Совершенных с целью возврата за денежное вознаграждение
Все более широкое распространение получает кража автомобиля, совершенная с целью возврата за денежное вознаграждение. Подобные преступления могут совершать и с целью получения вознаграждения со страховой компании.
Для названного вида хищения автотранспорта характерно следующее:
конечной и единственной целью преступления является получение денежного вознаграждения за возврат похищенного транспорта потерпевшему;
-автомобиль не подвергается переделке, разборке; вещи, находящиеся в салоне, остаются на месте.
Также, характерной особенностью названных преступлений является активное противодействие преступной среды правоохранительным органам, которое выражается:
в предварительной подготовке к совершению преступления, в моделировании ситуаций, затрудняющих установление объективной истины;
в выработке единой тактики поведения в случае задержания;
в использовании коррумпированных связей в органах власти, управления, правоохранительных структурах;
в “давлении” на потерпевших, свидетелей, судей и других участников уголовного процесса или их подкупе.
На этапе подготовки к совершению кражи автомобиля преступники активно осуществляют “разведывательно-поисковую деятельность”, решая следующие задачи:
1.Выбор будущего потерпевшего, изучение его образа жизни, связей, мест парковки автомобиля. Им, как правило, становится владелец дорогой иномарки, занимающийся предпринимательской деятельностью, нередко переходящей в криминальную.
2.Приготовление и приискание средств совершения преступления - снятие в аренду гаража-отстойника, как правило, в 3-5-ти минутах езды от места предполагаемого похищения, что, разумеется, делает проведение органами внутренних дел операции “Перехват” не эффективным. Так же, изготовление “отмычек”, слепков ключей, других специальных технических средств для проникновения в автомобиль и запуска двигателя.
Как показывает практика, в 90% случаев преступники используют дубликаты ключей от двери автомобиля и замка зажигания, что делает акт хищения быстрым и наименее рискованным. Дубликаты изготавливаются преступниками путем снятия слепка с ключей в автомастерских, мойках, автостоянках, на "барахолках". То есть, в тех местах, в которых хозяин автомобиля передает ключи от автомобиля в чужие руки. Так, сотрудниками криминальной милиции УВД г. Барнаула была изобличена преступная группа/Б., Ч./, которая на протяжении длительного периода времени занималась кражами автотранспорта с использованием дубликата ключей от дверей и от замка зажигания. Слепок с ключа снимался, как правило, при непосредственном контакте с будущим потерпевшим на автомобильном рынке. Один преступник отвлекал хозяина автомашины, просил открыть капот, показать двигатель. В это время другой злоумышленник, под предлогом осмотра салона и проверки работоспособности зажигания снимал восковые слепки с ключей. В дальнейшем изготавливался дубликат высокого качества, с помощью которого автомобиль легко и беспрепятственно открывался и заводился. Затем, преступники выслеживали транспортное средство и выжидали момент, когда владелец оставит автомашину без присмотра хотя бы на 2-3 минуты, и совершали хищение.
Кража автомобиля происходит в большинстве случаев с улицы, в светлое время суток, в период деловой активности граждан, иногда на глазах у потерпевшего, что свидетельствует о повышенной дерзости преступников.
После обращения в орган внутренних дел по факту кражи транспортного средства, потерпевшие, как правило, через средства массовой информации дают объявления, с просьбой за денежное вознаграждение вернуть автомобиль, либо сообщить о его местонахождении по указанному телефону. Такие действия и ожидаются преступниками.
В дальнейшем, преступники снова проявляют активность. По телефону или, что значительно реже - непосредственно вступают в контакт с потерпевшим, сообщают, что автомобиль у них и производят психологическую “обработку” пострадавшего на предмет прерывания контакта с сотрудниками милиции. При этом не угрожают физической расправой, уничтожением автомобиля или разглашением компрометирующих сведений, /зная, что подобные действия привели бы к дополнительной уголовно-правовой квалификации деяния по ст.163 УК РФ- вымогательство/. Жестко навязываются правила “игры”, в соответствии с которыми, потерпевшему предлагают вернуть автомобиль, "рекомендуется" в указанные сроки приготовить к передаче деньги и найти посредника из числа знакомых или общеизвестных "авторитетов" преступного мира. Найти последнего для пострадавшего не составляет большого труда, так как, часто, его коммерческая деятельность контролируется криминалитетом. Посредник необходим преступникам для обеспечения их собственной безопасности, для недопущения нежелательных контактов с потерпевшим и сотрудниками милиции. Сумма выкупа составляет около 25-30 % от стоимости автомобиля, что устраивает владельца транспортного средства и преступников, так как именно столько стоит похищенный автомобиль на “черном” рынке.
