Кризисная коммуникация
Кризисная коммуникация Еще одним типом политической
коммуникации, предполагающей
использование различных видов организации информационных связей и налаживания дискурса, является кризисная коммуникация (crisis communication). Однако наличие такого способа информирования и организации общения объясняется не позицией коммуникатора или состоянием реципиента, а сложившейся ситуацией, в рамках которой и вынуждены формироваться политические контакты. Именно наличие кризиса, состояние развертывающегося кон- I фликта, при котором коммуникатор в значительной степени теря- " ет возможность контролировать инфопоток, а реципиент зачастую не способен улавливать обращенные к нему сообщения, и форматирует этот тип контактов. Иначе говоря, сама среда, внешняя ситуация продуцируют этот особый тип установления политической коммуникации.
Данный тип налаживания коммуникации возникает по мере нарастания неопределенности политической ситуации, угроз и рисков как для коммуникатора, так и для реципиента. А поскольку в политике невозможно избежать кризисов и связанных с ними рисков, данный тип коммуницирования выступает постоянным спутником политической жизни. При этом информационные ресурсы и технологии кризисной коммуникации используются как для предвидения возможных осложнений, так и для реагирования на динамично изменяющуюся ситуацию. Реже кризисная коммуникация выступает как не вполне надежный, но все-таки определенный механизм управления течением конфликтов.
В связи с неопределенностью и хаотичностью кризисных ситуаций, а также наличием множества закрытых для поиска инфор-
мации участков политического пространства возникновение коммуникаций в этих условиях нередко становится проблематичным. В кризисной политической среде коммуникационный эффект не возникает даже при интенсивных информационных обменах. Да и образовавшиеся коммуникационные связи зачастую весьма крат-ковременны, т.е. кризисные коммуникации с трудом возникают и легко разрушаются. Но даже краткосрочные контакты в этих условиях позволяют политическим акторам решать многие жизненно важные проблемы. Так что результативность кризисных коммуникаций в сфере политики следует признать весьма высокой.
Так как политические конфликты могут иметь вялотекущий, низкоинтенсивный и даже латентный характер и, следовательно, не всегда (и даже не часто) провоцируют острокритические обстоятельства, технологии кризисной коммуникации также востребованы лишь время от времени. Иначе говоря, кризисная коммуникация востребуется только в том политическом пространстве, в котором кризисы и конфликты обладают определенным уровнем напряженности, обусловливающим для конкретных акторов потерю способности к поддержанию устойчивых контактов со своими контрагентами. И только в таких условиях информационные потоки и механизмы обучения, предлагаемые «кризисной коммуникацией», способствуют установлению (восстановлению) контактов между политическими акторами, отвечают на вызовы ситуации.
Так что кризисная коммуникация не может проявить своего потенциала до тех пор, пока конфликтная, кризисная ситуация не сменит период стабильности и определенности в деятельности коммуникатора. Как в бизнесе, где кризисного управляющего назначают на предприятие, которое стало банкротом, в политической сфере данный тип коммуникации возникает только при соответствующем изменении ситуации. Например, в период резкой дестабилизации власти прежде применявшиеся информационные технологии становятся неэффективными. Конечно, очень важны масштаб и интенсивность конфликтов и кризисов, при которых одни акторы (например, отдельные партии) испытывают потребность обращения к технологиям кризисной коммуникации, а другие (государство) могут продолжать использовать привычные, некризисные методы поддержания своих политических контактов. Впрочем, масштаб кризиса может создавать и иные ситуации. Так, при каком-нибудь международном кризисе, вынуждающем национальные государства переходить к технологиям кризисного менеджмента в информационной сфере, некоторые мелкие структуры могут обходиться прежними способами коммуникации. Суще-
ствует и еще одна сложность с использованием технологий кризисной коммуникации, обусловленная временными параметрами развертывания конфликта. В частности, время наступления и длительность развертывания кризиса могут не соответствовать ресурсам политического актора или же не совпадать со сроками применения им кризисных технологий. Например, переход к кризисным технологиям в информационном пространстве может занять у того же государства больше времени, нежели будет длиться сам кризис. Возвращение к прежним методикам организации своих контактов с населением и другими контрагентами, предполагающее и ресурсные, и временные затраты на новую переналадку деятельности своих пиар-служб, организации сообщений и контактов со СМИ и т.д., может также снизить эффективность деятельности властей. Правда, следует учитывать, что острые фазы конфликтов, дестабилизация власти не всегда возникают мгновенно. Так что информационные ресурсы и технологии кризисной коммуникации могут в ряде случаев использоваться и для предвидения возможных осложнений, реагирования на динамично изменяющуюся ситуацию. В других условиях кризисная коммуникация выступает как пусть и не вполне надежный, но определенный механизм управления течением конфликтов.
