Юридические основы информационной безопасности
Анализ угроз информационной безопасности
Эффективность любой информационной системы в значительной мере определяется состоянием защищенности (безопасностью) перерабатываемой в ней информации.
Безопасность информации – состояние защищенности информации при ее получении, обработке, хранении, передаче и использовании от различного вида угроз.1
Для успешного противодействия угрозам и атакам информационных систем, а также выбора способов и средств защиты, политики безопасности и анализа рисков от возможного несанкционированного доступа необходимо классифицировать существующие угрозы информационной безопасности. Каждый признак классификации должен отражать одно из обобщенных требований к системе защиты, а сами угрозы позволяют детализировать эти требования. Современные компьютерные системы и сети являются сложными системами, подверженными, кроме того, влиянию чрезвычайно большого числа факторов и поэтому формализовать задачу описания полного множества угроз не представляется возможным. Как следствие, для защищенной компьютерной системы определяется не полный перечень угроз, а перечень классов угроз, которым должен противостоять комплекс средств защиты.
Классификация угроз может быть проведена по ряду базовых признаков:
1.
По природе возникновения: объективные природные явления, не зависящие от человека; субъективные действия, вызванные деятельностью человека.
2.
По степени преднамеренности: ошибки конечного пользователя или персонала; преднамеренного действия, для получения несанкционированного доступа к информации.
3.
По степени зависимости от активности Информационных систем: проявляющиеся независимо от активности информационных систем (вскрытие шифров, хищение носителей информации); проявляющиеся в процессе обработки данных (внедрение вирусов, сбор «мусора» в памяти, сохранение и анализ работы клавиатуры и устройств отображения).
4.
По степени воздействия на информационные системы: пассивные угрозы (сбор данных путем выведывания или подсматривания за работой пользователей); активные угрозы ; внедрение программных или аппаратных закладок и вирусов для модификации информации или дезорганизации работы информационной системы).
5.
По способу доступа к ресурсам информационных систем: получение паролей и прав доступа, используя халатность владельцев и персонала, несанкционированное использование терминалов пользователей, физического сетевого адреса, аппаратного блока кодирования и др.; обход средств защиты, путем загрузки посторонней операционной защиты со сменного носителя; использование недокументированных возможностей операционной системы.
6.
По текущему месту расположения информации в информационной системе: внешние запоминающие устройства; оперативная память; сети связи; монитор или другое отображающее устройство (возможность скрытой съемки работы принтеров, графопостроителей, световых панелей и т.д.).1
Необходимо отметить, что абсолютно надежных систем защиты не существует. Кроме того, любая система защиты увеличивает время доступа к информации, поэтому построение защищенных информационных систем не ставит целью надежно защититься от всех классов угроз. Уровень системы защиты – это компромисс между понесенными убытками от потери конфиденциальности информации, с одной стороны, и убытками от усложнения, удорожания информационной системы и увеличения времени доступа к ресурсам от введения систем защиты, с другой стороны
Юридические основы информационной безопасности
Широкое распространение компьютерных систем и сетей, внедрение их в государственных учреждениях и важность задачи сохранения конфиденциальности государственной и частной информации заставили многие страны принять соответствующие законы, регламентирующие защиту компьютерных систем и сетей.
Наиболее общим законом Российской Федерации является Конституция. Главы 23, 29, 41 и 42 в той или иной мере затрагивают вопросы информационной безопасности. Статья 23 Конституции, например, гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; статья 29 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Главы 41 и 42 гарантируют право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказания за преступления, связанные с нарушением конфиденциальности информации. Глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» содержит статьи 272-274, посвященные преступлениям, связанным, соответственно, с неправомерным доступом к компьютерной информации, созданием, использованием и распространением вредоносных программ, нарушением правил эксплуатации ЭВМ, систем и сетей на их основе.1
8 июля 2006 года государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный Закон № 152-ФЗ О персональных данных. Данным законом регулируются отношения, которые связанны с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.
Цель закона - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В Законе в статьях 5 и 6 прописаны принципы и условия обработки персональных данных. Данным законом и другими законами предусмотрены случаи обязательного предоставления субъектом своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Главе 3 данного Закона представлены Права субъекта персональных данных.
Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации наиболее полно представлены в Законе «О государственной тайне». В нем государственная тайна определена как защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Здесь же дается описание средств защиты информации, к которым, согласно данному Закону, относятся технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну.1
За последние годы, прошедшие с момента принятия Федерального закона №152 «О персональных данных», было выпущено и опубликовано множество подзаконных актов – Постановлений Правительства РФ, приказов государственных регуляторов, нормативно-методических документов ФСТЭК, ФСБ и Россвязькомнадзора. Уточнялись требования, функции и наименования регулирующих и контролирующих органов, образцы документов. Изменения и дополнения продолжаются и до сих пор. Автором представлены практически все документы, которые, по его мнению, в той или иной степени касаются обработки персональных данных и обеспечения их безопасности.
Российское Законодательство по защите персональных данных представлено огромным количеством Законов и Постановлений. Например:
Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. N 160-ФЗ;
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ - О персональных данных;
Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ - О государственной геномной регистрации в Российской Федерации;
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 - Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 687 - Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации;
Постановление от 6 июля 2008 г. № 512 - Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных;
Постановление Правительства Российской Федерации 2 июня 2008 г. № 419 - О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций;
Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 - Об утверждении Положения о персональных данных государственного служащего Российской Федерации и ведении его личного дела;
Приказ от 13 февраля 2008 года N 55/86/20 - Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных;
Приказ Россвязькомнадзора №08 от 17.07.2008 - Об утверждении образца формы уведомления об обработке персональных данных;
Методические материалы ФСТЭК - Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" от 15 февраля 2008 года (документ ДСП);
Методические материалы ФСТЭК - Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" от 15 февраля 2008 года (документ ДСП);
Методические материалы ФСТЭК - Основные мероприятия по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных" от 15 февраля 2008 года (документ ДСП);
Методические материалы ФСТЭК - Рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" от 15 февраля 2008 года (документ ДСП);
Методические материалы ФСБ – Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации. От 21 февраля 2008 года;
Методические материалы ФСБ - Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. От 21 февраля 2008 года.1
Основой этих всех документов является концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации и основные принципы защиты компьютерных систем.