Потерпевший называет имя посредника, с которым преступники начинают вести переговоры, в ходе которых уточняется сумма/ так как посредник оказывает “услуги” не бесплатно/ и способ возврата похищенного. Далее, ведущая роль принадлежит посреднику. Спустя некоторое время он, получив деньги, передает их преступникам и сообщает потерпевшему о месте нахождения автомобиля, являясь гарантом “сделки”. Во время передачи денег транспортное средство выгоняется из гаража - отстойника и паркуется неподалеку, для того, чтобы свести риск быть задержанным на похищенном автомобиле к минимуму.
Получив похищенный автомобиль, потерпевший, следует “инструкциям” преступников и обращается в орган внутренних дел с заявлением, о том, что граждане, откликнувшись на данное им ранее объявление, сообщили о месте нахождения автомобиля, умышленно скрывая фактические данные о лице, с помощью которого получил похищенное и механизм “возврата”. В данном случае потерпевший может быть привлечен к уголовной ответственности за заведомо ложный донос или за дачу ложных показаний.
Указанный способ преступной деятельности получил широкое распространение. Например, проведенный опрос сотрудников криминальной милиции УВД г. Барнаула, занимающихся борьбой с кражами и угонами автотранспорта, показал, что, около 70% похищенных автомобилей престижных марок преступники возвращают потерпевшим за денежное вознаграждение, раскрывать удается только единицы из указанных преступлений. В случае, если оперативные работники не располагают фактическими данными о причастности преступников непосредственно к акту кражи автомобиля, которые могут быть доказательствами по уголовному делу, то даже задокументированная деятельность злоумышленников по возврату похищенного автомобиля и их задержание с поличным не всегда влечет за собой правовые последствия. Возникают определенные трудности, так как, в соответствии с действующим законодательством, необходимо доказать наличие субъективной стороны преступления в виде прямого умысла.
Такого рода серийные преступления совершаются только организованными преступными группами, с четким распределением ролей. Для них характерно:
-систематичность преступной деятельности, общность целей;
четкое распределение ролей; наличие лидера или организатора ;
соподчиненность в группе, наличие строгой иерархии;
внутригрупповые нормы поведения;
тщательное планирование преступной деятельности;
наличие в обороте огромных денежных средств, добытых преступным путем;
-целенаправленная разработка и осуществление мер защиты от разоблачения и противодействия правоохранительным органам, включая подкуп должностных лиц, проведение “агентурной разведывательной и контрразведывательной” работы.
глубокая законспирированность, тесные межличностные связи между преступниками, завершенность состава групп, что усложняет внедрение негласных сотрудников для проведения оперативной разработки;
отлаженная система криминальных связей, в том числе в правоохранительных органах;
превосходная оснащенность специальными техническими средствами.
Описывая такого рода “криминальные коллективы”, следует обозначить роли, специализацию их членов. Обязательно участие “угонщиков”, специалистов по похищению автотранспорта. Существуют пособники, оказывающие различную помощь преступникам: предоставление гаражей, автотранспорта, специальных средств, консультирование при разработке операций по похищению автомобилей, сокрытие следов преступления, участие в возврате похищенного и получении денежного вознаграждения, собирание информации о будущем потерпевшим. Деятельность преступной группы управляется на принципах единоначалия –организатором. Необходимо отметить, что в состав названных преступных групп привлекаются наряду с ''угонщиками'', пособниками, организатором – посредники. В большинстве случаев, ими являются криминальные авторитеты/''положенцы'', ''воры в законе'' и другие/ либо известные бизнесмены с криминальным прошлым, которые ранее добытые преступным путем средства вложили в коммерческую деятельность и “отошли от дел”. Репутация и “вес” названных лиц, и обусловливает латентность и трудности в раскрытии зарегистрированных преступлений, так как потерпевшие опасаются в случае содействия органам внутренних дел физической расправы с их стороны или потери своего имиджа в деловом мире. Причем “авторитеты” чаще всего используются “угонщиками” для осуществления разовых возвратов, что, разумеется, усложняет документирование преступной деятельности группы и раскрытие преступлений.
