенно меняется роль и функции такого социального института, как библиотека – основного хранилища и распространителя информации. В настоящее время эффективное информационно-библиотечное обслуживание достигается путем создания электронных библиотек (digital libraries) – систем, реализующих унифицированный подход к производству, хранению и организации разнообразной информации с целью поиска, анализа и доступа к ней с использованием глобальных компьютерных сетей.
Для ученых и медицинских работников открыта также электронная база данных «Медлайн», содержащая сведения о публикациях в 3800 медицинских журналах с возможностью заказа полных текстов статей.
Сообщество западных ученых All Species Foundation в течение 25 лет собирают базу данных всех биологических видов на Земле, которая пока охватывает 1,7 млн разновидностей живых существ, в то время как общее число их колеблется от 10 до 100 миллионов. В будущем сетевая библиотека земных организмов будет доступна и профессиональным натуралистам, и дилетантам.
Реализация федеральной программы «Электронная Россия» (2001–2007 гг.) будет содействовать решению проблемы хранения больших и сверхбольших объемов информации, осуществит интеграцию разрозненных информационных ресурсов, а также предоставит возможность хранения ранее нехранимой и безвозвратно теряемой информации (лабораторных журналов, фотографий, изображений, звуковой и видеоинформации).
Мультимедиа и технологии программирования
Мультимедиа – это новая технология создания программных продуктов, избавляющая пользователя-непрофессионала от необходимости сложного программирования программных объектов (звуки, эффекты динамической графики, диалоговые меню и т.п.). Это реализовано в специальных мультимедийных оболочках. В подготовке программ на базе таких мультимедийных оболочек возрастает элемент творчества.
Мультимедийная технология служит перспективным и надежным средством, позволяющим создателю учебного текста (рекламного ролика и т.д.) предоставить массивы информации в большем объеме, чем это может ожидать пользователь; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации в той последовательности, которая соответствует логике познания и темпам восприятия конкретного пользователя.
Практика создания программ показывает, что на сегодняшний день сложился своего рода порочный круг: специалисты, занятые содержанием своего учебного курса, не имеют возможности, а порой и желания, подключаться к процессу создания мультимедийных программ. Программисты же порой делают их как бы «на века», без учета профиля, например, в случае обучающих программ, без опыта педагогической работы, без специфики содержательного параметра конкретного учебного предмета. Вместе с тем особенно для начинающих педагогов необходимы хорошо структурированные и содержательно наполненные программы, готовые к использованию в реальном учебном процессе.
Хороший педагог не всегда готов воспринимать и использовать даже хорошо продуманные готовые программы, ибо он как педагог-профессионал имеет свою концептуальную линию, свое видение и решение поставленной проблемы в лекции, в теме, курсе. Поэтому только совместные усилия, с одной стороны, программистов, подготовивших хорошие мультимедийные оболочки, и, с другой стороны, – профессионалов, прекрасно знающих свою предметную область, могут дать реальный и желаемый эффект в процессе создания обучающих программ.
Мультимедиа и индустрия развлечений
Средства мультимедиа превращают компьютер в центр бытовой, развлекательной, информационной, звуковой и видеоаппаратуры. Он радует красочными играми со стереофоническим и даже квадрофоническим звучанием, помогает через модемы и спутниковые системы связи установить контакт с друзьями и деловыми партнерами в любой точке мира.
На самом обычном персональном компьютере с помощью мультимедийных средств можно записывать и воспроизводить звуки своего голоса и музыки, просматривать видеоклипы со звуковым сопровождением и навечно запечатлеть историю своей семьи в памяти компьютера, получить возможность для проигрывания сотен и тысяч звуковых файлов с прекрасно исполненными и по-разному аранжированными музыкальными произведениями.
Можно попробовать себя в роли исполнителя музыки на десятках и сотнях инструментов и даже в роли композитора, выполняющего полноценную оркестровку своих произведений. Воспользовавшись системой Karaoke, можно спеть песню вместе с известным исполнителем.
При наличии специальных плат оцифровки и вывода фото- и видеоизображений можно создать компьютерный архив высококлассных цветных компьютерных слайдов и видеофильмов при использовании цветных видеокамер, а также документальных и художественных видеофильмов, полученных по каналам телевидения или с помощью видеомагнитофона.
Для детей и взрослых представляют интерес игры с элементами мультимедиа. На одном диске можно разместить сотни простых игр, таких, как популярные развивающие игры, например игры «Никита» и др. Как правило, они имеют прекрасное стереофоническое звуковое сопровождение, «беседуют» с пользователем хоть и синтезированным, но близким к естественному голосу. В них используются музыкальные произведения в сочетании с красочным, в том числе и трехмерным динамическим многоцветным видеорядом, создающим иллюзию реальности событий, происходящих на экране компьютера. Особое значение имеют игры, рассчитанные на развитие мышления, и т.д.
