Хранение и подготовка товаров к продаже
Процесс хранения товаров: правильное размещение и укладка товаров, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Обеспечение материально-ответственными лицами сохранности количества и качества товаров в процессе их хранения.
Группировка товаров по признаку однородности режимов хранения, с учетом их физико-химических свойств, правил товарного соседства и санитарно-гигиенических требований. Температура, относительная влажность воздуха и другие условия помещений для хранения, контроль за соблюдением данных условий. Сроки хранения продовольственных и непродовольственных товаров. Учет длительности хранения, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал при их размещении на хранение. Способы укладки товаров.
Размеры и причины товарных потерь в процессе хранения товаров. Рекомендации по рационализации процесса хранения, сведению товарных потерь к минимуму.
Подготовка товаров к продаже: распаковка, сортировка, очистка, фасовка, упаковка, утюжка, маркировка и т.д. Инвентарь для подготовки товаров к продаже.
Рекомендуемые источники информации:
· действующие нормы естественной убыли товаров;
· акты инвентаризации товаров.
Информация о продавце и товарах
Проверка предприятий на соответствие представляемой покупателям информации установленным требованиям.
Сведения о продавце: фирменное наименование, юридический адрес, режим работы, сведения о лицензии.
Соответствие вывески требованиям, предъявляемым к ее расположению и оформлению.
Описание режима работы продавца: данные о начале и окончании работы; о времени обеденного перерыва; о дате и сроках технических или иных перерывов; о санитарных днях, часах; об особенностях работы в выходные дни.
Сведения о лицензии: номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию. Место представления покупателям данных сведений.
Сведения о товарах (работах, услугах): обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги); сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), о весе, объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний; цены и условия приобретения товаров; информация об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям безопасности; информация об условиях хранения товаров.
Сведения о гарантийном сроке (если он установлен); правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); сроке службы или годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Сведения о месте нахождения (юридический адрес), фирменном наименовании изготовителя, месте нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара. Сведения о Правилах продажи товаров.
Соответствие ценников правилам их оформления, регламентированных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55. Оценка оформления ценников в торговом предприятии: единообразие и четкость оформления, наименование товара, его сорт, цена за вес или единицу товара, подпись материально-ответственного лица или печать организации, дата оформления ценника.
Анализ (на примере 3-4 товаров) информации на упаковке на предмет ее соответствия требованиям стандартов.
Рекомендуемые источники информации:
· Закон РФ «О защите прав потребителей» от 17.12.99 г. №212-ФЗ;
· Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. №55 (в ред. постановления Правительства РФ от 20.10.98 г.№1222);
· Правила продажи товаров по образцам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.97 г. №918;
· Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6.06.98 г. №569 с изменениями от 12.10.99 г. №1143;
· Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит, утвержденные постановлением Совмина – Правительства РФ от 9.09.93г. №895;
· ГОСТ Р 51087 – 97. Табачные изделия. Информация для потребителя;
· ГОСТ Р 51121 – 97. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования;
· ГОСТ Р 51391 – 99. Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования.
· Лицензии предприятия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ 2 РАЗДЕЛАОТЧЕТА
(ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА)
Рассмотрим содержание преддипломной практики на примере нескольких выпускных квалификационных работ.
Пример 1.
Тема: «Исследование и оптимизация ассортимента товаров для формирования товарно-ассортиментной политики торгового предприятия».
Индивидуальное задание по этой теме может содержать следующие разделы:
1. Анализ реализованного ассортимента.
2. Расчет показателей ассортимента по отдельным видам товаров.
3. Результаты опроса покупателей об ассортименте и качестве реализуемых товаров.
4. Практические рекомендации по совершенствованию ассортимента товаров, формированию спроса и стимулированию сбыта.
1. Анализ реализованного ассортимента.
Общая характеристика розничного торгового предприятия: название магазина, его месторасположение, специализация, методы розничной продажи товаров.
В основе анализа должно быть положено изучение динамики объемов и структуры товарооборота за прошедший период. Продолжительность этого периода должна быть достаточно большой (желательно не менее 3 лет).
Для торговых предприятий, имеющих широкий ассортимент, этот анализ следует осуществить на двух уровнях:
- общий анализ структуры товарооборота по укрупненным группам товаров;
- углубленный анализ ассортимента конкретной группы товаров (развернутого ассортимента), вызывающей наибольший интерес.
Анализ рекомендуется проводить на основе табличных данных. При этом в первую очередь следует выявить динамику товарооборота по годам в целом и по отдельным товарным группам. Учитывая то, что объемы товарооборота, рассчитанные в денежном выражении, могут не совпадать с физическими объемами реализации товаров (с объемами в товарной массе) по причине инфляции, сравнительный анализ следует делать в сопоставимых ценах. Для этого надо установить самому или взять из статистических источников коэффициент инфляции по анализируемому году по отношении к предыдущему году.
Затем необходимо выявить изменения удельного веса каждой группы товаров в общем объеме товарооборота за тот же период. Это позволит установить изменения в потреблении населением отдельных групп товаров.
Анализ развернутого ассортимента по интересующей группе (виду) товаров целесообразнее сделать по табличным данным, отражающим объемы реализации в натуральных единицах (если это возможно). В таком случае объективность выводов по динамике объемов реализованных товаров возрастет.
2. Расчет показателей ассортимента по отдельным видам товаров.
С помощью специальных показателей можно сделать более детальный анализ ассортимента и дать рекомендации по его оптимизации. Рассчитанные показатели и динамику их изменений можно связать с результатами хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивость ассортимента может быть рассчитана по различным показателям. Выбор показателя будет связан с решением конкретной задачи.
Коэффициент обновляемости имеет смысл рассчитать при анализе ассортимента некоторых групп непродовольственных товаров, отличающихся быстрой сменой марок, моделей, конструкций.
В итоге можно посчитать обобщенный показатель рациональности ассортимента. В таком случае каждому относительному показателю необходимо установить коэффициент весомости (значимости). Это можно сделать путем выявления мнения специалистов о значимости каждого показателя методом ранжирования или установлением среднего значения коэффициентов весомости по каждому показателю несколькими экспертами.
Следует помнить, что общая сумма коэффициентов весомости должна составлять 1,0 (100%).
3. Результаты опроса покупателей об ассортименте и качестве реализуемых товаров.
Формирование ассортимента на перспективу тесно связано с изучением спроса покупателей. Существует много способов выявления мнения потребителей о товарах. Широко распространенным методом является анкетный опрос покупателей. Здесь важно сформировать перечень вопросов и варианты ответов к ним.
В качестве примеров приведем два варианта вопросов.
1. Удовлетворены ли Вы возможностями выбора интересующего Вас товара, его ассортиментом?
1.1. полностью удовлетворен
1.2. удовлетворен только частично
1.3. неудовлетворен
2. На продукцию каких организаций Вы ориентируетесь прежде всего при приобретении данного товара?
2.1. на продукцию местных предприятий
2.2. на продукцию конкретного предприятия (указать какого)
2.3. на продукцию, поступающую из других регионов России
2.4. на продукцию зарубежных фирм
2.5. другое
Результаты опроса необходимо свести в таблицу и проанализировать их.
4. Практические рекомендации по совершенствованию ассортимента товаров, формированию спроса и стимулированию сбыта.
На основе анализа полученных данных, рекомендуется сформулировать предложения по совершенствованию ассортиментной политики предприятия, изменению ассортимента, стимулированию продаж.