Расследование инсценировки краж и неправомерного завладения застрахованным транспортным средством. На первоначальном этапе расследования подобных преступлений складывается несколько типичных следственных ситуаций. Можно выделить три типичных ситуации на первоначальном этапе расследования данного рода преступлений:
1.Местом преступления является кратковременная стоянка -54,2%;
2.Местом преступления является двор дома заявителя -34,8%;
3.Местом преступления является гараж заявителя -11%.
Первая ситуация является менее благоприятной с точки зрения информационной насыщенности. Как показали проведенные исследования, мошенники, обычно, сообщают о краже транспортного средства в ОВД по телефону (в 93% случаев). В этом случае информации, полученной от заявителя для решения вопроса о возбуждении уголовного дела явно не достаточно. Для осмотра места происшествия в состав следственно оперативной группы целесообразно включить: следователя, эксперта-криминалиста, оперуполномоченного, инспектора ГИБДД, участкового. В некоторых УВД организованы межрайонные отделы по борьбе с кражами АМТ, участие работника данного отдела в осмотре места происшествия и в последующем расследовании по уголовному делу может обеспечить раскрытие преступления в кратчайшие сроки. При осмотре должен присутствовать и заявитель, для уточнения и конкретизации некоторых обстоятельств дела. При опросе заявителя необходимо уточнить данные на транспортное средство (марка, цвет, номер, приметы, неисправности, время, место, где находился автомобиль), сообщить данную информацию всем подразделениям ОВД, ГИБДД для введения операции “Перехват” и розыска похищенного транспортного средства. Кроме того, необходимо проверить транспортное средство по учетам РЭО ГИБДД.
При осмотре места, где находилось транспортное средство необходимо обратить внимание на установление и фиксирование статических следов похищенного транспортного средства, следов отслоения грунта, пятен бензина, масла, следов обуви. Отсутствие данных следов будет являться негативным обстоятельством, выявленным в ходе осмотра. Для выявления свидетелей и очевидцев преступления следует установить лиц, которые могли оказаться рядом с местом незадолго до, или во время совершения преступления. В ходе специальных исследований было установлено, что местами кратковременной стоянки транспортного средства, при совершении рассматриваемых преступлений являются: площадки около магазинов, торговых центров и оптовых рынков -54% случаев; площадки около мест отдыха, спорта, развлекательных учреждений -42,4% случаев; обочины городских шоссе -3,6% случаев. Поэтому в ходе установления свидетелей и очевидцев преступления необходимо вести поиск среди владельцев и завсегдатаев указанных мест, лиц, работающих в данных местах. Кроме того, следует устанавливать свидетелей среди пожилых людей, граждан гуляющих с детьми, выгуливающих собак. В ходе опроса данных граждан следует устанавливать видели ли они похищенное транспортное средство, когда, где и при каких обстоятельствах, кто находился возле машины, сколько человек, сможет ли свидетель опознать данных лиц. Отсутствие лиц, которые могли бы подтвердить нахождение транспортного средства в месте преступления в указанное заявителем время, будет являться негативным обстоятельством.
Вторая ситуация имеет свои специфические черты. Во-первых, во дворе дома заявителя транспортное средство парковалось определенный срок, обычно, на одном и том же месте, его видели соседи, владельцы других транспортных средств, которые могут составить убедительную свидетельскую базу, подтверждающую версию о виновности страхователя в совершении мошенничества. Во-вторых, данные лица, как правило, замечают малейшие изменения в условиях парковки, внешнего состояния транспортного средства. Данные сведения могут оказать неоценимую помощь в установлении некоторых обстоятельств совершенного преступления. Для рассматриваемой следственной ситуации характерным является наличие следов транспортного средства, даже если в интересующий нас момент оно на данном месте не находилось. В ходе опросов(допросов) свидетелей-автолюбителей необходимо иметь ввиду, что среди них могут оказаться соучастники страхователя, поэтому информацию, вызывающую сомнение следует обязательно проверить как гласным путем, так и с помощью проведения негласных мероприятий.