Значительный объем памяти компакт-дисков позволяет реализовать множество разнообразных игровых ситуаций. Прекрасное оформление имеют, например, игры-шахматы, военные и спортивные игры, игры-стратегии и многие другие.
Мультимедиа и другие сферы
Интернет быстро превращается во все более привлекательный источник информации о выборах. Такой вывод сделал авторитетный американский исследовательский «Центр Пью» для народа и прессы. Согласно данным опубликованного им опроса, сегодня 13% потенциальных избирателей пользуются Всемирной паутиной, чтобы узнать о предвыборной расстановке сил в США.
Особую область применения мультимедиа представляют системы сетевых видеоконференций.
Технологии видеоконференц-связи лежат в основе систем телемедицины, дистанционного обучения и компьютерного обеспечения работы распределенных коллективов. В развитых странах указанные технологии широко используются также в коммерческой деятельности и при управлении производством.
Технологии видеоконференций значимы для таких форумов, как семинары, конференции, конгрессы и т.п., которые являются важной формой обмена профессиональной информацией. Актуальность развития систем видеоконференций в России обусловлена рядом присущих нашей стране особенностей: наличием значительного количества территориально удаленных друг от друга научных и образовательных центров, недостатком средств для обеспечения адекватного уровня традиционных форм научного сотрудничества, таких как национальные и международные конференции, научные командировки и т.п.
В наше время одними из наиболее острых проблем глобального характера являются проблемы антропогенного изменения климата и загрязнения окружающей среды. Поэтому мониторинг окружающей среды, развитие космического экологического мониторинга являются актуальными научными и практическими задачами, реализация которых предполагает широкое использование телекоммуникационной инфраструктуры, а также гипертекстовых и интерактивных информационных технологий. Актуальной является также проблема интегрирования национальных информационных ресурсов по окружающей среде, создание региональных баз данных и расширение электронных коллекций по результатам космического экологического мониторинга. Не менее актуальными являются исследования в области биоинформатики, биоинженерии.
Мультимедиа применяется в картографии, в управлении транспортом на магистралях, обучении правилам вождения автомобиля, при тренировке летчиков и космонавтов. Коллекционеры могут составлять детальные каталоги слайдов с изображениями почтовых марок, этикеток, произведений искусства из картинных галерей и др.
Благодаря мультимедиа становится возможной реализация проекта лауреата Пулитцеровской литературной премии американского писателя Роберта Олена Батлера, заявившего о своем желании транслировать процесс создания литературного произведения через Интернет в режиме реального времени (http://www.fsu.edu/~butler). По мнению Батлера (Университет штата Флорида), это позволит читателям лучше познакомиться с процессом литературного творчества и несколько по-иному взглянуть на книги54Перспективы мультимедиа разнообразны, области мультимедиа будут расширяться, совершенствуя наш мир и открывая целые новые миры, предоставляя информацию глобального масштаба, меняя не только технику, но и, прежде всего, самого человека, его мировосприятие. Поэтому завершить этот параграф следует, пожалуй, словами поэта Вознесенского: «Да здравствует научно-техническая, перерастающая в духовную!».
2. Мультимедиа в образовании.
Еще одно из возможностей мультимедиа – обучение. Обучающиеся слышат и видят материал лекции и одновременно активно участвуют в управлении его подачей. Например, возвращаются к непонятным или особо интересным разделам.
Мультимедийные программы обучения, например языку, делают этот процесс намного приятнее, чем традиционный путь заучивания наизусть иностранных слов, реализуя методику обучения с увлечением, «без слез».
Вместо того, чтобы повторять одну и ту же фразу, пытаясь ее запомнить, достаточно включить компьютер с мультимедийным оборудованием, смотреть и слушать, как произносит это носитель самого языка. При этом можно наслаждаться не только звуком и изображением, но и терпением учителя-компьютера, способного воспроизводить текст столько раз, сколько это необходимо для запоминания.
По данным опроса, проведенного Массачусетским научно-исследовательским центром, 45% больших компаний из 1000 обследованных центром используют мультимедийную технологию для своих программ обучения (224).
Американские ученые Флетчер, Нейл, Нельсон провели сравнительный анализ традиционных форм обучения и мультимедийных средств преподавания. Осуществляя свои исследования, независимо друг от друга, ученые пришли к общему выводу, что мультимедийные обучающие программы имеют значительно больше преимуществ, нежели обычные, традиционные (239).
Работы отечественных ученых, различные эксперименты по использованию мультимедиа подтверждают вывод американских коллег.
Известно, что в процессе обучения студентами осваивается не более чем четверть предлагаемого материала. Мультимедийная же технология позволяет в 2–3 раза увеличить этот показатель, так как предоставляет возможность синкретичного обучения, т.е. возможность одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа и т.п.
Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно как для общего образования и самообразования, так и для бизнеса и профессионального развития специалиста. В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Сегодняшний уровень развития, особенно в технических областях, требует постоянного обновления, и предприятия, основой существования которых является конкуренция, должны в своей деятельности быть весьма гибкими. Это в равной мере касается как рядовых сотрудников, так и руководителей.
Системы для обучения с использованием компьютеров уже сопровождают тот или другой продукт, но, разумеется, систему такого типа следует заказывать у специализирующейся на этом фирмы. До настоящего времени обучение с использованием компьютеров применялось преимущественно в сфере производства – для обучения персонала и повышения квалификации. В фирме Opel поддерживается новый способ коллективного обучения сотрудников, которые должны, используя изображение и анимацию, подготовить программу своей будущей производственной деятельности. Фирма IBM также применяет обучение с использованием компьютеров для демонстрации работы локальных сетей. Фирма Вауеr уже много лет успешно применяет системы СВТ для обучения сотрудников внутренних и внешних служб (82). Список фирм, которые внедрили этот способ приобретения знаний, на самом деле значительно длиннее.
Первая попытка использовать компьютер для обучения в 1970-х была менее успешной, что объясняется невысокой производительностью аппаратных и программных средств того времени. Кроме того, программы были недостаточно гибкими, поэтому мотивация, а отсюда и успехи в обучении были не убедительны. Обучающие программы сегодняшнего поколения предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки, то есть учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.
Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием компьютеров. Очень трудно сделать объективное сравнение со старыми традиционными методами обучения, однако можно сказать, что внимание во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Эксперты по маркетингу уже давно заметили на многочисленных экспериментах отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти.
Если же учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, например при помощи интерактивных обучающих программ типа приложений мультимедиа, то доля усвоенного может составить 75%
3. Основные характеристики мультимедийного компьютера.
Для работы с мультимедийными ресурсами необходимо соответствующее оборудование.
Минимальной конфигурацией мультимедийного компьютера считается:
• процессор Pentium XXX;
• тактовая частота 75 МГц;
• ОЗУ 8 Мб;
• жесткий диск не менее 540 Мб;
• графическая плата VGA (640x480 точек в режиме 256 цветов или 800х600 точек в режиме 16 цветов);
• дисковод DVD-ROM, поддерживающий скорость передачи данных 600 Кб/с со средним временем доступа 250 мс;
• аудиоплата с 32-битовым звуком и MIDI-порт;
• видео MPEG4 (аппаратное или программное), поддержка синхронизированного аудио-видео потока с разрешением 352х240 при 30 fps (frame per second - кадров в секунду);
• мышь и клавиатура
На компьютерах такого уровня можно получить хорошее изображение графических объектов, продемонстрировать реально движущееся видео, прослушать мелодию, воспроизводящуюся с качеством, не уступающим качеству звучания бытовых аудиоприборов.
Дополнительно к персональному компьютеру можно подключить множество различных устройств. Художник не обойдется без графического планшета, режиссер – без видеокамеры, музыкант – без музыкальной клавиатуры и хороших средств для воспроизведения звука.
4. Основные типы накопителей информации.
Компьютерный период породил новые виды информационных объектов, таких как мультимедийные, трехмерное моделирование и т.д.
Основное влияние на типологию информационных объектов оказали технологии оцифровки графики, автоматизированного проектирования, компьютерного моделирования распознавания образов и многие другие, что породило множество различных классификаций форм представления информации, которые менялись, а затем исчезали вместе с этими технологиями.
Форма представления информации предполагает наличие материального носителя. Общепринятым является разделение носителей на три большие класса: традиционные, электронные и микроносители.
Под традиционными носителями обычно понимают бумажный носитель, каменные стены, глиняные таблички для клинописи или китайские документы на шелке.
Исторически общество всегда стремилось хранить особо важную информацию на таких носителях, которые не подвергались разрушению, прежде всего физическому, так как с исчезновением носителей информации исчезает и сама информация.
Проблема сохранности информации не потеряла свою остроту с изобретением электронных носителей. Появление DVD-ROMа, компакт-дисков лишь временно решает проблему «долговечности». Они занимают небольшие пространства, не подвержены химической эрозии, но, как отмечают специалисты, физический срок «жизни СD» имеет свои пределы – 50–100 лет.
Сегодня очень актуальной становится выработка стратегии создания таких носителей информации, программного обеспечения, которые, несмотря на устаревание информационных систем и средств, позволят прочитывать информацию в отдаленном будущем.
Сохранение информации на электронных носителях требует решения не только физической защиты носителя, но и информационной безопасности, борьбы с компьютерными вирусами, хакерством и т.д.
Под электронными носителями обычно понимаются носители, пригодные для компьютерной обработки, в том числе магнитные, оптические, магнитооптические и др.
