Предмет и задачи информатики
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Прасковейский сельскохозяйственный техникум»
Курс лекций
По дисциплине «Информатика»
Прасковея, 2012
Автор: Н.Г. Михайлова
Рецензент: В.Ю. Альспектор (Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования«Григорополисский сельскохозяйственный техникум»)
Курс лекций предназначен для студентов первого курса всех специальностей для подготовки к теоретическим и практическим занятиям, к сдаче зачетов по дисциплине «Информатика».
Курс лекций полезен не только студентам, пропустившим занятия по какой-либо причине, но и студентам, которые хотят повысить свой образовательный уровень. Он также полезен преподавателям информатики при подготовке к занятиям.
Содержание
Предисловие | |
Лекция 1. Введение | |
Раздел 1. Архитектура персонального компьютера. Лекция 2. Представление информации в ЭВМ | |
Лекция 3. Основные блоки персонального компьютера (ПК) и их назначение | |
Лекция 4. Основные внешние устройства ПК | |
Раздел 2. Системное программное обеспечение компьютера. Лекция 5. Состояние и тенденции развития ЭВМ | |
Тесты к лекциям 1 – 5 | |
Раздел 3. Алгоритмизация и программирование. Лекция 6. Алгоритмы | |
Тест к лекции 6 | |
Лекция 7. Основы программирования | |
Лекция 8. Графика. Графический редактор |
Предисловие
Быть образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина «Информатика», изучение которой начинается с первого курса техникума, а затем, приобретая более целесообразный характер, продолжается на старших курсах. Эта дисциплина достаточно новая и своим появлением обязана развитию индустрии информатики, бурному процессу информатизации, начавшемуся в нашей стране. Об информации говорят как о стратегическом ресурсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.
В курсе лекций нашли отражение основные теоретические и практические направления, что дает возможность получить разносторонние знания о содержании и сущности информатики как науки, об истории развития вычислительной техники, об архитектуре современного компьютера, о программном обеспечении, алгоритмизации и программировании, о графическом редакторе.
В данный курс лекций вошли материалы, изучаемые студентами на первом курсе техникума. Он поддерживает различные виды деятельности, дополняющей теоретическую подготовку. Он включает вопросы для самопроверки, упражнения и задания по всем темам курса информатики.
В курс лекций включен также набор тестов для контроля знаний. Тесты будут полезны как для самооценки знаний по различным темам, так и для подготовки к выполнению практических работ по информатике.
Лекция 1. Введение
План
1. Предмет и задачи информатики.
2. Истоки и предпосылки информатики.
3. Информация и информатика.
4. История развития средств вычислительной техники.
Информатика – предмет и задачи. Истоки и предпосылки информатики. История развития средств вычислительной техники.
Предмет и задачи информатики
Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Из этого определения видно, что информатика очень близка к технологии, поэтому ее предмет нередко называют информационной технологией.
Предмет информатики составляют следующие понятия:
• аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
• программное обеспечение средств вычислительной техники;
• средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
• средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.
Как видно из этого списка, в информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия. Для этого даже есть специальное понятие — интерфейс. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют пользовательским интерфейсом. Соответственно, существуют аппаратные интерфейсы, программные интерфейсы и аппаратно-программные интерфейсы.
Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а также в методическом обеспечении новых технологических исследований.
Информатика — практическая наука. Ее достижения должны проходить подтверждение практикой и приниматься в тех случаях, когда они соответствуют критерию повышения эффективности. В составе основной задачи информатики сегодня можно выделить следующие направления для практических приложений:
• архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
• интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
• программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);
• преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
• защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
• автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
• стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, а также между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).
На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для информатики ключевым понятием является эффективность. Для аппаратных средств под эффективностью понимают отношение производительности оборудования к его стоимости (с учетом стоимости эксплуатации и обслуживания). Для программного обеспечения под эффективностью понимают производительность лиц, работающих с ними (пользователей). В программировании под эффективностью понимают объем программного кода, создаваемого программистами в единицу времени.
В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос, как сделать ту или иную операцию, для информатики является важным, но не основным. Основным же является вопрос, как сделать данную операцию эффективно.