Третья ситуация является весьма информативной. Это обстоятельство связано с тем, что при инсценировке проникновения в гараж воображаемых преступников, страхователь вынужден создавать материальные следы данного проникновения, и при этом объективно оставлять свои собственные. Также, нередкими являются случаи (32% дел об инсценированных кражах), когда владелец транспортного средства поручает похитить автомобиль из гаража своему знакомому, который также неизбежно оставляет материальные следы своих действий. Поэтому в подобной ситуации большое значение приобретает качественный и детальный осмотр места происшествия, в ходе которого могут быть установлены негативные обстоятельства. Следует обращать внимание на характеристику и состояние замков, болтов, шурупов, наличие и характер повреждений на дверях гаража и запорных устройствах. Как показывают проведенные исследования, редкий страхователь способен причинить сколько-нибудь существенный вред собственному имуществу. Необходимо также осмотреть на предмет установления попыток взлома и соседние гаражи, отсутствие подобных следов будет являться негативным обстоятельством.
Проведенные исследования показали, что по данной категории дел обнаруженное транспортное средство, как правило, подвергнуто частичному разукомплектованию лицом осуществившим инсценировку, либо (что бывает гораздо реже) посторонним лицом, без ведома страхователя. Поэтому, следует установить: какие именно детали демонтированы, каким образом, с использованием каких инструментов, каким образом транспортное средство оказалось в данном месте (имело ли место буксировка). На инсценировку страхового события будут указывать следующие обстоятельства: детали демонтированы аккуратно, без повреждений, замок зажигания исправен, оставлены ценные детали, имеющие скрытые дефекты. Особое внимание необходимо уделить выявлению следов посторонних лиц: следов рук, ног, микрочастиц и микрообъектов, как на самом транспортном средстве, так и около него. Наличие только следов заявителя и (или) его родственников, пользующихся данным автомобилем, будет указывать на их причастность к совершению мошенничества. Кроме того, следует тщательно осмотреть место обнаружения транспортного средства, с целью обнаружения спрятанных запчастей, а также следов других транспортных средств.
Для поиска транспортного средства необходимо отрабатывать версию о возможной реализации автомобиля его владельцем. В целях отработки этой версии проводятся следующие мероприятия: запрос в РЭО ГИБДД относительно снятия с учета данного транспортного средства, проверка мест сбыта (авторынков, автомагазинов), проверка мест ремонта и восстановления автотранспортных средств, устанавливается, оформлялся ли продажа транспортного средства через кого-либо из знакомых, родственников заявителя. При обнаружении застрахованного транспортного средства у лица его купившего, необходимо произвести его осмотр с участием специалиста-автотехника с целью обнаружения следов изменения идентификационного номера, смены деталей, следов перекраски транспортного средства. В ходе допроса данного лица следует детально уточнить обстоятельства покупки транспортного средства: где, когда, у кого по какой цене он приобрел транспортное средство, как оформлялась сделка купли-продажи.
Программа расследования инсценированных краж автомобилей:
На первоначальном этапе расследования необходимо выяснить следующие обстоятельства:
-место и время страхового события, либо время его обнаружения потерпевшим;
-время сообщения в ОВД о совершенном преступлении;
-кто, в какой форме, откуда (если сообщение было по телефону) заявил о совершенном преступлении;
-кто, по мнению заявителя, мог совершить данное преступление;
-какое имущество (общие и индивидуальные признаки) пострадало в результате преступления;
-когда, где, по какой цене, и при каких обстоятельствах заявитель приобрел застрахованное имущество;
-сохранились ли документы на указанное имущество;
-когда, где и при каких условиях было застраховано данное имущество;
-был ли причинен ущерб незастрахованному имуществу, и какому именно;
-какие следы оставили преступники на месте происшествия;
-какие следы преступления помог обнаружить сам заявитель;
-где обычно хранилось (находилось) застрахованное имущество;
-где находилось застрахованное имущество во время совершения преступления;
-каким образом преступник проник в помещение, где находилось застрахованное имущество;
-в каком состоянии находились замки, запорные устройства и сигнализация до совершения преступления и после;
-были ли попытки совершения преступных действий в отношении других лиц (например, соседей по квартире, гаражу);
-имеются ли в документах на страхование имущества какие-либо несоответствия, неточности;
-кто является страхователем имущества и выгодоприобретателем;
-по чьей инициативе был заключен договор страхования;
-проводился ли осмотр имущества до заключения договора страхования, где, когда и кем;
-сличались ли номера объектов страхования с документами, указывались ли данные номера в страховых документах;
-как вел себя страхователь во время заключения договора страхования;
-сообщал ли страхователь о событии в страховую компанию, что и когда он сообщил;
-страховал ли данный гражданин имущество ранее (когда, какое имущество, в каких компаниях), были ли страховые случаи, выплаты или отказы в выплате.