Немаркетинговые и маркетинговые свойства кризисной коммуникации |
Немаркетинговые свойства кризисной коммуникации обусловлены природой политики, которая в свою очередь связана с возникновением
конфликтов и потому обладает венчурным, рисковым характером. Постоянно возникающие зоны риска, конфликты и кризисы, ставящие порой под угрозу существование коммуникатора и реципиента в сфере власти, требуют использования особых инструментов и ресурсов поддержания дискурса. Речь идет не столько об особых методах коммуницирования, сколько о характере их применения. В частности, такими приемами, которые могут способствовать самосохранению акторов в условиях кризиса и хотя бы частичному удовлетворению их запросов и интересов, служат интенсификацияинформационных контактов и расширение зоны охватаконтрагентов. Благодаря этим чертам используемые информационные технологии расширяют предпосылки общения.
Однако и эти свойства кризисной коммуникации имеют свои ограничения. Очевидно, например, что в условиях политического риска одного уровня можно наладить коммуникацию с контрагентами, а в других случаях добиться такого информационного обеспечения своих целей уже нельзя. Так, в ситуациях социальных или
гуманитарных катастроф, как правило, невозможно осуществлять сколько-нибудь устойчивые информационные стратегии и налаживать политические коммуникации, гарантирующие достижение каких-то целей. Под вопросом существование самих политических игроков. В этих условиях даже интенсивные и широкие информационные потоки не способствуют налаживанию коммуникационного взаимодействия, а отдельные контакты не выстраиваются в прочные отношения. Все это подтверждает, что немаркетинговые свойства кризисной коммуникации как бы «задают тон», определяют пороговые условия существования в информационном пространстве политики.
Однако наряду с изложенным кризисная коммуникация обладает и маркетинговыми свойствами поддержания дискурса, чему есть свои основания. Поскольку для каждого конкретного актора в сфере политики существуют свои зоны риска и, следовательно, допустимые для него действия, информационные кризисные технологии становятся предельно персонифицированными,спроецированными на конкретные возможности и ресурсы действующего в политике агента. Этот формат общения обусловлен интересами как коммуникатора, так и реципиента. Первому он помогает проявить в кризисных условиях свои интересы, привлечь информационные ресурсы, задействовать нужные каналы передачи сообщений и т.д. В силу этого кризисная коммуникация сохраняет целенаправленный характер. Коммуникатор вынужден использовать определенные приемы и технологии, чтобы реципиент преодолел провоцируемые кризисом психологические фрустрации и смог адекватно воспринять необходимые сообщения. В этих целях используются техники снятия стресса, смягчения восприятия кризиса, интенсификации общения конфликтующих сторон и т.д.
Персонализированность информационных контактов предполагает креативный характердеятельности коммуникатора. Например, в одних условиях коммуникатор должен снижать резонанс от разворачивающихся скандалов, которые могут мешать ему продвигать свою политическую линию, а в другом случае для достижения тех же целей он будет их инициировать. Только творчески подходя к решению текущих задач, коммуникатор сможет наладить необходимые коммуникации, добиться результативности от своих информационных контактов.
Применяемые в кризисной коммуникации информационные технологии по своему характеру должны быть наступательными.В противном случае коммуникатор не сможет исправить ситуацию, подавить негативные тенденции и выстроить необходимые информационные отношения.
