Формы власти и влияния
Власть зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя. Поэтому все формы власти и влияния побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствуя их удовлетворению, или они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя. Люди строят предположения относительно того, что может произойти, если они будут вести себя определенным образом.
Власть может принимать разнообразные формы: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть.
Власть, основанная на принуждении: исполнитель верит, что руководитель имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
Власть, основанная на вознаграждении: исполнитель верит, что руководитель может удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
Экспертная власть: исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
Эталонная власть (власть примера): характеристика или свойства руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как руководитель.
Законная власть: исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, что его долг - подчиняться им. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять трудовым коллективом предприятия.
Рабочее место дает богатые возможности развивать власть, используя страх и принуждение, потому что множество наших потребностей удовлетворяется именно так. Например, страх потерять работу; далее намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности обычно вызывает страх. Когда подчиненные надежно защищены от такого рода угроз, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха. Вселяется страх и руководителям: вскользь брошенное замечание, что другой руководитель справился со своим заданием; назначение на непрестижную должность; выделение менее удобного кабинета.
Управление людьми при помощи страха - неэффективно: трудовые коллективы становятся нестабильными, понижается уровень трудовой дисциплины, растет текучесть кадров.
Обещание вознаграждения один из самых старых и часто эффективных способов влияния на других людей. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме. В контексте мотивационной теории ожидания исполнитель представляет, что имеется большая вероятность получения вознаграждения, которое удовлетворит потребность, и что он способен сделать то, чего желает руководитель. Исполнителю должно предоставляться такое вознаграждение, чтобы оно было адекватно согласию на влияние. Этот принцип является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении, по сравнению со слабыми сторонами власти, основанной на принуждении.
Законная власть – самый распространенный метод влияния на исполнителя. Однако этот метод становится действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дарует ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние через законную власть возможно лишь тогда, когда подчинение является желанным поведением для исполнителя. Когда человек призывает влияние, основанное на законной власти, он получает взамен ощущение принадлежности к социальной группе (коллективу). Это чувство принадлежности и осознание себя как личности может удовлетворить социальную потребность и создать фактическую защищенность, что также удовлетворяет соответствующую потребность.
Власть примера – влияние с помощью харизмы – широко применяется в практике руководства. Харизма – это власть, построенная на силе личных качеств или способностей лидера (руководителя). Вот некоторые характеристики харизматической личности: 1) обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности изучают энергию и заряжают ею окружающих их людей; 2) внушительная внешность. Руководитель необязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится; 3) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других; 4) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению; 5) восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, не впадают в надменность или себялюбие; 6) достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.
Влияние через разумную веру осуществляется следующим образом. Исполнитель, представляет, что руководитель обладает особым экспертным знанием в отношении данной проблемы. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиняться и исполнять указания руководителя является сознательным и логичным.
Убеждение и участие
По мере того, как способности исполнителей подошли вплотную к способностям руководителей, стала возрастать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителей, чтобы иметь возможность на них влиять. Две формы влияния, которые могут побудить исполнителей к активному сотрудничеству - это убеждение и участие.
Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать – он “продает” исполнителю то, что нужно сделать. В этом состоит сущность убеждения.
Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Иначе говоря, руководитель признает свою зависимость от исполнителя. Например, руководитель кооперативного предприятия, обладая полномочиями для внедрения на предприятии новой организационной структуры, может ее внедрить без совета с работниками. Однако это мероприятие будет более эффективным, если руководитель выслушает мнение работников на этот счет. Активно добиваясь согласия, руководитель таким образом оказывает воздействие на потребность исполнителя в уважении к нему. Если исполнитель в свою очередь испытывает потребность в авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал авторитет исполнителя, а исполнитель ощущает, что к нему переходит доля власти руководителя. Убеждение влияет тем, что доводит до сознания исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, исполнитель удовлетворит свою собственную потребность.
Чтобы добиться этого, руководитель может пользоваться логикой или эмоциями. Тот, кто хочет убедить, пользуется и тем и другим, в зависимости от расположенности работников. Пример тому - отношение между продавцом и покупателем.
Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов. Руководитель должен заслуживать доверия. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень работников. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей работников.
Авторы книги “Основы менеджмента” рекомендуют следующие методы влияния на работников путем убеждения:
– постарайтесь точно определить потребности слушателя и апеллируйте к этим потребностям;
– начинайте разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе слушателю;
– постарайтесь создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности;
– говорите, сообразуясь с интересами слушателей, а не со своими собственными;
– если высказывается несколько точек зрения, постарайтесь говорить последним: аргументы, прослушанные последними имеют наибольший шанс повлиять на работников.
Самое большое преимущество в использовании убеждения заключается в том, что выполнение работы человеком, на которого влияют убеждением, не нужно будет проверять потому, что выполняемая им работа удовлетворяет его личные потребности. Человек, получивший приказ, подкрепленный принуждением, выполняет его по минимуму.
Влияние через участие более эффективно, чем убеждение. В этой ситуации руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать исполнителю свою волю или даже мнение. Вместо того чтобы убеждать исполнителя принять сформулированную руководителем цель, руководитель просто направляет его усилия и способствует свободному обмену информацией. Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.
Методы воздействия на работников – страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении – являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на работников, апеллируя к их потребностям. Но даже тот редкий руководитель предприятия, который применяет все перечисленные методы, должен давать себе отчет в том, что не достаточно иметь власть; она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе.
Контрольные вопросы
1. Что такое власть и личное влияние, их взаимосвязь и взаимообусловленность в системе управления?
2. Раскройте формы власти и влияния.
3. Что такое убеждение и участие в системе управления?
4. Раскройте инструменты воздействия руководителя на работников (страх, вознаграждение, традиции, убеждение и участие).