Некоторые индикаторы инсценировки кражи автомобиля:
- несрабатывание или отключение (забывание включить) имеющейся охранной сигнализации автомобиля;
- наличие излишних повреждений на дверях, замках гаража;
- наличие следов, указывающих, что взлом гаража был произведен изнутри;
- удаление страхователем из автомашины незадолго до страхового случая ценных вещей, документов, аппаратуры;
- отсутствие на замке зажигания следов воздействия посторонними предметами;
- обнаружение на транспортном средстве только следов заявителя, равно как и вообще отсутствие каких-либо следов;
- узлы и детали разукомплектованного транспортного средства демонтированы аккуратно, без лишних повреждений;
- ценные детали, имеющие скрытые дефекты, о чем мог знать только владелец данного автомобиля, оставлены;
- немотивированное изменение постоянной стоянки автомашины, ухудшившее степень ее безопасности, происшедшее непосредственно перед кражей;
- взлом гаража случайными предметами, которые находились возле него.
Каждый отдельно взятый из названных индикаторов не всегда однозначно указывает на инсценировку страхового события, но совокупность двух и более из них может указывать на необходимость выдвижения и проверки версии о имевшем место преступлении в отношении материальных интересов страховых компаний.
Для проверки версии об инсценировке кражи транспортного средства, необходимо выяснить следующие обстоятельства:
-существуют ли у страхователя серьезные материальные проблемы (необходимость возврата долга, ссуды и др.);
-когда возникли данные трудности до заключения договора страхования или после;
-как характеризуется страхователь по месту жительства и месту работы;
-было ли в действительности у страхователя данное имущество;
-с кем, в последнее время страхователь поддерживал отношения, характеристика этих лиц;
-имело ли место перемещение вещей, предметов, коробок, контейнеров в квартиру страхователя (частный дом, офис и др.) или из нее до страхового случая;
-с кем совместно проживает страхователь, где данные лица находились во время страхового случая;
-с кем из родственников (знакомых) страхователь поддерживал отношения в последнее время, где они проживают, имеют ли гараж, частный дом;
-продавал ли страхователь до или после страхового события вещи, ценности, какие именно и кому;
-совершал ли страхователь в последнее время крупные покупки, тратил ли большие суммы денег;
-каким образом страхователь объясняет наличие (поступление) данных денежных средств;
-брал ли страхователь во временное пользование транспортные средства, инструменты, технические приспособления, какие именно, когда и у кого;
-кто из представителей страховых органов заключал договор страхования, производил осмотр имущества, оценку его стоимости, в каких отношениях находятся указанные лица и страхователь;
-как часто фигурировали данные лица, в имевших место ранее страховых случаях (условия договора страхования и выплат по данным фактам);
-кто из представителей иных государственных органов принимал участие в ликвидации последствий, установлении причин страхового события, какими документами это подтверждается;
-характеристика указанных лиц по месту работы;
-как часто фигурировали данные должностные лица в имевших место ранее страховых случаях (условия договора страхования и выплат по данным фактам).
§ 9. Особенности установления причин пожара в автомобилях[4]
Возгорание автомобиля является тем страховым случаем, который вызывает набольшие сложности в установлении причин пожара и неизбежно приводит к большим убыткам страховых компаний, так как, как правило, в результате пожара автомобиль не подлежит восстановлению.
Пожарная опасность автомобиля обуславливается наличием в нем большого количества горючих материалов и источников зажигания, а также условий для образования горючей среды.
Пожарная нагрузка автомобиля и условия образования горючей среды
Для оценки пожарной опасности автомобилей прежде всего следует изучить их горючую нагрузку. Горючая загрузка представляет собой совокупность горючих материалов, из которых изготовлены отдельные детали автомобиля и которые применяются в нем как эксплуатационные. Пожарная опасность этих материалов характеризуется их способностью воспламеняться, образовывать взрывоопасные концентрации, взрываться и гореть от источника зажигания, при взаимодействии с другими веществами и окислителями, особенностями взаимодействия со средствами пожаротушения. Следует отметить, что в автомобиле горючая загрузка распределена не равномерно.
В моторном отсеке легкового автомобиля горючую загрузку составляют различные детали систем двигателя.