Креативность и наступательность информационных приемов кризисной коммуникации сочетаются с гибкостьюи оперативностью.Все фазы информационной подготовки политических контактов, попытки воздействия на контрагента или предотвращения потерь от несложившегося общения имеют предельно сжатые сроки применения и подчиняются ситуации и динамике обстоятельств.
Такой характер коммуникаций отражает и некоторые весьма универсальные трансформации позиций коммуникатора. Поскольку острые конфликты и кризисы содержат в себе возможность понижения его статусных позиций, снижения ресурсов, а в определенной ситуации даже его вытеснения с политической арены, применение технологий кризисной коммуникации существенно перестраивает приоритеты политических акторов. В первую очередь это означает, что важнейшая цель коммуникатора — обеспечение своего существования в политической сфере. Главным приоритетом кризисной коммуникации становится отведение угроз, обеспечение безопасности, а ее основной функцией — защита.Исходя из этого коммуникатор и оценивает ситуацию, ставит дополнительные цели, определяет средства и методы информационного поведения.
В задачу нейтрализации опасных тенденций входит и определение круга партнеров и оппонентов, общение с которыми не должно вызывать негативных последствий. Информационные действия предполагают также поиск партнеров, способных снизить риски и помочь коммуникатору сохранить свои позиции в политической сфере. Именно по отношению к ним и предпринимаются действия маркетингового характера.
Интеллектуальные основы формирования кризисной коммуникации |
По аналогии с экономической сферой и менеджментом специалисты в области политической кризисной коммуникации выделяют несколько концептов налаживания этого типа коммуникаций: разрешение конфликтов {conflict resolution), управление конфликтами {conflict management), проблемное управление {issues management) и управление восприятием {perception management)6. Все эти исходные теоретические конструкции базируются на различном видении основных источников и механизмов формирования политических контактов в условиях кризисов.
В русле данных подходов и формируется процесс кризисной коммуникации. Такой коммуникационный реинжиниринг предполагает применение методик кризисного планирования в информационной сфере, направленных на последовательный анализ динамики рынка и предшествующей кризису ситуации, кризисный кон-
троль и действия в процессе развертывания конфликтов, а также послекризисное регулирование. Они включают в себя методы диагностики ситуации, прогноза развития событий, выявления факторов, предупреждающих, снижающих и минимизирующих риски. Формирующаяся сетка прогнозов призвана защитить слабо защищенные позиции коммуникатора, предусмотреть направления контрвлияния оппонентов, выявить балансировочные факторы. Кроме того, учитывается также и антикризисная деятельность конкурентов. Маркетинговый характер кризисной коммуникации предполагает четкое соотнесение ресурсов и временных параметров действий. В целом возможность осуществления политического проекта зависит от эффективности сочетания методов маркетингового и немаркетингового характера. Понятно, что особое значение методы кризисной коммуникации имеют для начинающих политиков, тех, кто только приступает к действиям в сфере распределения власти.
Вопросы для обсуждения
1. В каких ситуациях возможно, а в каких противопоказано использо
вание смеховых технологий для налаживания политических коммуника
ций?
2. В чем особенность применения смеховой коммуникации в совре
менном российском обществе?
3. Существуют ли какие-либо ограничения для применения информа
ционных технологий кризисной коммуникации?
4. Как определить подходящий момент для начала использования кри
зисных информационных технологий?
5. Можно ли использовать приемы смеховой коммуникации в услови
ях кризиса?
Рекомендуемая литература
Боровик Г. Жестокие забавы вождя // Совершенно секретно. 2000. № 3.
Дмитриев А. В. Социология политического юмора. М., 1998.
Дмитриев А. В. Юмор в политике // Россия в условиях трансформаций.
М., 2002. Вып. 27.
Канетти Э. Масса и власть. М. 1997.
Лихачев Д. С, ПанченкоА. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. М., 1984. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1997. Политические частушки. М., 1999. Shuts С. S. Political Humor: from Aristophan to San Ervin. Granbery. N. Jercy,
1977. Zijderveld A. C. The Sociology of Humor and Laughter // Current Sociology.
1983. Vol. 31. №3.