В последние годы большое развитие получили разнообразные способы хранения информации, особенно графической, аудио- и видеоинформации, – как магнитные, так и оптические, пригодные для различных устройств, но не для компьютерной обработки. При этом возникает вопрос: относятся ли к электронным носителям информации вещательные (эфирные) средства – радио, телевидение (274).
Стремительно развиваемая техника микроносителей способствует вытеснению обычных микроносителей (микрофильмов и микрофиш) компьютерными способами хранения, прежде всего на оптических дисках.
Ведутся исследования по принципиально новым видам носителей – голографическим, молекулярным, кристаллографическим и другим.
Таким образом, классификация видов носителей постоянно меняется. На сегодняшний день в качестве официальной классификации видов носителей информации выступает ГОСТ 7.72–96 Коды физической формы (273).
Понятие «носители информации» тесно связано, а порой и синонимизуется (что неверно) с понятием «накопители информации».
5. Классификация мультимедийных продуктов.
Иными словами, мультимедийные продукты – это документы, несущие в себе информацию разных типов и предполагающие использование специальных технических устройств для их создания и воспроизведения. Не все из многочисленных компакт-дисков или онлайновых ресурсов могут считаться подлинно мультимедийными продуктами.
С точки зрения искусства, наличие содержания, относящегося к разного рода средствам информации, еще не достаточно, чтобы отнести его к категории мультимедийного произведения, так как овладение средствами художественного выражения – дело более долгое и сложное, чем освоение только компьютерной техники.
Отечественный рынок мультимедийных продуктов значительно скромнее западного, хотя он, по данным экспертов, находится на подъеме, развивается.
Интересно, что наряду с компьютерными играми наибольший коммерческий успех у обучающих дисков. Среди них, например:
«Демонстрационно-программные системы по физике и органической химии», «Азбука мультимедиа», а также по иностранным языкам.
Какие же существуют классификации мультимедийных изданий?
Согласно ГОСТу 7.83, различаются следующие основные классы информационных ресурсов (электронных документов, прошедших редакционную обработку и предназначенных для распространения), выделяемые по различным основаниям:
– по наличию неэлектронного аналога:
· электронный аналог традиционного документа,
· самостоятельное электронное издание;
– по природе данных:
· текстовое электронное издание,
· изобразительное электронное издание (включая факсимиле),
· звуковое электронное издание,
· программный продукт,
· мультимедийное издание;
– по общественному назначению:
· официальное электронное издание,
· научное электронное издание,
· научно-популярное электронное издание,
· производственно-практическое электронное издание,
· нормативное производственно-практическое электронное издание,
· учебное электронное издание,
· массово-политическое электронное издание,
· справочное электронное издание,
· электронное издание для досуга,
· рекламное электронное издание,
· художественное электронное издание;
– по технологии распространения:
· локальное электронное издание,
· сетевое электронное издание,
· электронное издание комбинированного распространения;
– по характеру взаимодействия с пользователем
· детерминированное электронное издание,
· интерактивное электронное издание;
– по периодичности:
· непериодическое электронное издание,
· сериальное электронное издание,
· периодическое электронное издание,
· продолжающееся электронное издание,
· обновляемое электронное издание;
– по структуре:
· однотомное электронное издание,
· многотомное электронное издание,
· электронная серия (272).
Классификаторы видов и назначений информационных ресурсов (ИР) базируются или должны базироваться на ГОСТе 7.60–90 (Виды изданий) и ГОСТе 7.83–2001 (Электронные издания).
На первом уровне ИР классифицируются по виду носителя информации.
Выделяются 4 класса ИР:
1 – ИР на компьютерных носителях;
2 – ИР на некомпьютерных носителях аудиоинформации;
3 – ИР на некомпьютерных носителях видеоинформации;
4 – ИР на бумажных носителях.
Выделяются подклассы:
– информационные продукты;
– программные продукты;
– программно-информационные продукты;
– услуги, оказываемые на базе сетевых ИР (мегаресурсы: электронная библиотека, поисковый сервис и др.).
Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения.
Базовым набором признаков, существенных для большинства задач, и классификации ресурсов, считают:
• содержание: например, информация общественно-политическая, правовая, персональные данные и проч.;
• источник ИР: например, официальная информация, опубликованная и проч.;
• принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, музейные, НТИ и др.;
форму собственности ИР: государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная, собственность общественных организаций, акционерная, частная, а также указание на владельца;
• характер использования ИР (назначение), ИР массовые, межведомственные, ведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;
• объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);
• открытость информации: открытая, секретная, конфиденциальная;
• форму представления информации: текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная и др.;
• носитель ИР: электронный, бумажный и др.;
• способ распространения информации: сети (глобальные, локальные), издания и проч.
• естественный язык, на котором представлена информация (274).