Так, в электросистеме двигателя такими деталями являются изоляция токопроводящих жил участков электропроводов (оболочка), платы и радиодетали электронных узлов, а также горючие материалы, применяемые в электрооборудовании. Как следует из практики исследования пожаров в автомобилях различных марок для этих целей используются одни и те же материалы. В качестве изоляционных материалов (оболочек) используется полиэтилен, поливинилхлоридный пластикат и резина. Исключение составляют автомобили марки «Мерседес», в которых в качестве оболочки, а в некоторых местах и в качестве изоляции, используется обычная тканевая электротехническая изоляционная лента. Как поясняют специалисты представительств "Мерседес" это вызвано только дешевизной указанного материала. Платы в электронных узлах изготовляют из бумажно-слоистого пластика или стеклопластика. В ряде радиодеталей используются пластические массы, компаунды, пропитанная бумага, лакокрасочные материалы, эпоксидные смолы и т.п.
В топливной системе горючую среду составляют резиновые гибкие топливопроводы, топливо и материал воздушного фильтра. В большинстве автомобилей гибкие топливопроводы изготовлены из армированной х/б нитками резины. В качестве топлива используется бензин или дизельное топливо. Следует отметить, что топливная система автомобиля изолирована по отношению к окружающей среде. Поэтому топливо может образовать взрывоопасную и горючую среду в моторном отсеке только при разгерметизации топливной системы. Опыт исследования пожаров в автомобилях свидетельствует о том, что места нарушения герметичности, а также механизм этого процесса и его причины могут быть самыми разнообразными. Как правило, это зависит от конструктивных особенностей системы, качества ее деталей и их монтажа. Так, в карбюраторных бензиновых двигателях отечественных автомобилей (ВАЗ, ГАЗ, Москвич и т.д.) в моторном отсеке топливная система включает в себя фрагменты металлических топливопроводов, гибкие прорезиненные топливопроводы, топливные фильтры (в ряде автомобилей их может быть несколько), бензонасос, карбюратор, впускной коллектор. При этом, в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля, топливопроводы системы могут работать под избыточным давлением, разрежением и в условиях атмосферного давления. К примеру, автомобили, которые оборудованы механическим бензонасосом, топливопроводы на участке от бензонасоса при работающем двигателе находятся под разрежением. Такие топливопроводы соединяют бензобак автомобиля со всасывающим патрубком бензонасоса, смонтированного на двигателе автомобиля. На этом участке топливопровода может быть установлен предварительный фильтр тонкой очистки топлива. На участке от бензонасоса до карбюратора двигателя топливопроводы находятся под избыточным давлением. В некоторых автомобилях в системе питания также предусмотрены топливопроводы для слива излишнего топлива в бензобак, которые находятся под атмосферным давлением. Места соединений деталей топливной системы герметизируются с помощью уплотнительных хомутов. В ряде случаев в автомобилях такие хомуты отсутствуют, что может привести к разгерметизации топливной системы и выходу топлива в объем моторного отсека. Наиболее опасным является случай разгерметизации топливопроводов работающих под избыточным давлением. Так, произошел пожар в автомашине "Волга" ГАЗ-3110 на Кремлевской набережной. При осмотре моторного отсека указанного автомобиля было установлено, что в месте соединения гибкого топливопровода, находившегося под избыточным давлением, и фильтра тонкой очистки топлива отсутствовал уплотнительный хомут. Данный автомобиль новый. В процессе не длительной его эксплуатации от вибрации и избыточного давления произошла разгерметизация указанного соединения и топливо из топливопровода поступало непосредственно в моторный отсек автомобиля, что и привело к возникновению пожара. Особо следует отметить автомобили, у которых бензонасос с электроприводом и находится в бензобаке автомобиля. Опасность такой схемы подачи топлива заключается в том, что даже при не работающем двигателе автомобиля но при включенном зажигании бензонасос работает и часть топливопроводов находится под давлением. В современных автомобилях, как отечественных так и иномарках, в систему питания могут входить и другие детали, которые предназначены для более качественной очистки топлива, его экономии, улучшения качества смесеобразования и т.п. В последнее время широкое распространение получили автомобили с инжекторной системой смесеобразования. В инжекторных автомобилях требования к герметичности топливной системы более жесткие. Это обуславливается тем, что в топливопроводах системы питания, находящихся по избыточным давлением, величина этого давления превышает давление в топливопроводах карбюраторных двигателей. В этом случае, даже незначительная не плотность системы может привести к пожару. Характерным случаем такого пожара является пожар, который произошел в автомобиле ВАЗ-21093i. В рассматриваемом случае в металлическом топливопроводе высокого давления из-за электрокоррозионного процесса образовалось микроскопическое отверстие, через которое под давлением выходило топливо. Часть автомобилей в настоящее время оборудованы газовой системой питания, в которой в качестве топлива используются смеси различных горючих газов. В таких автомобилях при негерметичности системы питания может образовываться взрывоопасная концентрация. Определенную долю в горючую загрузку моторного отсека автомобиля вносит и система охлаждения двигателя, причем это зависит от вида охлаждающей жидкости, используемой в ней. Традиционной жидкостью, которая используется в системах охлаждения двигателя, является вода. Однако, эта жидкость имеет ряд недостатков, которые ограничивают ее применение. Такими недостатками являются: высокая температура замерзания, образование накипи, способствует коррозионным процессам и т.п. Вода относится к негорючим жидкостям и является пожаробезопасной охлаждающей жидкостью. В целях устранения перечисленных эксплуатационных недостатков в современных двигателях в качестве охлаждающих жидкостей используются тосолы и антифризы на основе водных растворов этиленгликоля с набором присадок. Охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля являются горючими жидкостями. При этом следует отметить, что опасность этих охлаждающих жидкостей зависит от их температуры, скорости вытекания и объема вытекшей жидкости. Разгерметизация системы охлаждения холодного двигателя (температура которого не превышает температуру окружающей среды) не приводит к образованию горючей смеси не зависимо от скорости вытекания жидкости и количества вылившейся жидкости. При разгерметизации системы охлаждения прогретого или работающего двигателя горючая среда образоваться может. В этом случае возможность воспламенения горючих паров жидкости зависит от наличия источника зажигания, его параметров, количества и скорости поступления горючей жидкости, а также от наличия условий для образования паров соответствующей концентрации. Характерный случай пожара, иллюстрирующий описанную ситуацию, произошел в автомобиле VOLVO-850. Система охлаждения этого автомобиля была заполнена охлаждающей жидкостью на этиленгликолевой основе с температурой вспышки +138 °С, что позволяет отнести ее к классу горючих жидкостей. В один из моментов в процессе эксплуатации автомобиля, когда двигатель указанного автомобиля был прогрет, произошла разгерметизация гибкого соединительного прорезиненного шланга системы охлаждения в моторном отсеке в районе расположения катализатора и датчика кислорода на патрубке системы выпуска отработавших газов. Причем истекание охлаждающей жидкости происходило таким образом, что она попадала непосредственно на разогретые патрубки системы (в соответствии с техническим описанием автомобилей такого класса указанные детали системы выпуска отработавших газов и каталитической системы нейтрализации СО, СН и окислов азота могут разогреваться при нормальном режиме работы до температуры в пределах 400-800°С) выпуска отработавших газов и каталитической системы нейтрализации СО, СН и окислов азота. Это привело к тому, что в моторном отсеке автомобиля образовалась горючая смесь, которая воспламенилась от нагретых деталей системы выпуска отработавших газов и каталитической системы нейтрализации СО, СП и окислов азота, температура которых значительно превышала температуру вспышки +138 и воспламенения +145 °С. Гибкие патрубки системы охлаждения изготовлены из армированной х/б нитками резины и тоже являются горючими материалами.
В салоне автомобиля основную долю горючей загрузки составляют материалы его отделки и изоляция участков электропроводов. Большинство этих материалов являются горючими. В багажном отсеке автомобиля горючую загрузку могут составлять: материалы отделки, емкости с запасом расходных жидкостей, багаж, бак с топливом и т.п.
Особенности развития пожара в салоне автомобиля
Механизм распространения пожара в салоне автомобиля может определяться многими факторами, наиболее важными среди которых являются величина пожарной нагрузки в салоне, скорость выгорания материалов и условия газообмена. В пожарную нагрузку в основном входят конструктивные горючие и трудногорючие элементы салона автомобиля, а также привнесенные в салон другие горючие материалы. Скорость выгорания жидких и твердых веществ и материалов характеризуется потерей массы в единицу времени с единицы площади горения. Условия газообмена определяются степенью раскрытия и взаимным расположением проемов, в частности дверных и оконных проемов, вентиляционных люков, а также объемом салона. В процессе развития пожара в салоне автомобиля можно условно выделить три периода.